Основные линии развития сюжетно-ролевой игры




Одной из линий развития сюжетно-ролевой игры являются изменения, происходящие в сюжетах детских игр. А.П. Усовой была определена последовательность развития сюжетов: от игр с бытовыми сюжетами к играм на производственные и далее на общественно-политические сюжеты. На развитие сюжетов существенное влияние оказывает знакомство детей с окружающим миром. Чем оно шире, тем больший круг явлений отражают дети в своих играх. Игры младших дошкольников построены в основном на бытовых сюжетах («семья», «магазин»), старшие дети играют в «строительство», «путешествие», «пограничников», то есть в их играх преобладают производственные и общественно-политические сюжеты. Некоторые сюжеты встречаются как у младших, так и у старших детей. Например, бытовые - «дочки-матери», «магазин» и другие. Однако у младших детей сюжет будет состоять из 2-3 действий, а старшие дошкольники будут воспроизводить последовательность разнообразных событий. Иногда можно увидеть трехлетнего ребенка, играющего в «космонавта» или «капитана подводной лодки». Он надевает капитанскую фуражку, смотрит в бинокль, крутит штурвал. При одном и том же сюжете дети разных возрастов отражают разное содержание. Таким образом, сюжет сам по себе не всегда может свидетельствовать об уровне развития игры.

Не менее важным показателем, по мнению Д.Б. Эльконина, является содержание, то есть та сторона действительности, которую воспроизводят дети в своих играх. Следовательно, изменения в содержании считаются другой линией развития сюжетно-ролевой игры. Её можно представить как постепенный переход от предметных действий к передаче отношений между людьми или от операциональной схемы единичного действия к его смыслу, который заключается в другом человеке. Основным содержанием игр младших дошкольников является выполнение действий с игрушками: они «стирают белье», «режут хлеб», «крутят руль автомобиля». В исследовании Л.С. Славиной было установлено, что результаты этих действий не используются детьми.: нарезанный хлеб не дается куклам или рядом играющим сверстникам, белье стирается будучи ещё чистым. Детей привлекает само действие, которое максимально развернуто и не обозначено словом. В играх старших дошкольников результат произведенных действий выступает на первый план. Порезанный хлеб дается куклам, изображающих детей, водитель не просто управляет автобусом, а везет пассажиров на работу, экскурсию, домой. Действия уже выполняются не ради них самих, а для передачи отношения к другому играющему ребенку в соответствии со взятыми на себя ролями. Так основным содержанием игр старших дошкольников становятся отношения между людьми, роли которых они выполняют. Соответственно изменяется и характер игровых действий: они сокращаются, обобщаются и приобретают условность.

Следующей линией развития игры выступают изменяющиеся способы её построения: от цепочки условных действий с предметами игра переходит к передаче цепочки специфических ролевых взаимодействий, а затем к последовательным разнообразным событиям. В психолого-педагогических исследованиях установлено, что дети в возрасте от 1,5 до 3 лет могут осуществлять условные действия с игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку. В возрасте 3-5 лет дети принимают и последовательно выполняют игровые роли через действия с предметами и ролевую речь, вступают в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. Старшие дошкольники способны передавать в игре различные последовательности событий, комбинируя их по своему замыслу и замыслу двух-трех сверстников. Усложняющиеся способы построения сюжетно-ролевой игры требуют от детей все более сложных игровых умений. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова считают, что этим умениям детей следует обучать. Содержание игры будет богаче и разнообразнее, если в ней представлены различные способы её построения и дети владеют широким спектром игровых умений.

Вместе с сюжетом, содержанием и способом построения игры существенные изменения происходят в формах её организации. Они развиваются от индивидуальных игр, к играм рядом и совместной деятельности. Индивидуальные или одиночные игры характерны, в основном, для детей раннего возраста. Они проявляются в том, что играющий ребенок строит свою индивидуальную программу игровых действий в соответствии с собственным замыслом. В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Гаспарова) установлено, что индивидуальные игры могут возникать у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Игры рядом также возникают у младших дошкольников. Их сущность заключается в том, что несколько малышей разворачивают свои игровые действия за одним столом, в кукольном уголке, на ковре, но каждый действует в соответствии со своим замыслом. Такие игры позволяют формировать у детей элементарные нормы и правила поведения: нельзя мешать сверстнику, в случае необходимости уступить место, поделиться игрушкой. Содержание совместной сюжетно-ролевой игры определяется индивидуальными замыслами её участников. В связи с этим совместная игра требует от ребенка учета замыслов партнеров, постоянного соотнесения своих игровых действий с действиями других детей.

Следующая линия развития характеризует длительность или продолжительность игровой деятельности: от нескольких минут до нескольких дней. Данные А.П. Усовой показывают, что игры детей в возрасте трех-четырех лет длятся 10-15 минут, четырех - пяти лет - до 40 - 50 минут, а игры старших дошкольников могут продолжаться несколько часов, даже дней. В исследовании В.Я. Вороновой………..

А.П. Усова установила, что состав участников игры с возрастом увеличивается, растет и продолжительность существования детских объединений. У трехлетних детей игровые группы составляют два - три человека. Взаимодействие в них осуществляется в течении 3-5 минут, после чего дети одной подгруппы присоединяются к другим играющим, и возникают новые кратковременные объединения. Исследователям удавалось зафиксировать до 25 перегруппировок за 30 - 40 минут наблюдения. У детей в возрасте 4-5 лет игровая группа может включать от двух до пяти человек, а продолжительность взаимодействия - до 40 -50 минут, хотя в большинстве случаев игровые объединения распадаются через 15-20 минут. Игровые группы старших дошкольников более многочисленны и устойчивы. В последнее время в педагогике сложился взгляд на сюжетно - ролевую игру как «камерную» деятельность. В качестве аргумента для обоснования данной позиции выдвигается положение о том, что даже старшие дошкольники при реализации своих собственных замыслов не могут одновременно взаимодействовать более, чем с тремя - пятью участниками игры. Именно такие небольшие объединения детей способствуют проявлению творческой индивидуальности каждого ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: