Характер экспрессивной речи:
4 года _______________________________________________________________________
5 лет ________________________________________________________________________
6 лет ________________________________________________________________________
1. Активный словарь
Имена существительные:
· назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам
4 года
игрушки: ____________________________________________________________
посуда: ______________________________________________________________
одежда: _____________________________________________________________
обувь: _______________________________________________________________
5 лет
мебель: _____________________________________________________________
овощи: ______________________________________________________________
фрукты: _____________________________________________________________
птицы: ______________________________________________________________
6 лет
ягоды: ______________________________________________________________
насекомые: __________________________________________________________
животные: ___________________________________________________________
транспорт: ___________________________________________________________
· назвать части тела и части предметов (по картинкам)
4 года
ноги ____________ спинка стула ____________
руки ____________ сиденье стула ___________
голова __________ ножки стула ____________
глаза ____________ кузов машины __________
уши ____________ колеса машины __________
5 лет
нос _____________ рукав _________________
рот _____________ воротник ______________
шея ____________ пуговица _______________
живот __________ кабина машины __________
грудь __________ руль ____________________
6 лет
локоть ___________ манжета ____________________
ладонь ___________ петля для пуговицы __________
затылок __________ фары ______________________
висок ____________ мотор _____________________
· назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке
4 года
Мяч, кукла, машинка __________________________________________________
Рубашка, платье, шорты ________________________________________________
Тапки, туфли, ботинки _________________________________________________
5 лет
Стул, стол, шкаф ______________________________________________________
|
Огурец, помидор, морковь ______________________________________________
Яблоко, банан, апельсин _______________________________________________
Воробей, голубь, сова __________________________________________________
6 лет
Клубника, смородина, черника __________________________________________
Муха, комар, бабочка __________________________________________________
Кошка, собака, корова _________________________________________________
Самолет, автобус, машина ______________________________________________
· подобрать антонимы (слова «наоборот»)
6 лет
Друг ____________________ добро _____________________
Горе ____________________ горячий ____________________
Легкий __________________ длинный ___________________
Давать ___________________ поднимать _________________
Глаголы:
4 года (ответить на вопросы по картинкам):
Что делает мальчик? (ест) ______________________________________________
Что делает девочка? (спит) _____________________________________________
Что делают дети? (играют) _____________________________________________
Что делает птица? (летит) ______________________________________________
Что делают рыбки? (плавают) ___________________________________________
Что делают машины? (едут) ____________________________________________
5 лет (ответить на вопросы логопеда):
Как передвигаются птицы? (летают) _____________________________________
Как передвигаются рыбы? (плавают) _____________________________________
Как передвигается змея? (ползает) _______________________________________
Как передвигается лягушка? (прыгает) ___________________________________
Как передвигается человек? (ходит) ______________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (лает) _______________________________
А как подает голос корова? (мычит) ______________________________________
А как подает голос петух? (кукарекает) ___________________________________
6 лет (ответить на вопросы логопеда):
Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (кукует) ______________________
А как подает голос волк? (воет) _________________________________________
|
А как подает голос лошадь? (ржет) _______________________________________
А как подает голос овца? (блеет) ________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (учит) _________________________________
А что делает продавец? (продает) ________________________________________
А что делает маляр? (красит) ____________________________________________
А что делает швея? (шьет) ______________________________________________
Имена прилагательные:
· назвать предъявленные цвета
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Красный | |||
Синий | |||
Зеленый | |||
Желтый | |||
Белый | |||
Черный | |||
Оранжевый | |||
Голубой | |||
Фиолетовый | |||
Розовый | |||
Серый | |||
Коричневый |
· назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки)
4 года
Мяч какой? (круглый) _________________________________________________
Платок какой? (квадратный) ____________________________________________
5 лет
Солнце какое? (круглое) _______________________________________________
Печенье какое? (квадратное) ____________________________________________
Косынка какая? (треугольная) ___________________________________________
Огурец какой? (овальный) ______________________________________________
6 лет
Руль какой? (круглый) _________________________________________________
Окно какое? (квадратное) ______________________________________________
Флажок какой? (треугольный
Слива какая? (овальная) ________________________________________________
Одеяло какое? (прямоугольное) _________________________________________
2. Состояние грамматического строя речи
· употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии):
|
4 года
стол – столы
кот – _____________ дом – ____________ кукла – ___________
рука – ____________ окно – ______________
5 лет
рот – рты
лев – ________ река – _________ ухо – _________ кольцо – __________
6 лет
глаз – глаза
лист – ______ стул – _______ дерево – ________ пень – _______ воробей – ______
· употребление имен существительных в косвенных падежах:
4 года
Что есть у мальчика? (мяч) _____________________________________________
Чего нет у мальчика? (мяча) _____________________________________________
Кому мальчик дает мяч? (девочке) _______________________________________
Что ты видишь на картинке? (машину) ___________________________________
Чем рисует девочка? (карандашом) ______________________________________
О ком думает кошка? (о мышке) _________________________________________
· образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам):
5 лет
шаров ____________ ключей _____________ берез ___________
ложек____________ окон ________________
6 лет
карандашей ___________ листьев ____________ книг___________
вилок _____________ ведер ______________
· согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам):
4 года
Красный мяч _____________________________________________________________
Синяя шапка _____________________________________________________________
Желтое ведро ____________________________________________________________
5 лет
Оранжевый апельсин ______________________________________________________
Голубая бабочка __________________________________________________________
Белое блюдце ____________________________________________________________
6 лет
Фиолетовый колокольчик __________________________________________________
Серая ворона _____________________________________________________________
Розовое платье ___________________________________________________________
· употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам):
4 года
Где стоит ваза? (на столе) _________________________________________________
Где лежат фрукты? (в корзине) _____________________________________________
У кого мячик? (у мальчика) _________________________________________________
5 лет
Где сидит снегирь? (на дереве) _____________________________________________
Где стоит машина? (в гараже) ______________________________________________
У кого кукла? (у девочки) _________________________________________________
Где стоит коза? (за забором) _______________________________________________
Где едет машина? (по дороге) ______________________________________________
6 лет
Где лежит мяч? (под столом) ______________________________________________
Где летает бабочка? (над цветком) __________________________________________
Откуда вылетает птичка? (из клетки) ________________________________________
Откуда прыгает котенок? (с кресла) _________________________________________
· употребление числительных 2 и 5 с существительными (назвать по картинкам):
4 года
Два кота _______________________ Пять котов _____________________________
Две машины ____________________ Пять машин ____________________________
5 лет
Два мяча________________________ Пять мячей____________________________
Две розы _______________________ Пять роз ______________________________
Два окна _______________________ Пять окон _____________________________
6 лет
Два пня ________________________ Пять пней _____________________________
Два воробья_____________________ Пять воробьев___________________________
Две шали_______________________ Пять шалей_______________________________
Два ведра _______________________ Пять ведер_______________________________
· образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам):
4 года
стол — столик ______________________ чашка — чашечка_____________________
сумка — сумочка____________________ ведро — ведерочко____________________
5 лет
забор — заборчик____________________ носок — носочек_____________________
лента — ленточка____________________ окно — окошечко ____________________
6 лет
палец — пальчик____________________ изба — избушка_______________________
крыльцо — крылечко_________________ кресло — креслице ___________________
· образование названий детенышей животных:
4 года
У кошки — котенок
У лисы _______________ У утки _________________ У слонихи _________________
5 лет
У зайчихи _____________________ У волчицы________________________________
У белки _______________________ У козы ___________________________________
6 лет
У медведицы______________________ У бобрихи_____________________________
У барсучихи ______________________ У собаки ______________________________
У коровы _________________________
· образование относительных прилагательных:
6 лет
Стол из дерева (какой?) – Деревянный
Аквариум из стекла (какой?) ________________________________________________
Крыша из соломы (какая?) _________________________________________________
Стена из кирпича (какая?)__________________________________________________
Шапка из меха (какая?)____________________________________________________
Носки из шерсти (какие?)__________________________________________________
Сапоги из резины (какие?)_________________________________________________
Крепость из снега (какая?)__________________________________________________
Лопатка из металла (какая?)_________________________________________________
Сок из яблок (какой?)______________________________________________________
· образование притяжательных прилагательных:
6 лет
Очки бабушки (чьи?) — бабушкины
Туфли мамы (чьи?)________________________________________________________
Усы кошки (чьи?)_________________________________________________________
Хвост лисы (чей?)_________________________________________________________
Берлога медведя (чья?)_____________________________________________________
Гребень петуха (чей?)______________________________________________________
· образование приставочных глаголов (ответить на вопрос «Что делает мальчик?» по картинкам):
6 лет
Мальчик выходит из дома__________________________________________________
Мальчик отходит от дома__________________________________________________
Мальчик подходит к магазину. _____________________________________________
Мальчик переходит улицу. ________________________________________________
Мальчик обходит лужу. ___________________________________________________
Мальчик входит в дом. ___________________________________________________
· образование глаголов совершенного вида (составить предложения по картинкам):
6 лет
Девочка строит домик.
Девочка построила домик. _________________________________________________
Мальчик красит вертолет. _________________________________________________
4. Состояние связной речи
· Пересказ текста из нескольких предложений:
4 года
Котенок
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет
· Пересказ текста из нескольких предложений:
Рыбалка
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху._______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Составление рассказа по серии картинок:
6 лет
5. Исследование фонетической стороны речи
· Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность):
4 года
кот __________ вода ____________ стук____________ мост____________________
спина____________ банка____________ фантик___________ ступенька___________
5 лет
самолет ________________ скворец________________ фотограф________________
микстура______________ парашютист___________ погремушка________________
Сестренка развешивает простыни____________________________________________
В универсаме продают продукты ____________________________________________
Парашютисты готовятся к прыжку___________________________________________
6 лет
Тротуар ________________ Градусник________________
Экскаватор _______________________ Виолончелист__________________________
Виолончелист укладывает инструмент в футляр________________________________
Регулировщик руководит движением на перекрестке
_________________________________________________________________________
У фотографа фотоаппарат со вспышкой
_____________________________________________________________________
· Состояние звукопроизношения
(отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков):
4 года
а | у | о | и | э | ||||||||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
б | п | м | б’ | п’ | м’ | в | ф | в’ | ф’ | |||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
д | т | н | д’ | т’ | н’ | л | л’ | р | р’ | |||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
г | к | х | г’ | к’ | х’ | й | ||||||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
с | з | ц | с’ | з’ | ш | ж | ч | щ | ||||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
5 лет
а | у | о | и | э | ||||||||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
б | п | м | б’ | п’ | м’ | в | ф | в’ | ф’ | |||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
д | т | н | д’ | т’ | н’ | л | л’ | р | р’ | |||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
г | к | х | г’ | к’ | х’ | й | ||||||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
с | з | ц | с’ | з’ | ш | ж | ч | щ | ||||
изолированно | ||||||||||||
в словах | ||||||||||||
в предложениях | ||||||||||||
6 лет
а | у | о | и | э | |||||||||
изолированно | |||||||||||||
в словах | |||||||||||||
в предложениях | |||||||||||||
б | п | м | б’ | п’ | м’ | в | ф | в’ | ф’ | ||||
изолированно | |||||||||||||
в словах | |||||||||||||
в предложениях | |||||||||||||
д | т | н | д’ | т’ | н’ | л | л’ | р | р’ | ||||
изолированно | |||||||||||||
в словах | |||||||||||||
в предложениях | |||||||||||||
г | к | х | г’ | к’ | х’ | й | |||||||
изолированно | |||||||||||||
в словах | |||||||||||||
в предложениях | |||||||||||||
с | з | ц | с’ | з’ | ш | ж | ч | щ | |||||
изолированно | |||||||||||||
в словах | |||||||||||||
в предложениях | |||||||||||||
6. Состояние дыхательной и голосовой функций
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное | |||
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) | |||
Продолжительность речевого выдоха | |||
Сила голоса | |||
Модуляция голоса |
7. Особенности динамической стороны речи
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) | |||
Ритм (нормальный, дисритмия) | |||
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) | |||
Употребление основных видов интонации: повествовательная вопросительная восклицательная |
8. Состояние фонематического восприятия,
навыков фонематического анализа и синтеза
· Повторение слогов с оппозиционными звуками:
4 года
ба-па __________ па-ба __________
га-ка __________ ка-га __________
да-та __________ та-да __________
ма-ба __________ ба-ма __________
ва-ка __________ ка-ва __________
ня-на __________ на-ня __________
5 лет
ба-па-ба __________ па-ба-па __________
да-та-да __________ та-да-та __________
га-ка-га __________ ка-га-ка __________
за-са-за __________ са-за-са __________
та-тя-та __________ тя-та-тя __________
6 лет
са-ша-са __________ ша-са-ша ___________
жа-ша-жа __________ ша-жа-ша __________
са-ца-са __________ ца-са-ца ____________
ча-тя-ча __________ тя-ча-тя _____________
ла-ля-ла __________ ля-ла-ля ____________
· Выделение начального ударного из слов
5 лет
астра __________ арка __________
осень __________ озеро __________
улей __________ уши __________
иглы __________ искры __________
· Выделение конечного согласного из слов
6 лет
кот __________ суп __________
сом __________ лимон __________
мох __________ сок __________
· Выделение ___________ согласного из слов.
6 лет
мост________ банка __________
пол_________ тапки __________
дом _________ нос __________
вода ________ фартук __________
кот __________ год __________ хлеб __________
· Определение последовательности звуков в слове.
6 лет
кот________ вата __________
дом________ дубы __________
· Определение количества звуков в словах.
6 лет
бык___________ вата __________
Дом __________ банан __________
Логопедическое заключение
(4 года)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Логопед ___________
Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________
М. П.
Логопедическое заключение
(5 лет)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Логопед ___________
Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________
М. П.
Логопедическое заключение
(6 лет)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Логопед ___________
Дата ___________ Зав. ГДОУ ___________
М. П.
Источник:
Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) – СПб.: Детство-Пресс, 2013
Нищева Н.В. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб: Детство-Пресс, 2015
Весь необходимый для проведения обследования материал можно найти в пособии
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до лет) - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013