ТРАКТОВКА ЦЕН В ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ И ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Трактовка цен в трудовой теории стоимости и теории предельной полезности

1.1 Функции цен

2. Основные виды цен и взаимоотношения между ними

3. Показатели абсолютного и относительного роста цен и факторы, влияющие на их уровень

4. Динамика цен в России 1990-2000 гг. и ее анализ. Причины и

механизм роста цен

Заключение

Список литературы

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях цены и ценообразование становятся одним из основных элементов развития рыночной экономики. Важнейшим условием всех дальнейших экономических преобразований в нашей стране является, прежде всего, целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования. Именно от того, как будет осуществляться механизм ценообразования, зависит целый ряд факторов: разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, реальный переход предприятий с различными формами собственности на самоокупаемость, самофинансирование всего хозяйственного механизма и усиление его воздействия на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, фирм, компаний, организаций).

На основе цен осуществляется оборот общественного продукта между сферами производства и потребления, отраслями материального производства и непроизводственной сферы, отдельными предприятиями с различными формами собственности, а также производится перераспределение национального дохода путем формирования системы налогообложения

Цены, устанавливаемые на все виды товаров народного потребления, продукцию производственно-технического назначения, служат, с одной стороны, нормативом производственных затрат и рентабельности, а также прибыльности общественного производства, а с другой – нормативом, активно формирующим потребительский спрос населения на необходимые товары и услуги. В связи с этим цены являются основным экономическим инструментом, отражающим процессы, происходящие в сфере производства, обращения, обмена, распределения, потребления и накопления. Таким образом, цена занимает центральное место в рыночных отношениях, гармонизируя разные экономические интересы производителя (продавца) и потребителя (покупателя), приводя в соответствие спрос и предложение.

Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товара служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор. Покупатели и продавцы используют информацию, получаемую на рынке, чтобы решить, что именно и сколько купить и продать. Цены действуют как сигналы покупателям и продавцам, сообщая информацию о дефиците товаров, услуг, производственных ресурсов.

В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельных работников, предприятий, групп предприятий, отраслей общества, государства, региональные и федеральные, национальные и интернациональные интересы.

Ключевая роль цены проявляется прежде всего в том, что она устанавливается собственником товара – субъектом хозяйствования и проходит проверку рынком, где и определяется ее окончательный уровень под воздействием рыночных факторов, в отличии от планово – директивной экономики, в которой цены устанавливались в централизованном порядке.

Историческое развитие ценообразования в России свидетельствует о постоянном внимании к ценам со стороны государства в связи с тем, что по ряду причин они постоянно росли. Особенно неудержимый рост цен наблюдался в России в связи с переходом функций управления ценообразованием к Правительству. Постоянно проводились реформы цен, разрабатывались научные методы их формирования. И в настоящее время, в условиях рыночных отношений используются принципиально новые подходы к установлению цен, новые методы ценообразования.

Цена в рыночных условиях выступает важнейшим фактором при формировании затрат на производство продукции и ее реализацию. Она также существенно влияет на выручку, рентабельность, прибыль (доход). На цены же в свою очередь влияют сложившиеся уровни системы цен, цены мирового рынка и многие другие факторы.

Через систему цен выражается меновая стоимость продукции предприятий, при этом формирование цены происходит в тесной взаимосвязи с качеством товара, его количеством на рынке, выручкой, налогами, кредитами, страхованием, прибылью и т.д.

Правильно выбранная ценовая политика, профессиональная тактика ценообразования, экономически выверенные методы ценообразования, составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от его организационно – правовой формы. Знание системы и видов цен, реально применяемых на внутреннем и внешнем рынках, умение рассчитать их структуру, позволяют обеспечить максимально возможную прибыль.

Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы, рентабельность производства или его убыточность и в конечном счете уровень жизни общества.

Основной целью данной работы является раскрытие понятия цены в различных аспектах, ее экономической сущности, проявляющейся в ее функциях, рассмотрение отдельных видов цен, исследование факторов, влияющих на рост и снижение цен, а также анализ уровня и динамики цен в России.

 


ТРАКТОВКА ЦЕН В ТРУДОВОЙ ТЕОРИИ СТОИМОСТИ И ТЕОРИИ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ

 

Цены являются одной из важнейших экономических категорий как на уровне общества, так и на уровне предприятий и фирм и в особенности на уровне индивидуального потребления. Цены представляют собой единый фундамент обмена – покупки и продажи на всех этапах и фазах общественного воспроизводства. Это очень тонкий и гибкий инструмент управления экономикой.

Цена аккумулирует в себе ряд понятий, составляющих сущность цен и формирующих фундамент товарного рынка как явления. Вот некоторые из этих понятий:

- нужда – это чувство, ощущаемое человеком при нехватке чего-либо. Именно человеческие нужды лежат в основе рыночной деятельности;

- потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем общества и личностью человека. По мере развития общества потребности людей растут количественно и качественно. Изучив нужды и потребности человека (групп или слоев населения) предприниматель (например, производитель определенной продукции) осуществляет целенаправленные действия по выпуску продукции, которая удовлетворяла бы нужды и потребности.

- запрос – это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены.

Таким образом, именно в цене на товар выражается нужда в нем, потребность, запрос, целесообразность обмена и т.д.

С точки зрения продавца, цена представляет собой сумму денег, которую он хотел бы получить за товар, и в этом смысле цены на товары тяготеют к объективной экономической категории – издержкам производства. С точки зрения покупателя, цена выражает собой сумму денег, которую он вынужден отдавать за товар, представляющий для него определенную ценность, полезность, и в этом смысле цены тяготеют к субъективной экономической категории – полезности. Таким образом, смысл и содержание цены, ее величина тесно переплетаются с двумя глобальными ценообразующими факторами: стоимостью (себестоимостью) и полезностью. Следовательно, можно различить два подхода в методологии ценообразования: классической политической экономии – стоимостный, или затратный (издержки производства) подход, и маржинализма – полезностный подход.

Первый подход – производственный, формируется как бы от лица производителей, по большому счету – от «предложения». Второй подход – потребительский, формируется со стороны покупателей, следовательно, здесь на цены действует фактор «спроса». Поскольку предложение и спрос формируются под влиянием противостоящих факторов рынка, то и подходы к ценообразованию разные, но и в целом объективные.

Производственный, или затратный, метод опирается на трудовую теорию стоимости. Сторонником данного подхода является А.Смит (1723-1790 гг.) – выдающийся английский экономист, который, разрабатывая экономическую теорию в целом и, беря за основу трудовую теорию стоимости, определил, что цена определяется совокупностью затрат на производство товаров, или издержками производства. Более конкретно: издержки производства плюс определенная, чаще всего средняя, прибыль.

Другим представителем производственного подхода является английский экономист Д. Рикардо (1972-1823 гг.), который очистил экономическую науку от многих заблуждений предшественников и освободил трудовую теорию стоимости от внутренних противоречий. Кроме того, он впервые охарактеризовал понятие общественно необходимых затрат труда и обосновал, что стоимость определяется именно ими.

Величина стоимости измеряется количеством труда, заключенного в продаваемом товаре, при этом разные товаропроизводители на один и тот же товар расходуют разное количество труда. Однако величина стоимости не может измеряться фактическими затратами труда каждого товаропроизводителя, поэтому одинаковые товары имеют равные стоимости на рынке. Величина стоимости товара определяется не индивидуальным рабочим временем каждого отдельного товаропроизводителя, а теми затратами труда, которые общественно необходимы для производства данного товара.

Под общественно необходимыми затратами труда понимаются затраты, которые требуются для производства данного товара при средних общественных условиях производства данной отрасли (уровне технологии, организации производства и его интенсивности, степени квалификации и профессионального мастерства производителей).

Таким образом стоимость – это овеществленный в товарах общественный продукт, вложенный в их производство. Стоимость составляет сущностную основу цены.

Стоимость товара измеряется общественно необходимым рабочим временем, расходуемым на его изготовление на предприятиях при таких условиях производства, при которых выпускается основная масса данного товара. При этом решающее значение для определения стоимости товара имеет рынок, с помощью которого выявляется действительная общественная рыночная стоимость товара.

Рынок показывает, в каком соотношении находятся индивидуальные и общественно необходимые затраты труда. Производители продукции, которые имеют индивидуальные издержки на производство ее единицы меньше, чем общественно необходимые, продавая товар по рыночной стоимости, экономически оказываются в выгодном положении и получают повышенную прибыль; и наоборот, производители, имеющие индивидуальные издержки на производство единицы продукции выше общественно необходимых, не смогут даже возместить свои действительные затраты, так как рыночная стоимость продукции оказывается ниже последних.

Именно через конкуренцию продукции (товаров, услуг) на рынке выявляется ее истинная рыночная стоимость. При этом рынок сводит индивидуальные затраты труда, овеществленные в товаре, к общественно необходимым, показывая их реальную общественную рыночную стоимость.

К. Маркс в своей работе «К критике политической экономии» доводит трудовую теорию стоимости до совершенства: он открывает двойственный характер труда, создающего товар, и двойственность самого товара, историю появления и сущность денег, их роль в товарном хозяйстве; в ней показана необходимость превращения товара в деньги вследствие того, что общественный характер труда, воплощенного в товаре, может проявляться только в обмене.

Теорию стоимости К. Маркс разрабатывает далее в «Капитале». Здесь он разрешает противоречие между определением стоимости товара рабочим временем и реально складывающимися в капиталистическом хозяйстве ценами. Принципиальный сдвиг в ценообразовании связан с переходом от простого товарного производства к капиталистическому. К. Маркс анализирует конкуренцию и открывает два ее вида: внутриотраслевую и межотраслевую. «Конкуренция, капиталистическое производство являются причиной того, что средние условия производства определяют рыночную цену и, таким образом, поднимают ту цену продукта, которая стоит ниже этого среднего уровня, выше цены данного продукта и даже выше его стоимости, а, это, стало быть, не закон природы, а общественный закон»1. Межотраслевая конкуренция приводит к формированию «цены издержек», которая становится центром колебания рыночных цен. К. Маркс формулирует закон движения рыночной стоимости и закон средней прибыли и цены производства. Теория средней прибыли и «цены издержек» представляет собой развитие теории стоимости на более конкретном уровне исследования.

Однако подход к ценообразованию на основе трудовой теории стоимости испытывает значительные трудности в определении цены товаров и услуг, не имеющих трудового происхождения (например, цены земли, природных ресурсов в целом), являющихся простым и понятным всем естественным фактором.

Правда К. Маркс в своей экономической теории объяснял формы земельной ренты и решил задачу, до него никем не решенную – он объяснил механизм производства и расчета величины абсолютной ренты, а вместе с ним и природу «цены» земли..

Трудности возникают и в определении цены товаров и услуг, которые хотя и являются продуктом труда, но возникли благодаря большей или меньшей доле творчества, таланта: музыка, ваяние, живопись, искусство в целом.

При определении сущности цены необходимо также остановится на таких понятиях как цена производства и цена спроса.

Цена производства – часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме затрат производства и прибыли производителя (без включения издержек обращения). На цену влияет соотношение спроса и предложения, под воздействием которого она может отклоняться от стоимости в любую сторону. Если спрос значительно превышает предложение, то цена становится больше стоимости, а если предложение намного выше спроса, то цена может быть и ниже стоимости. Таким образом, проявляется тесная взаимосвязь между действием двух законов рыночной экономики – закона стоимости и закона спроса и предложения.

Цена спроса – цена, по которой покупатели товара на данном рынке готовы покупать товар, она зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателя и ряда других факторов.

На масштабы спроса влияет ряд факторов, но в первую очередь цена на какой-либо товар. Потребители станут покупать больше товара, если он станет дешевле. Такую связь можно изобразить графически в виде кривой спроса, фиксирующей цену товара и отображающей величину спроса. Каждая точка на этой кривой показывает количество товара, которое потребители хотят купить за соответствующую цену. Если кривая направлена вниз, то это означает, что спрос потребителей на данный товар растет, а цена снижается.

Аналогично можно проанализировать, что происходит на рынке с предложением. Производитель может увеличить выпуск какого-либо товара в том случае, если цена на него будет возрастать. Графически также можно построить кривую предложения. Каждая точка на этой кривой показывает количество товара, которое производители согласны изготовить за соответствующую цену. Если кривая предложения направлена вверх, то это означает, что предложение производителей растет, а цена при этом повышается. Следовательно, более высокая цена побуждает производителей изготавливать больше товаров.

Полезностный подход к ценообразованию опирается на теорию предельной полезности, основателями которой являются Е.Бем-Баверк, Ф. Фон Визер, К.Менгер. Они пытались использовать свою теорию в разработке законов рынка в целом, а также, в частности, ее влияние на спрос, предложение и т.д. Чтобы понять суть данной теории нужно обозначить ее основные предпосылки:

1) как правило, высокая цена на товар препятствует приобретению его покупателем, а низкая цена стимулирует покупку;

2) при одних и тех же размерах дохода потребителя низкие цены создают эффект роста дохода. Реальные доходы потребителя действительно возрастают, а само это явление роста называется эффектом дохода;

3) при потреблении сопряженных товаров снижение цены на один из них будет стимулировать рост его потребления. Он будет замещать собою другие, более дорогие, товары в структуре потребления покупателя, становясь привлекательнее из-за относительной дешевизны. Например, относительная дешевизна говядины ограничивает потребление свинины, баранины, но увеличивает ее собственное потребление. Это явление называется эффектом замещения;

4) денежные доходы потребителей, за редким исключением, всегда ограничены и, следовательно, они оказывают сдерживающее воздействие на потребителей;

5) потребности людей в принципе безграничны. К тому же по многим объективным причинам они имеют склонность к возрастанию. Однако отдельную потребность в конкретном товаре можно удовлетворить.2

Эти предпосылки дают возможность, встав на позиции авторов теории предельной полезности, более или менее полно изложить и понять ее.

Потребности имеют свою напряженность, которую в течение определенного промежутка времени можно удовлетворить. По мере удовлетворения потребности напряженность ее падает. Если вы очень хотите есть, то первая порция котлет съедается быстро, вторую можете съесть уже, скажем, «с достоинством», а от третьей – можете вообще отказаться. Речь идет о чисто субъективном желании получать все меньше и меньше данного продукта, чем большее количество его было приобретено. Следовательно, для потребителя последняя единица будет представлять предельную полезность. Она всегда падает, потому что потребность будет «насыщаться», а напряженность ее будет понижаться.

Это явление известно как закон убывающей полезности. Под полезностью, следовательно, понимается способность товара удовлетворять потребность людей.

Таким образом, полезностный подход исходит из субъективного, но вполне естественного желания потребителя извлечь максимум полезности из своих ограниченных ресурсов (бюджета). В контексте рассматриваемой темы потребитель может извлечь ее только при давлении своим ограниченным бюджетом на цены вниз, в противоположность производителю, который давит на цены вверх.

Недостатки в теории предельной полезности заключаются в следующем:

- теория является субъективистской и исходит из исследования объективных оценок товаров абстрактным потребителем;

- доказывается, что предельная полезность влияет на цену, а то и определяет ее. На самом же деле цены на товары известны. Раз товар уже произведен, и производитель понес определенные издержки, которые и представляют собой главное содержание стоимости (цены), а в стоимости (цене) товара уже «сидит» стоимость прибавочного продукта, то предельная полезность мало что может изменить, тем более определить.

Но, теория предельной полезности имеет и свои достоинства:

- возможность влияния потребителя в определенной, но весьма ограниченной степени на цену, а, следовательно, и на поведение покупателя;

- использование достижений теории предельной полезности при определении фирмой своего поведения в краткосрочном и долгосрочном периодах, когда, например, решается вопрос о том, до каких пор нужно будет производить тот или иной товар.

В конечном счете, тайна рыночного механизма ценообразования сводится к вопросу о том, как именно потребители и производители принимают решения – покупать или не покупать товар или услугу, производить или не производить, сколько, в каком объеме производить и т.д.

На стыке двух подходов как бы осуществляется притирка, борьба спроса и предложения в ходе конкуренции и между самими производителями, и между самими потребителями, и между потребителями и производителями. Так окончательно определяется и уточняется цена.

Теория предельной полезности нашла свое место в общей экономической теории и достаточно широко используется в экономических исследованиях. Преувеличивать ее достоинства не нужно, как это делается на Западе, но и умалять ее значение нет необходимости, как это делалось у нас в России. Не следует ее противопоставлять какой-то другой экономической теории, тем более трудовой теории стоимости. Последняя анализирует экономическую систему в целом, носит фундаментальный и всеобщий характер. Первая анализирует и конкретизирует лишь отдельные стороны рыночной системы и носит более прикладной характер. В целом же они весьма эффективно дополняют друг друга.

 

ФУНКЦИИ ЦЕН

 

С помощью цен решаются многие задачи, что свидетельствует о том, что в рыночной экономике их значение в управлении хозяйством, регулировании производства, механизме обращения, обмена, распределения, потребления и накопления постоянно возрастает. Экономическая сущность цены активно проявляется в ее специфических функциях, связанных с действием объективных экономических законов.

Функции цены – это формы реализации в реальной действительности ее сущности как экономической категории и внешнего проявления содержания. Функции цены отражают общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию различных видов товаров (работ и услуг), их потребительские свойства и при этом регулируют спрос и предложение товаров и услуг.

Следовательно, цены выполняют следующие основные функции:

· информационную;

· учетно-измерительную;

· стимулирующая;

· балансирования спроса и предложения;

· функция цены как критерия рационального размещения производства;

· социальная и др.

Информационная функция цены несет в себе громадный объем информации о рынке. Первый вопрос, который задают, спрашивая о том или ином рынке, - каков на нем уровень цен. Цены информируют всех обо всем. Если цены, скажем, на косметику на рынке низкие, то очевидно, что потребителям они сообщают: покупайте здесь, на этом рынке, это выгодно. В то же время производителей они предупреждают: на рынок косметику поставлять уже нельзя – понесете убытки. По большому счету – сокращайте производство. И наоборот, высокие цены сообщают производителям, что производство это выгодно и следует его увеличить, и т.д. Такая информация помогает достаточно быстро устанавливать на рынке равновесную цену. Значит, важнейшая функция цен – давать информацию о состоянии рынка

Учетно-измерительная функция цены заключается в объективном и точном отражении в ценах уровней и динамики общественно необходимых затрат труда на производство и реализацию с учетом сопоставления потребительных свойств различных видов продукции (товаров, работ и услуг). С помощью данной функции цены соизмеряются общественно необходимые затраты и результаты производства. При этом определяются количества труда, сырья, материалов, оборудования, оплаты труда, то есть выделяются эффективность издержек производства, обращения товаров и размер прибыли. Следовательно, цена в данном случае показывает, во что обходится обществу удовлетворение потребностей в какой-либо конкретной продукции.

Сопоставляя ценность разных товаров и, сравнивая их цены, можно дифференцировать товары на дорогие и дешевые.

Посредством цен разнообразные виды товаров из натурально-вещественной формы переводятся в денежную. Цена в данном случае представляет собой денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности.

Стимулирующая функция цены заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать или же, наоборот, противостоять объемам и техническому уровню производства и потребления тех или иных видов товаров.

Поскольку всякому производителю выгодно продавать свою продукцию по возможно более высокой по сравнению с произведенными им затратами цене, цена может стимулировать:

- научно-технический прогресс, модернизацию и автоматизацию производства;

- экономию энергии, материальных и трудовых ресурсов;

- повышение качества продукции;

- изменение структуры производства и потребления применительно к тем или иным рынкам.

Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется взаимосвязь между производством (продажей) и потреблением (покупкой). На основании цены данного товара можно судить о разбалансировке между спросом и предложением.

При нехватке товаров они могут продаваться по более высокой цене, что делает для производителя целесообразным увеличение их выпуска. Такое увеличение будет происходить, пока нехватка товара не будет ликвидирована, и таки образом, предложение окажется сбалансированным со спросом.

При избытке товаров продавцу приходится реализовывать их по более низким ценам. Тогда для производителя оказывается целесообразным снижение их выпуска. Снижение выпуска будет происходить до тех пор, пока избыток товара не будет исчерпан, и, таки образом, предложение вновь окажется сбалансированным со спросом.

Функция цены как критерия рационального размещения производства. Под воздействием законов рынка (законов конкуренции и спроса) предприятия самостоятельно принимают решение о перемещении капиталов туда, где за счет более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль на вложенный капитал.

Выбирая объект для вложения капиталов, необходимо учитывать длительность производственно-сбытового цикла и уровень инфляции. При достаточно длительном цикле и высоком уровне инфляции будет иметь место обесценение капитала, вложенного в эту сферу.

Социальная функция цены заключается в том, что с помощью цен регулируется объем потребления товаров и услуг. От величины цен зависит уровень жизни населения, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, то есть социальное положение населения.

Особенно важную роль в осуществлении социальной функции при государственном регулировании цен выполняют розничные цены. Через их систему можно создать благоприятные условия для потребления товаров и услуг в области здравоохранения, образования, просвещения, воспитания детей и способствовать дальнейшему повышению материального и жизненного уровня отдельных групп населения и в первую очередь социально незащищенных и малообеспеченных граждан.

Государство, устанавливая посредством низких цен и налогов разного рода льготы, дотации и субсидии, формируя фонды социального развития, использует ценовые рычаги и другие экономические инструменты в первую очередь для социальной защиты малообеспеченных групп населения.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая проявляется как в единстве, так и в противоречии. Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, то есть способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом, а также взаимодействует с социальной функцией, регулируя объем потребления товаров и услуг, используя ценовые рычаги для социальной защиты отдельных групп населения.

Учетно-измерительная функция цены часто вступает в противоречие со всеми другими функциями, так как в рыночных условиях цены существенно могут отклоняться от издержек производства и реализации товаров.

На практике взаимосвязи между различными функциями цены могут быть более сложными и многообразными, поэтому маркетинговые службы предприятий должны заниматься изучением данного вопроса.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: