Сущность налоговых проверок




Содержание

 

Введение

1. Сущность налоговых проверок

2. Организация правовой основы налоговых проверок(виды и решения)

3. Классификационные признаки, элементы, порядок расчета налога и определение суммы налога для перечисления в бюджет

4. Задача

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Основным финансовым ресурсом государства являются налоговые доходы, обоснованное планирование их поступлений можно считать основой эффективного государственного управления. Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование законодательства о налогах и сборах предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых изменений и осмысления тех организационно-экономических механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового контроля, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового контроля изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования его своеобразного механизма. Таким образом, нормальное осуществление функционирования органов государственного налогового контроля невозможно без проведения всестороннего экономического анализа налоговых проверок.

Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему от проведенных налоговых проверок представляет собой расчет, интерпретацию и оценку показателей, характеризующих различные стороны процесса формирования доходов бюджетной системы в части налогов и сборов. Особое значение приобретает комплексный анализ поступления налогов и сборов, включая макроэкономический анализ при осуществлении налоговых проверок, и, соответственно, разработку методических основ планирования, подготовки и проведения налоговых проверок. Правильно проведенный анализ результатов налоговых проверок позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить предполагаемую сумму доначислений по налоговым проверкам с учетом территориальных и отраслевых особенностей проверяемых налогоплательщиков.

В этой связи актуальное значение приобретает исследование планирования подготовки и проведения налоговых проверок как одного из наиболее важных инструментов осуществления государственного налогового администрирования.

Цель настоящей работы - исследовать организацию и методику проведения налоговых проверок в РФ.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

раскрыть сущность налоговых проверок;

изучить организацию правовой основы налоговых проверок (виды и решения);

выявить классификационные признаки, элементы, порядок расчета налога и определение суммы налога для перечисления в бюджет;

решить практическое задание.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трёх теоретических вопросов, одного практического задания, заключения и списка использованной литературы.


Сущность налоговых проверок

 

В настоящее время законодательство РФ не содержит определения налоговых проверок, а перечисляет только виды налоговых проверок. Это говорит о малой изученности проблем налоговых проверок, поскольку понятие налоговой проверки выработано не столько на научном уровне, сколько на уровне бытовом.

Вместе с тем в отдельных работах приводится следующее определение понятия налоговой проверки: «Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы».

По нашему мнению, с этим определением можно согласиться лишь отчасти. Во-первых, данное определение содержит расплывчатые (неконкретные) формулировки и поэтому некорректно. Так, например, понятие налоговой администрации не встречается в качестве определения в юридической литературе. Оно является весьма условным и субъективным. Нет такого термина и в законодательстве.

Немного больше определенности существует в отношении понятия налоговых органов. НК РФ определяет органы, которые относятся к налоговым, поскольку до этого понятие «налоговый орган» применялось в широком смысле и относилось часто и к органам налоговой полиции, и к таможенным органам. Теперь же в соответствии со ст. 30 НК РФ налоговыми органами в Российской Федерации являются органы Федеральной налоговой службы и территориальные подразделения Федеральной таможенной службы Российской Федерации (таможенные органы в соответствии со ст. 34 НК РФ пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации).

Во-вторых, данное определение понятия налоговой проверки не дает какого-либо представления о месте налоговой проверки в системе налогового права и отечественного законодательства. В то же время в литературе не решен вопрос о том, к какому системообразующему уровню структуры права относится налоговая проверка.

Налоговая проверка является формой налогового контроля. Содержательное определение налогового контроля как юридического понятия в литературе также отсутствует. Представляется необходимым дать определение понятия «контроль» через поиск ближайшего рода, к которому оно относится, и через видовые отличия.

Как и большинство правовых категорий, "налоговый контроль" достаточно часто рассматривается в "широком" и "узком" смысле. При этом часто не учитываются соотношения, существующие между такими подходами. Однако понимание категории в широком смысле должно охватывать понятие категории в узком смысле.

Например, в научных работах отмечается, что "в широком смысле налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов". В узком же смысле предлагается рассматривать его как "контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов". Но возникает теоретико-правовой вопрос: является ли контроль как таковой совокупностью мер государственного регулирования? Кроме того, подобное определение налогового контроля в узком смысле предполагает, что он должен охватывать и контроль деятельности законодателя. В то же время контроль за законностью деятельности по введению и установлению налогов как законодательной деятельности может осуществляться различными органами, например прокуратурой, Конституционным Судом РФ.

Также не способствует установлению соответствия между используемыми терминами необоснованное введение новых понятий при наличии уже существующего специального термина, применяемого в широком смысле. Например, встречается представление о налоговом контроле в широком смысле как о "контроле государства за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений на всех этапах налогового процесса - от установления налогов и сборов вплоть до прекращения налоговой обязанности". Таким образом, в широком смысле налоговый контроль - контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, однако содержание этого термина не используется.

В то же время в узком смысле налоговый контроль рассматривается как "властные действия уполномоченных органов государства по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами".

Налоговый контроль можно определить как совокупность действий, осуществляемых в рамках нормативных предписаний уполномоченными субъектами, то есть как разновидность профессиональной юридической деятельности. Следовательно, налоговая проверка, на что указывается в ст. 82 НК РФ, является формой таковой. Налоговая проверка проводится в целях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Проведение ее для достижения иных целей (карательных, устрашения и т. д.) не допускается.

Исходя из изложенного, методологически правильным определением налоговой проверки будет следующее: налоговая проверка - это специальная операция налоговых органов, осуществляемая в установленном порядке и в рамках их основных профессиональных задач, круг которых определяется законом.

Как специальная операция, налоговая проверка включает в себя различные элементы, например: субъекты, предметы проверки, ее объекты, задачи, методики и пр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: