В узком смысле избирательная система – это способ определения результатов выборов и избранных кандидатов.




С точки зрения «узкого» смысла понятия «избирательная система» можно выделить два основных вида избирательных систем – мажоритарную и пропорциональную. Также часто говорится о смешанном характере избирательной системы, при котором в рамках одной страны или проведении выборов в один и тот же орган публичной власти применяются обе основные избирательные системы – и мажоритарная, и пропорциональная.

Взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом (избирателями) устанавливаются на основе конкретных правил, которые называются избирательной системой, или избирательным режимом (их еще называют электоральной системой). Это те правила, с помощью которых подданные назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательные системы не являются нейтральными, они оказывают существенное влияние на политический режим.

Основными электоральными системами, используемыми в различных странах с теми или иными модификациями, являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними сводятся к способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти; количеству партий и их роли; способу формирования парламентского большинства.

При мажоритарной системе (основанной на принципе большинства) от каждого избирательного округа избирается один депутат, поэтому победителем на выборах признается тот, кто набрал наибольшее число голосов. Большинство голосов может быть абсолютным (т. е. 50% + 1 голос) и относительным (т. е. больше, чем у соперника). При выдвижении нескольких кандидатов на выборах достичь абсолютного большинства в первом туре очень сложно, и в странах, где используется мажоритарная система в один тур, а баллотируются в одном округе два кандидата, победителем может считаться тот, кто набрал не менее 50% голосов.В тех же странах, где ни один кандидат не получает требуемого числа голосов (50% + 1 от всех участвующих в голосовании), проводится второй тур, в который выходят два кандидата, набравших наибольшее количество голосов. Во втором туре победителем признается тот кандидат, за которого отдано относительное большинство голосов избирателей. В ряде стран, если кандидат набрал абсолютное большинство голосов (50% + 1), он получает все голоса выборщиков данного избирательного округа, проигравший же претендент не получает ни одного голоса в этом избирательном округе.

Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам. Каждая партия получает в парламенте то число мест, которое строго соответствует количеству поданных за ее список голосов на общенациональных выборах. Общее число мест складывается из количества мандатов, полученных ею в каждом избирательном округе. Например, данный избирательный округ должен представлять в парламенте семь депутатов. Каждая партия получает от семи мест столько, сколько пропорционально соответствует набранным голосам избирателей. Та партия, которая получила 50% голосов, располагает четырьмя мандатами (применяется принцип округления), остальные партии также получают в парламенте то количество мест, которое пропорционально набранному на выборах числу голосов.

В ряде стран (включая Россию) существует смешанная, пропорционально-мажоритарная избирательная система.

Различия между пропорциональной и мажоритарной системами М. Дюверже усматривал в том, что они формируют различные партийные системы. Взаимосвязь электоральной и партийной систем он выразил в следующих социологических законах:

1) мажоритарная система в один тур способствует установлению двух партийности с чередованием независимых партий;

2) мажоритарные выборы в два тура ведут к объединению многочисленных, относительно стабильных партий в две коалиции;

3) пропорциональное представительство способствует процветанию многопартийности, т. е. становлению системы многочисленных и независимых партий.

М. Дюверже отмечал и обратное влияние партийной системы на характер избирательного режима. Естественно, что двухпартийная система ведет к установлению выборов в один тур. Сам М. Дюверже не настаивал на том, что эти законы выявляют все взаимосвязи между избирательной и партийной системами. Скорее, речь идет о тех вероятностях, которые вытекают из их взаимосвязи. Например, принцип пропорционального представительства никак не влияет на количество партий, в то время как принцип относительного большинства вытесняет из парламентской борьбы мелкие партии и обрекает их на исчезновение. Однако замечено, что число партий при системах пропорционального представительства больше, чем при мажоритарных системах в один тур.

 

 

38.Политическая культура.

Политическая культура – составная часть общей культуры, совокупный показатель политического опыта, уровня политических знаний и чувств, образцов поведения и функционирования политических субъектов: интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов. Одна из важнейших функций политической культуры - политическая социализация граждан. С одной стороны, в процессе социализации каждый человек формируется как социокультурное существо, а с другой, он, являясь носителем политической культуры, включается в многогранный и динамичный процесс политических отношений.

Сегодня политологическая литература чаще тиражирует признанное практически классическим определение Г.А. Алмонда, предпринявшего попытку концептуального обобщения исследований социокультурного аспекта политического процесса и предложившего в качестве обобщающего основания понятие "политическая культура".
По его мнению, всякой политической системе присущ определенный образец ориентаций (когнитивных, аффективных, оценочных) субъекта на политическое действие. Эта совокупность и была названа Алмондом "политической культурой".

По мнению польского социолога А. Боднара, к политической культуре следует относить: а) знание политики, фактов, заинтересованность ими; б) оценку политических явлений, оценочные суждения, касающиеся того, как должна осуществляться власть; в) эмоциональную сторону политических позиций, например любовь к родине, ненависть к врагам; г) признание в данном обществе образцов политического поведения, которые определяют, как можно и следует поступать в тех или иных ситуациях. Он полагал, что в общих чертах политическая культура является исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят: а) политические ценности; б) политические нормы; в) политические институты; г) политические образцы; д) способы политического действия индивидов и общественных групп.

Политическая культура включает: 1) познавательные ориентации (т. е. знание о политической системе, ее ролях и носителях ролей, ее функционировании, "входах" и "выходах"); 2) эмоциональные ориентации (т. е. чувства, испытываемые к политической системе, ее функционированию и тем, кто ее олицетворяет); 3) оценочные ориентации (т. е. представления и суждения о политических объектах, опирающиеся на ценностные стандарты и критерии в сочетании с информацией и эмоциями)(4). Объектом ориентации выступают: политическая система как целое; структурно-функциональные элементы политической системы, т. е.: функции системы и ее институты (законодательные, исполнительные, судебные); носители функций (монарх, президент, депутат, министр и т. д.); направления государственной политики, политические решения, правительственные программы.
Политическая культура выступает и как сфера и как процесс коммуникации между обществом и теми центрами политической системы, в которых принимаются решения; в рамках политической культуры трансформируются в политические программы и лозунги требования общества (через институты партий, групп интересов, выборов и т. д.). И одновременно она выступает как способ контроля над обществом.
В своем реальном движении политическая культура существует в трех основных деятельных формах: духовной (духовно-практической), включающей политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли, и функциональной, определяющей способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса.

Важное место в развитии и функционировании политической культуры играют устойчивые общекультурные социально-психологические феномены, которые или входят в структуру политической культуры, или соответствующим образом отражаются и преломляются в ней. К ним относятся: традиции, обряды, ритуалы, менталитет, накопленный опыт, стереотипы, мифы, религия и другие факторы.

Элементами (или чертами) культуры называются базисные единицы культурней статики.

По мнению американского антрополога Э.Хобеля, элементом культуры является далее неделимая единица в виде поведенче­ского образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными (плуг, па­ровая машина) и нематериальными (теория относи­тельности, идея равенства и справедливости, пожатие руки, поцелуи и улыбка как выражение одобрения).

По К. Коттаку элементы культуры делятся на универ­сальные, общие и уникальные (специфические).

Универсальные культурные элементы - это свойст­ва, которые присущи всему человеческому роду и от­личают его от других видов живых существ. Это социо-биологические черты: длительный период детства; круглогодичный, а не сезонный характер сексуальной активности; сложно устроенный мозг, позволяющий пользоваться символами, языком и инструментами; необходимость длительного и заботливого воспитания потомства: привязанность детей к родителям.

К соци­альным универсалиям К.Коттак относит также группо­вую жизнь, распределение пищи, построение семьи, экзогамия (браки с членами чужой группы) и запрет кровосмешения (эндогамии).

Уникальные черты культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. Различие в подходе к одному и тому же событию у раз­ных народов можно объяснить культурными фактора­ми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похороны, а не рождение людей в других культу­рах думают иначе.

Черты одной культуры всегда выражаются через черты другой.

Культурологи, ставя перед собой задачу описания любой локальной культуры, как правило, характеризуют ее основные элементы.

Знаки, символы, понятия, воплощающиеся в языке. Язык – совокупность знаков, используемая членами общества для коммуникации, а также в рамках вторичных моделирующих систем (художественной литературе, поэзии, ритуальных текстах и т. д.).

Отношения. В каждой локальной культуре обнаруживается свое специфическое отношение к культурным реалиям.

Ценности – признанные всем обществом или большей его частью представления о том, к каким целям должен или может стремиться человек, а к чему он стремиться не может.

Нормы и правила. Для культуролога это стандарты поведения, которым должен следовать человек, если он разделяет систему ценностей культуры, к которой принадлежит. Правила опираются на сложившиеся в сообществах обычаи. Под обычаями принято понимать установившиеся схемы (паттерны) поведения, обязательные на уровне культуры в целом; их можно охарактеризовать как культурные привычки.

По версии Г.Алмонда и С.Вербы, политическая культура состоит из трех видов политической ориентации, которые могут доминировать в конкретном обществе, - патриархальной, подданнической и ориентации на активное участие. Эти три «чистых» (идеальных) типа ориентации, в свою очередь, выступают основой трех типов политической культуры - патриархальной,подданнической и культуры участия.

Патриархальная политическая культурахарактеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культурапредполагает пассивное и отстраненное отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от нее различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается ее диктата.

Культура участияотличается политической активностью, вовлеченностью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую власть, направлять ее деятельность с помощью законных средств влияния - выборов, демонстраций и т. д.

 

39.Политические субкультуры.


Политические субкультуры

Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном, пространстве наблюдаются и политические субкультуры. К числу наиболее ярко выраженных относятся следующие:

Политическая субкультура Запада ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политическими пристрастиями.

Политическая культура Востока ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченно-политического выбора. Распределена передача власти по наследству и ее авторитарность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: