Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника




СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение сюжетно-ролевой игры и ее специфические особенности

Значение сюжетно-ролевой игры определяют ее особенности как деятельности, как средства воспитания и как приема обучения.

Определяя значение сюжетно-ролевой игры как деятельности, Л.А. Венгер исходил из положения о том, что каждая конкретная деятельность требует определенных специфических для неё способностей и создает условия для их развития. Игра предъявляет к ребенку следующие требования:

умение действовать во внутреннем воображаемом плане, т. е. создавать воображаемую или мнимую ситуацию;

ориентироваться в системе человеческих отношений, так как игра направлена на их воспроизведение;

согласовывать свои действия с другими людьми.

Для проявления и формирования этих умений или способностей сюжетно-ролевая игра создает все необходимые условия.

1. Характерной особенностью игры является использование в ней внешних действий замещения, выступающих в качестве исходной материальной формы при образовании действий внутреннего плана. В игре ребенок принимает на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. При этом действия изображаемых персонажей он воспроизводит через игровые действия, реальные предметы замещает игрушками и другими предметами (использует предметы-заместители).

2. Игра создает внешнюю модель социальных отношений, которые, воссоздаются детьми. Основное содержание этих взаимоотношений состоит в различных комбинациях соподчинения ролей.

3. Помимо ролевых, в игре возникают реальные отношения детей. Совместная игра не возможна без согласования действий. Первоначально такое согласование устанавливается в самом процессе игры и носит характер внешнего взаимодействия. Оно становиться исходной формой для развития у детей «качеств общественности» (А.П. Усова), которые обеспечивают высокий уровень общения дошкольников.

Названные особенности определяют значение, которое имеет сама сюжетно-ролевая игра и ее компоненты. Л.А. Венгер назвал его специфическим развивающим значением. Оно проявляется только в ситуациях, когда игра выступает как самостоятельная деятельность. Поэтому имеет наибольшую ценность, и должно максимально быть использовано в педагогических целях. При этом, специфическое значение игры реализуется не автоматически, а под влиянием руководства взрослого, которое должно носить особый, косвенный характер.

Когда игра выступает как средство воспитания, то развивающий эффект достигается за счет конкретного содержания, которое специально вносится в детские игры. В этом случае функции организации и регулирования ее хода в значительной мере осуществляются взрослым.

Особое значение имеет игра как прием обучения: сюжетное содержание вносится в формулировку учебных заданий, предусматриваются возможности выигрыша, выполнение заданий организуется в игровой форме. Это способствует усвоению программного материала, формированию у детей психических качеств. Однако в подобных ситуациях, по мнению Л.А. Венгера, имеет место не сама игра, а отдельные её компоненты (сюжет, правила, мотив). Значение, которое имеет игра как средство воспитания и прием обучения, Л.А.Венгер назвал неспецифическим. В этих случаях педагог влияет на развитие ребенка через игру и с помощью игровых приемов.

Источники детских игр

Игры детей возникают под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений и знаний, которые они получают из самых разных источников: каждодневного опыта и специально организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности. Детям читают книги, показывают диафильмы, водят на экскурсии, обращая внимание на то, как трудятся люди в разных сферах культурно-бытового обслуживания (магазине, библиотеке, аптеке), на производстве (строительстве, ателье и т. п.). Чем ярче впечатления, богаче знания, тем содержательнее сюжеты детских игр и сильнее воспитательное воздействие на ребенка (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая).

В последнее время в психолого-педагогических работах отечественных и зарубежных исследователей отмечается снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников (). Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более однообразны и примитивны. Данный факт объясняется отдалением ребенка от родителей, отсутствием возможности непосредственно наблюдать труд взрослого человека и, соответственно, непониманием его деятельности, незнанием трудовых и личных отношений. Получается, что при наличии большого количества разнообразных игрушек, у детей отсутствует содержание для игр. Современные дошкольники много времени проводят у телевизоров, осваивают компьютерные программы и игры. Это сокращает число совместных детских игр и приводит к существенным изменениям в их содержании. Дети воспроизводят в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, берут на себя не производственные или профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев. Таким образом каждодневный жизненный опыт чаще определяет содержание игр, чем влияние специальных мероприятий, проводимых воспитателями детских садов для обогащения содержания сюжетов. Данный факт был еще установлен в работах Д.В. Менджерицкой.

В исследованиях Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой сделан вывод о том, что глубина впечатлений и знаний ребенка в большей степени зависит от того места, которое отводится ему в деятельности окружающих взрослых. Были выделены три типа ситуаций, отличающиеся по степени активности и включенности в них ребенка дошкольного возраста:

1. Ситуации, в которой ребенок активно действует наравне со взрослым (моет посуду, убирает игрушки).

2. Ситуации, в которые ребенок непосредственно включен в деятельность, но он является объектом направленных на него действий (его лечат, везут на машине, ведут в музей).

3. Ситуации, в которых дети не являются участниками деятельности, а только наблюдают её (строители возводят дом, водитель управляет автобусом), либо узнают о ней из рассказов, сказок, диафильмов, телепередач.

Сюжеты детских игр отражают все три названные ситуации. Однако большая часть сюжетов, по мнению исследователей, связана с воссозданием содержания ситуаций второго типа. В них наиболее ярко проявляется противоречие между желаниями и возможностями ребенка. С одной стороны, ситуации непосредственно представлены ребенку в плане как действий, так и отношений между людьми, а с другой - действия взрослого в них реально недоступны ребенку. Это противоречие и находит свое разрешение в игре (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Структура сюжетно-ролевой игры дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр прежде всего наличие сюжета. Сюжет игры - эта та область действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжеты детских игр чрезвычайно разнообразны и зависят от условий, в которых живут дети (с. 111).

Исследования Е.А. Аркина, Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина показывают, что содержание сюжетов детских игр изменяется с возрастом. Дети 2-4 лет преимущественно отображают жизнь семьи, детского сада, старшие дошкольники -профессиональную деятельность взрослых, их отношения друг с другом и общественные события. По мнению Д.В. Менджерицкой, деление игр на бытовые, производственные и общественные достаточно условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта, труда и общественной жизни.

Сюжеты детских игр отличаются не только по тематике, но и по структуре. Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой были выделены следующие элементы сюжета игры: действие, предметная ситуация, персонаж. В зависимости от количества элементов и типа связи между ними различают следующие структуры сюжетов:

1. Сюжеты, включающие в себя один персонаж и одно действие в одной предметной ситуации

2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации.

3. Сюжеты, включающие два взаимодополняющих персонажа, действующих в одной предметной ситуации.

4. Сюжеты, в которых заданы не только функциональные взаимодействия персонажей, но и отношения между ними.

Выделение структуры сюжетов игры позволяет характеризовать сложность игры детей не только с точки зрения тематики, но и с точки зрения структуры сюжета.

Кроме сюжета в каждой игре присутствует содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности взрослого. Содержание детских игр прямо зависит от глубины познания ребенком деятельности взрослого. Дети могут воспроизводить предметную сторону труда взрослого, отношения между людьми, смысл человеческой деятельности. При этом содержание детских игр будет различаться. В первом случае деятельность ребенка будет заключаться в манипулировании орудиями труда, во втором - передаче характера отношений со своими партнерами по игре, выполняющими различные роли, в третьем -

Таким образом, одна и та же по своему сюжету игра может иметь различное содержание:

Центральным элементом сюжетно - ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. Важен тот факт, что дети не только называют себя именем соответствующего взрослого человека («Я - мама», « Я - моряк», «Я - врач»), но и действуют как взрослые люди, роли которых они на себя взяли. Действуя, как взрослые, дети отождествляют себя с ними. Таким образом, роль является связующим звеном между ребенком и деятельностью взрослого. По данным А.П. Усовой, роли могут осуществляться в простом движении, мимике, речи или разговоре без всякого сопровождения действием или в действии с речевыми высказываниями. Роль может выполняться ребенком «за себя», «за куклу» или одновременно «за себя и игрушку». Дети могут брать на себя роли сказочных персонажей («Я - Золушка», «Принцесса на горошине», «Страшила»), животных (черепаха Тортилла, серый волк), а могут изображать себя как действующее лицо какого-нибудь события (). По характеру взаимосвязи выделяют два типа ролей: взаимодополнительные, требующие взаимодействия с другой ролью (мама - дочка; капитан - матрос; библиотекарь - читатель) и независимые, имеющие опосредованную связь с другими ролями (водитель, строитель, космонавт).

Роль выполняется ребенком посредством игровых действий с предметами и партнерами по игре. Игровые действия существенно отличаются от предметных. Основное отличие состоит в том, что они носят обобщенный и свернутый характер. Эта особенность игровых действий позволяет ребенку сосредоточить свое внимание на передаче характера отношений между людьми. Обобщению и сокращению действий в игре способствует слово, которым ребенок поясняет свои действия: «приехали», «уже поспали». Именно роль и органически связанные с нею действия Д.Б. Эльконин назвал основной единицей игры.

Детские игры побуждаются различными мотивами. В психолого-педагогических исследованиях Т.В. Антоновой, О.М. Гостюхиной, Н.Я. Михайленко, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина выявлены следующие мотивы: воссоздание эмоционально значимых реальных событий; воссоздание действий эмоционально значимого взрослого, сверстника, старшего ребенка; общение со сверстником; фантазирование, придумывание, создание в игре особой действительности. Наиболее характерным мотивом детских игр, по мнению Н.Я. Михайленко, является, фантазирование. В нем реализуется одна из основных особенностей детской игры –относительная независимость от внешних обстоятельств, возможность комбинировать события, менять места и отношения действующих персонажей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: