ПОКАЗАТЕЛИ АБСОЛЮТНОГО И ОТНОСИТЕЛЬНОГО РОСТА ЦЕН И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИХ УРОВЕНЬ




 

Важным этапом при статистическом анализе применяемых цен является оценка уровня цен.

Уровень цен – это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров (продукции, работ и услуг), отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени на конкретной территории и конкретном предприятии.5 Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного (текущего) и какого-либо базисного периода по одинаковой или сходной продукции (то есть по близким потребительским свойствам товаров) с применением соответствующих корректирующих коэффициентов. Таким образом, осуществляется прямое измерение динамики цен по изменениям их уровня.

От уровня цен непосредственно зависят размеры: выручки хозяйствующих субъектов от продаж продукции (работ, услуг), расходов населения на приобретение потребительских товаров и услуг, инвестиций предприятий, затрат в текущем производстве на приобретение материальных ценностей и оплаты услуг производственного характера.

Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики. Средняя цена будет являться абсолютным показателем уровня цен.

Простая средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:

S Цi

Цср.арифм. =,

S Оi


где Цi – цена товара; Оi – его объем.

Однако данная формула применяется редко, поскольку в ней не учитываются различия в составе товара.

Для анализа уровня цен наиболее широко применяют среднюю хронологическую, среднюю хронологическую взвешенную, среднюю арифметически взвешенную, среднюю гармонически взвешенную цены.

Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:

 

1/2 + Ц2 + Ц3 + Ц4 + … + Цt/2)

Цср.хрон. =,

t – 1

 

где Ц1, Ц2, Ц3, …, Цt – цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); t – число месяцев в определенном периоде.

Эта формула может применяться в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга, то есть, средняя хронологическая цена формируется из цен, наблюдаемых последовательно во времени. Как правило, указанная формула используется в основном при расчете средней цены в целом за год (или полугодие). Средняя хронологическая цена может применяться при наблюдении цен на рынках, в уличной торговле, у поездов дальнего следования и т. д.

Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в основном в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:

 

S (Цcpi х ti)

Цср.хрон.взв. =,

S ti

 

где Цcpi – средняя цена за конкретный период; ti – число месяцев в определенном периоде.

Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):

S (Ц х О)

Цср.арифм.взв. =,

S О

 

где Ц – среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О – объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).

средняя гармоничная взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, то есть в качестве весов применяется стоимостный показатель (можно использовать, например, и число дней торговли). Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:

 

S (Ц х О)

Цср.гарм.взв. =,

S (Ц х О / Ц)

 

где Ц х О – товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продаж).

Важно подчеркнуть, что помимо изменения номинальных цен, на динамику средних цен значительно влияют неценовые факторы (изменения удельных весов и качества товаров, входящих в данную их группу, ассортимента, географической территории продаж и др.).

С помощью оценки уровня цен кроме определения состояния цен, дифференциации их уровня изучают и закономерности поведения рыночных цен, и взаимное влияние уровней цен различных товаров, соотношения цен.

Широко используется также и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, также являющийся основным инструментом анализа уровней цен.

Индексовые оценки применяются для неоднородных товарных групп и отражают относительное измерение, как уже отмечалось, уровня цен товаров во времени или по территориальному признаку, то есть, они являются о тносительны ми показателями

Индекс – это экономический и статистический показатель, характеризующий в относительном виде изменение экономических параметров во времени за определенный период и равный отношению конечной величины к исходной. Индекс исчисляется по отношению к базисной величине, соответствующей определенному году (кварталу, месяцу, дню), принятому в качестве точки отсчета.

Наиболее распространены индексы цен промышленного производства, индексы оптовых, розничных, потребительских цен, являющиеся показателями динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных и бытовых товаров массового потребления, электроэнергии, топлива и т.д.), индексы стоимости жизни, уровня жизни, темпов инфляции, цен товаров и другие, характеризующие состояние рынка ценных бумаг и покупательной способности единицы национальной валюты.

Для вычисления индивидуального индекса цен какого-либо конкретного товара важно вначале определить его цену за отчетный (текущий) период, а затем за базисный. Индивидуальный индекс цен определяется по следующей формуле:

 

Ip = Pi1 / Pi0 ,


где Pi0 – цена товара в базисном периоде,

Pi1 – цена товара в отчетном периоде.

В экономической литературе считается, что первый индекс цен был построен итальянским экономистом Карли в 1764 г. Этот индекс был построен по среднеарифметической формуле без применения какой либо системы взвешивания. В 19 веке при построении индексов цен, в основном по агрегатной или соответствующей ей среднеарифметической формуле, статистики начинают использовать систему взвешивания. Возникли две формулы: Ласпейреса (1871г) и Пааше (1874г.). Более широкое практическое применение находят две другие их формы: в формуле Ласпейреса – средняя арифметическая форма, в формуле Пааше – средняя гармоническая. Таким образом, в настоящее время в отечественной и зарубежной экономической статистике различают агрегатную, среднеарифметическую и гармоническую формы индексов цен.

На уровень цен влияет множество факторов.

Внешние факторы – это факторы макроэкономического уровня, определяющие общую динамику или стабилизацию цен, они не зависят от деятельности предприятия (фирмы) и учитывают изменение общеэкономических пропорций и условий в государстве и за его пределами. К ним относятся политическая стабильность в стране, финансово-кредитная сфера и денежная политика, потребители (покупатели) товаров, масштабы государственного регулирования цен, участники каналов товародвижения, конкуренция, издержки производства, обращения и реализации, а также темп инфляции, обеспеченность основными ресурсами, уровень бюджетного дефицита, совершенствование налогового законодательства, внешняя экономическая политика государства.

Рассмотрим некоторые из них. В первую очередь на уровень и динамику цен влияют политическая стабильность, которая создает предпосылки для уверенной работы предприятий на перспективу, и финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены оказывает изменение покупательной способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия начинает изменяться сумма цен товаров

Потребители (покупатели) товаров оказывают значительное влияние на принятие предприятием оптимального решения по ценам. Взаимосвязь между ценами и количеством сделанных покупок можно объяснить двумя причинами. Первая состоит в воздействии законов спроса и предложения и ценовой эластичности. Другая заключается в неодинаковой реакции покупателей различных сегментов рынка на цену товаров и их различной ориентации в покупках.

Важным фактором внешней среды является государственное регулирование цен, которое осуществляется в двух формах:

· административное (прямое) регулирование цен;

· экономическое (косвенное) регулирование цен.

Административное регулирование предполагает прямое установление или изменение уровня цен. Это достигается путем принятия законодательных и нормативных актов, определения правил ценообразования, установления и применения фиксированных или регулируемых цен и тарифов, предельных уровней рентабельности и размеров надбавок (наценок).

Экономическое регулирование цен включает в себя систему мер, воздействующих на спрос, предложение, уровень конкуренции, – например установление государством различных налогов (НДС, акцизов) и других отчислений, включаемых в цены и тарифы.

Государство с помощью различных мер, методов, правил вмешивается в хозяйственную жизнь предприятий, и, соответственно, влияет на процессы ценообразования.

Важным фактором, воздействующим на уровень цен, является конкуренция. В рыночных условиях различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция – это способ (вид) конкурентной борьбы, осуществляемый путем изменения цен на товары. Фирмы-производители анализируют конкретные данные и исследуют кривую спроса, снижая или увеличивая цену в зависимости от полученных результатов.

Цены представляют собой гибкий инструмент маркетинга, так как им можно легко маневрировать, применяя воздействие множества факторов.

При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако в первую очередь учитываются уникальные свойства товара, его внешний вид и техническая надежность, новизна и высокое качество.

Внутренние факторы – это факторы микроэкономического уровня, они зависят от деятельности предприятия (фирмы), определяют и направляют его финансово-хозяйственную деятельность. К ним относятся способ производства, жизненный цикл товара (внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад), особые потребительские свойства товара и его новизна, ориентация на рыночные сегменты, организация сервиса и сервисного обслуживания, авторитет и имидж фирмы, товарная марка (знак) и сертификат качества, реклама и продвижение (стимулирование) товара.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: