Признаки тоталитарного общества по версии К. Фридриха и З. Бжезинского




-Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества.

-Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией.

-Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества.

-Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.

-Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.

-Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения.

-Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить «новое общество»).

-Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

-Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод.

-Централизованное планирование экономики.

-Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами и распространением оружия среди населения.

-Приверженность экспансионизму.

-Административный контроль над отправлением правосудия.

-Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью

Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Признаки демократии:

-Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов

-Народ является единственно легитимным источником власти

1. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.

 

16.Субъекты политики и власти как элементы политической системы

Доминирующую сторону, которая определяет содержание властного отношения и предписывает нормы поведения другим при анализе конкретной ситуации, называют субъектом власти, остальные - объектом. Субъекты и объекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер:

1) индивиды (политические лидеры, формальные и неформальные лидеры и остальные члены малой группы, да и просто отдельные граждане);

2) социальные общности (социально-политическая дифференциация общества или населения определенного региона, например, политические элиты и весь народ);

3) политические организации и структуры (например, взаимоотношения центральных и региональных органов политических партий);

4) государственные структуры и гражданское общество, в целом;

5) межгосударственные отношения на международной арене.

Классификация субъектов политики и власти. главным объектом социологического исследования политической жизни являются коллективные субъекты. Следует отметить, что коллективные субъекты, как, впрочем, и отдельные индивиды, не всегда имеют между собой связи субординации (т.е. находятся в отношениях власти и подчинения), но в систему властных отношений обязательно входят в том или ином качестве. При этом субординационные связи могут возникать вследствие:

-связей иерархии (политическая стратификация)

- различного рода связей зависимости (функциональная, генетическая и другие).

. Коллективным субъектом в политической жизни выступает социальное образование, члены которого обладают надындивидуальными особенностями сознания и/или поведения. То есть, к коллективным субъектам относятся социальные общности и другие социальные образования, действующие на политической арене. Любая деятельность человека, если он не выступает как индивидуальность, является деятельностью коллективного субъекта. Правда, ввиду включенности индивида одновременно в несколько социальных образований, не всегда удается распознать, какого именно.

Коллективные субъекты могут не проявлять активности в политической жизни, но и в этом случае являются участниками властных отношений. В последнем случае в качестве объекта, на которого направлена деятельность властей. Поэтому вторым, после разделения на индивидуальных и коллективных субъектов, основанием классификации, является - отношение к политике. Здесь выделяют: политические и неполитические субъекты. Первые активно участвуют в политической жизни, вторые - тем или иным образом реагируют на властные решения (Концерны в Швеции по импорту собственных автомобилей).

По степени организованности (упорядоченности внутренней структуры) субъектов властных отношений подразделяют на:

] неорганизованные (электорат, толпа, классы, конфессии и другие большие социальные группы, включая выделенные по демографическим параметрам);

] частично организованные (социальные движения, группы давления, другие малые группы, которые называют термином 'круги' Ян Щепаньский: 'Социальный круг - совокупность лиц, постоянно встречающихся и поддерживающих постоянные личныке контакты, не обладающих ни четким принципом обособления, ни выкристаллизированной внутренней организацией'. Сюда бы мы отнесли также политические элиты и бюрократию, если их рассматривать, именно, как социальные группы);

] организованные (государственные структуры, политические партии, профсоюзы, экономические корпорации и другие организации).

Другими критериями классификации коллективных субъектов являются: характер деятельности(институциональные и неинституциональные), правовой статус (легальные и нелегальные), условия членства(открытые и закрытые). Попробуйте сами дифференцировать объекты по данным классам.

 

17.Государство как основной институт политической системы.

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин «государство» отождествляется со страной или обществом. В научной литературе существуют два основных значения этого термина: 1) государство трактуется как совокупность государственных учреждений, т. е. аппарат управления обществом; 2) как особый вид политико-правовой организации власти общества. В качестве определения понятия «государство» мы воспользуемся дефиницией испанского политолога Л. Санистебана: «определенный тип юридически нормированного социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях» Существует несколько концепций происхождения государства: -Теологическая концепция объясняет возникновение государства, а также все его решения действиями и санкциями божественной воли. - Патриархальная концепция трактует власть правителя в государстве как власть отца в большой семье, а отношения между подданными и властителями - как семейные отношения. -Договорная концепция основывается на том, что возникновению государства предшествует естественное состояние общества и человека, характеризующееся неограниченной свободой. –Психологическая концепция исходит из того, что государство существует в силу наличия у человека психологических потребностей жить в рамках организованного сообщества, в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Классовая (марксистская) концепция трактует государство классовым по происхождению (появляется вместе с разделением общества на классы) и по сущности (орган классового господства и орган угнетения одного класса другим). -Теория завоевания (насилия) рассматривает происхождение государства как результат завоевания сильными племенами слабых. Аналогичным образом трактуется и происхождение классовой эксплуатации. Органическая теория проводит аналогию между государством и живым организмом как в структуре, так и в функциях. Ирригационная теория связывает происхождение государства с необходимостью строительства крупных оросительных сооружений. Этот подход используется для объяснения истории ряда стран Востока. Признаки государств: 1. Отделение публичной власти от общества, её несовпадение со всем населением, появление слоя профессиональных управленцев. Это отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления. 2. Наличие территории. Законы и полномочия государственных органов распространяются на людей, проживающих в контуре границ государственной территории. Государство строится на основе территориальной общности людей, а не по принципам кровного родства или религиозным принципам.3. Суверенитет. Это такое свойство государственной власти, которое выражается в ее верховенстве и независимости по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений. Выделяют внутренний суверенитет, что означает право власти принимать или изменять законы, обязательные для всего населения, и внешний суверенитет (в контексте международных отношений), который предполагает свободу государства от контроля извне.4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы, полиция и т. д.), а так же органы - армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура.5. Монопольное право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания аппарата управления и для материального обеспечения государственной политики.6. Организация общественной жизни на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т. п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений является государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер.7.Претензия на представительство общества в целом и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не может представлять и защищать всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами. Сущность государства - главное, что обуславливает объективную необходимость существования государства, а также то, чьим интересам оно служит. Традиционно исследователи обращают внимание на две главные причины, обуславливающие государство - классовую и общесоциальную. Действительно, государство как историческое явление имеет двойственную природу. Будучи организацией политической власти экономически господствующего класса (классовая сущность), оно одновременно является организатором «общих дел», т. е. обеспечивает безопасность, экономические, политические и культурные условия жизнедеятельности людей (общесоциальная сущность). Как свидетельствует опыт современной демократии сфера проявления общесоциального назначения государства существенно расширилась. Государство выступает в роли надклассового арбитра, пытаясь в своей политике учитывать многообразные, порой антагонистические интересы, делая акцент на регулировании потенциальных и реальных конфликтов как внутри государства, так и вне его. «Снятие» функций классового насилия и расширение функций регулирования отношений между социальными группами, выражение их интересов через механизмы демократии позволяет говорить о тенденции становления правового и социального государства

 

18.Формы и типы государственной власти.

Как политическая структура государство имеет сложное строение и включает в себя систему государственного управления, институт президентства или институт монархии, систему правосудия, органы государственного контроля, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы, местные органы власти. В структуре государства выделяют три ветви государственной власти: законодательная власть (парламент), которая принимает законы и другие важные документы, определяющие жизнь страны (в разных странах парламенты имеют разные названия, например в США - Конгресс, в Финляндии - Сейм, в России - Федеральное Собрание), исполнительная власть, обеспечивающая исполнение законов и осуществляющая повседневное управление страной (в России - это Правительство Российской Федерации), судебная власть, призванная осуществлять правосудие и разрешение юридических споров (в России к этим органам власти относятся Конституционный, Верховный Высший, Арбитражный и другие суды). Дальнейший анализ государства связан с выделением возможных форм и типов государства. Под формой государства понимается форма правления - способ организации верховной власти. Под типом – тип государственного устройства - способ организации административно-территориального деления государства. По форме правления государства бывают следующие: 1..Монархия: Глава государства передает полномочия по наследству; абсолютная - вся власть в руках монарха и он является сувереном, вертикально-линейная прямая связь на основе субординации и иерархичности. Существует в странах: Саудовская Аравия, Катар, Оман. ограниченная - монарх частично ограничен в своих действиях нормами права, которые может преступить лишь с согласия органа наблюдающего за сохранением законности (в свое время это были палата лордов, Генеральные штаты и т. д.). конституционная - здесь суверенным является народ и в целом это форма правления соответствует парламентской республике, но за монархом остается право законодательных инициатив, которые парламент обязан включить в повестку дня 2..Республика: Органы внешней власти выбираются; президентская - избираемый глава обладает законодательными инициативами и возглавляет исполнительную власть: парламентская - правительство формируется законодательным органом власти и его глава (премьер-министр) номинально считается первым лицом в государстве, но подотчетен парламенту: Похожа на конституционную монархию. смешанная (Франция, Россия, Украина) – это форма при которой правительство формируется президентом, но утверждается законодательным органом. Правительство подотчетно как президенту, так и парламенту. 3. Диктатура - концентрация власти лицом или группой: военная; партийная; религиозная. 4.Олигархия - сосредоточение власти в руках определенных кругов. аристократическая; теократическая; религиозная. 5.Тирания - узурпация власти по отношению к внешней по отношению к политической системе силе. Диктатура и олигархия опираются в реализации властных решений на собственные структуры, которые подчас дублируют деятельность органов государственной власти и разница между ними состоит лишь в том, что при диктатуре связи формальные, а при олигархии - неформальные, которые пронизывают структуру государственного управления.

Классическим определением тирании является приватная власть без опоры на закон и вопреки воле граждан. Тиран опирается лишь на военную силу, он не является органичной частью политической организации полиса, хотя взаимодействует с ним, но как частное лицо. По форме, это похоже на назначение губернатора в колонию, но последний является частью политической системы метрополии.

Территориальная организация государства. Под администативно-териториальным делением государства понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношений между государством и его составными частями.

По государственному устройству страны подразделяются на:

унитарные, которые бывают централизованные (Дания, Швеция, Ирак, Уругвай) и децентрализованные (Франция, Испания, Италия, Конго). В унитарных государствах решения центральных властей являются обязательными для региональных;

федеративные (США, Мексика, Нигерия, ФРГ, Россия), где существует разграничение полномочий между центральными и региональными властями, хотя все важнейшие вопросы находятся в компетенции центральных органов. Признаком федерации является наличие региональных законодательных структур;

конфедерации - мультигосударственные образования, объединенные совместной целью внутреннего плана. В конфедерациях сохраняется суверенитет стран. Каждая имеет свое правительство, армию, другие органы управления. Ныне к конфедерациям относят такие образования как Европейский Союз, СНГ, Британское содружество наций. Однако, кроме ЕС, вряд ли остальные образования можно назвать конфедеративными.

 

19.Функции государства.

Термин "функции государства" применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций производится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от его формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразд6еляются на:

- экономическую

- оказания социальных услуг

- охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан

- экологическую (природоохранительную)

-финансового контроля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: