Методы современной психологии




Общая характеристика психологии как науки

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Психологическое знание и его особенности (источники психологических знаний, их виды, особенности проявления, роль в жизни человека).

2. Этапы становления психологии как науки (донаучная психология, ее особенности и связь с научной психологией, философская психология, предпосылки становления психологии как самостоятельной науки, признаки научной психологии).

3. Развитие взглядов на предмет психологии (душа, сознание, поведение, психика как предмет психологии). Основные характеристики психики.

4. Структура психических явлений (психические процессы, свойства, состояния).

5. Основные направления современной психологии(психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология., гештальт-психология, парапсихология, христианская психология).

Основные понятия: знание, наука, объект науки, предмет науки, житейская психология, научная психология, общая психология, прикладная психология, психика.

 

Литература

 

Основная

 

1. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2002.Гл. 1.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1, М., 2007.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 1995.Гл.2

4. Психология. Дубровина И.В. и др. М.,2004

 

Дополнительная

 

. 1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.,1996

2. Гамезо М.В. Атлас по психологии., 2003

3. Фресс П. О психологии будущего: Хрестоматия по психологии. М., 1987. С.50-60.

4. Ломов Б.Ф. Психология в системе научного знания: Хрестоматия по психологии.М.,1987. С.39-50.

5. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. С.10-34.

6. Мироненко И.А. Об интеграции психологического знания. Вопросы психологии, 2004, №3

7. Юревич А.В. Интеграция психологии: утопия или реальность. Вопросы психологии. 2005, №3

 

Вопросы для размышления

 

1. Гарантирует ли научный подход наиболее эффективное продвижение человека в познании психики? Если да, то чем это обосновано.

2. Согласны ли вы с утверждением известного отечественного психолога А.Н. Леонтьева о том» что 21 век станет веком психологии»? Обоснуйте свой ответ.

3. Известно крайне негативное отношение к психологии выдающихся знатоков человеческой души А.С.Макаренко и Ф.М. Достоевского. Чем это можно объяснить на ваш взгляд?

4. Известно, что своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Вероятно, что слово «психология» произошло от имени греческой богини Психеи. Кому, как вы думаете, покровительствовала богиня Психея? Символом чего она является?

5. Возможно ли считать современную психологию наукой о душе?

6. Есть ли душа у животных?

 

Задачи и упражнения

 

1. Подберите как можно больше пословиц и поговорок на психологические темы. Объясните психологический смысл, заложенный в них.

 

2. Выпишите правильные суждения о психологии и объясните свой выбор.

 

1. Психология- наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний, которые устанавливаются внечувственным путем, интроспективно.

2. Психология- наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.

3. Психология – наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных.

4. Психология – наука о феноменальных (бестелесных) сущностях, которые образуют содержание отдельного «Я» (т.е. сознания индивида).

5. В комплексе наук о человеке «не последнее место принадлежит психологи, изучающей развитие психики человека, его личности, сознания и воли, чувственно-эмоциональной сферы»

3. Выпишите те слова, которые обозначают природу психики, ее существенные свойства и отношения.

Первичность, материальность, принципиальность, субъективность, вспыльчивость, активность, субстанциональность, идеальность, осознанность, рефлекторность, решительность, вторичность, целеустремленность, отражательность, объективность, сигнальность, раздражительность, функциональность, эмоциональность, самостоятельность, содержательность.

4. Выберите из приведенных высказываний верные, на ваш взгляд, и обоснуйте свой выбор.

 

1. Психика- это биотоки мозга.

2. Психика- продукт мозга, субъективный образ реального мира.

3. Психика, хотя и находится в телесном мозгу, но в то же время является продуктом не материальной субстанции.

4. Психика- самостоятельное, независимое от мозга явление.

5. Психика- отражение физиологических процессов в

мозг

 

Занятие № 2

 

Методы современной психологии

Вопросы для обсуждения

 

1. Методологические основы психологии (понятие метода и методологии, естественно-научная и гуманитарная стратегии исследования в психологии, принципы отечественной психологии).

2. Классификация конкретных методов психологического исследования.

3. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии(виды, возможности требования к применению, достоинства и недостатки).

4. Характеристика вспомогательных эмпирических методов психологии (анкета, беседа, тесты, опросники и д.р.).

5. Методы практической психологии.

 

Основные понятия: методология, метод, методика, наблюдение, эксперимент, Лабораторный эксперимент, естественный эксперимент, формирующий эксперимент, беседа, опросные методы, тест, интервью, испытуемый, экспериментатор, интерпретация, выборка, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития психики в деятельности и общении.

 

Литература

 

Основная

1. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2002.Гл. 1.

2. Немов Р.С. Психология. Кн. 1, М., 2007.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, М., 1995.Гл.2

4. Психология. Дубровина И.В. и др. М.,2004

 

Дополнительная

 

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 275-331

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С.36-51.

3. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. Гл. 6,7,8.

4. Анастази А. Психологическое исследование М., 1982. Кн. 1. Ч.1. С. 31-73.

5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

6. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл.2.

7. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования.М.,2003

8. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М.,2003

 

Вопросы для размышления

 

1. Известно, что объяснение результатов психологического исследования во многом зависит от личности психолога. Возможно ли избежать субъективизма и сделать интерпретацию сугубо объективной?

2. При использовании опросных методов возникает опасность получения неискренних ответов испытуемых. Что бы вы предложили для того, чтобы избежать этого?

3. Если бы вам было необходимо получить психологическую информацию о человеке, какому методу вы отдали бы предпочтение и почему?

5. В настоящее время в практических целях широко используется детектор лжи. Можно ли ему доверять? Можно ли «обмануть» этот прибор и если да, то как?

 

 

Задачи и упражнения.

 

I. С каким из следующих высказываний и почему можно согласиться, а с какими нет?

 

1. Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

2. О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.

3. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, движениях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов и т.д.

4. Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда останется вне пределов возможного опыта.

5. При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.

6. Сознание существует само по себе. Его нужно изучать интроспективно.

7. Существует только два состояния сознания: сон и бодрствование.

II. Как называется учение., лежащее в основе данного утверждения, и какие методы исследования психических явлений характерны для него?

 

«»С непогрешимой достоверностью я различаю только свои ощущения, свои чувства и мысли; ни о чем другом я не имею такого отчетливого знания, как о порождениях собственной души- незримых для другого продукта».

 

III. Можно ли согласится с мнением автора по поводу одного из известных методов в психологии? Какого именно и в чем его суть?

 

«Мыслящий индивид … не может расщепиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждениями».

 

IV. Что в данном высказывании приемлемо, а что требует уточнения и какого?

 

«Душевные явления реальны и их реальные величины могу быть определены с такой же точностью, как и физические».

 

V. Какие методы психологии имеются в виду? В чем сильные и слабые стороны каждого из них?

 

1. Главное достоинство этого метода заключается в возможности «активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого …. Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения». Благодаря этому он служит основным инструментом получения новых психологических фактов и объективного научного познания.

2. Наиболее доступный, часто встречающийся прием в практике психологов и педагогов- познание учеников на основе непосредственного восприятия; познание, проводимое в естественных условиях, Однако это дело не простое, оно требует точной фиксации фактов, объективного отражения воспринимаемых событий, отношений. Педагог при этом должен весит дневник и на основе собранного материала дать объяснение причин психологических фактов.

3. Применяется в психологической науке метод, когда испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов: об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т.д. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов, Этот метод позволяет охватывать большие группы лиц, не требует обязательного личного контакта. Нельзя, однако, забывать, что можно собрать десять тысяч ответов, но не получить достоверных и объективных данных. Поэтому их, как правило, дополняют и сопоставляют с данными, полученными с помощью других методов.

VI. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при использовании метода наблюдения: «до начала наблюдения нужно четко сформулировать …, исходя из …, составить … наблюдения; продумать … его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы испытуемый … об истинных целях наблюдения.

VII. Составьте небольшую анкету и проведите изучение небольшой группы людей с ее помощью. Результаты обработайте.

 

 

Занятие №3

 

Деятельность

 

Вопросы для обсуждения

 

1.Общая характеристика деятельности как формы активности (проблема деятельности в работах А.Н.Леонтьева С.Л.Рубинштейна, объект и предмет деятельности, виды деятельности, субъект деятельности, суть деятельностного подхода в психологии).

2. Структура деятельности(цель и мотив деятельности, действие как основной элемент деятельности, движение и операции, виды движений, управление действием и движение).

3. Формы освоения деятельности (навыки, закономерности их формирования, виды навыков, их роль в жизни человека, умения, их виды и уровни, этапы становления умений, привычки в жизни человека, привычки и характер личности).

 

 

Основные понятия: активность, деятельность, действия, операции, движения, потребности, интериоризация, экстериоризация, навыки, умения, привычки, интерференция, взаимодействие навыков, перенос навыков, мотв, цель, задача, управление действием, акцептор действия, игра, учение, труд.

 

 

Литература

 

Основная

 

1. Общая психология: В7 томах / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1 Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., Издательский центр «Академия», 2005. Гл.5.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Питер, 2002.Гл. 5.

3. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. Гл.4.

4. Немов Р.С. Психология: В3 кн. Кн.1. М., 1995. Гл.6.

 

Дополнительная

 

1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 149-186.

2. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2т. М., 1983. Т.2. С. 136-159.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. Лекции7-8.

4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С.190-215.

5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982. С. 82-89.

 

 

Вопросы для размышления

 

Некоторые насекомые (пчелы, муравьи) известны своим трудолюбием. Так муравьи разводят целые стада тлей, т.к. очень любят особые выделения тлей и буквально доят их. Поэтому уже осенью муравьи собирают тлей и их яйца, сносят их в муравейник, в особые помещения, где поддерживаются специальные условия для жизни и созревания. Весной специальные муравьи - пастухи ежедневно выносят тлей на воздух и кладут на листики. Пока тепло, муравьи сторожат маленьких тлей, а когда становится холодно уносят обратно в муравейник. С наступлением устойчивого тепла тлей выносят на растения, но бдительно надзирают круглые сутки, защищают от врагов, прячут от непогоды, доят их, вылизывая с них сладкие выделения, и доставляют эту пищу в муравейник. Более того, муравьи строят для тлей специальные укрытия- загоны, переносят тлей с растения на растение. Налицо все признаки деятельности.

Таким образом, можно считать, что у муравьев есть деятельность?

 

 

Задачи и упражнения

 

I. Вставьте пропущенные слова в следующих суждениях.

1. Деятельность человека не только …, но и мотивирована.

2. Сознание человека зарождается, развивается и проявляется ….

3. Потребности являются источником ….

4. Цель является предпосылкой ….

5. Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности.

6. Осознанная … становится мотивом поведения.

 

II. Прокомментируйте следующие суждения. Выберите наиболее правильные суждения, выбор аргументируйте.

1. Личность формируется в деятельности.

2. Всякая деятельность человека детерминируется, как правило, внутренними стимулами.

3. Деятельность обусловлена только сознанием человека.

4. Мотивами деятельности могут быть потребности, установки, мысли, чувства, идеалы.

5. Деятельность является решающим фактором формирования развития активности личности.

6. Деятельность - исторически отработанная система воспроизводства предметного мира, природы человека и человеческих отношений.

 

III. Как вы считаете, чьей позиции (А.Н.Леонтьева или С.Л.Рубинштейна) придерживаются авторы следующих фрагментов? По каким признакам вы это определили?

1. Любая реальная актуальная деятельность имеет внешнее и внутреннее (внешний или внутренний планы, или стороны), и они связаны между собой неразделимо. Задача психологии заключается не в том, чтобы их сначала разделить,а затем искать, как они связаны, а в том, чтобы, изучая «внешнюю сторону» деятельности, раскрыть «внутреннюю сторону», понять реальную роль психики в деятельности.

2. В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психического отражения как «внутреннего условия», как одной из важнейших характеристик субъекта деятельности и в этом плане необходимой составляющей деятельности.

 

IV. Прочитайте два отрывка. В каком отрывке описаны движения, а в каком действия?

1. «Он (О. Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека …пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам …А та женщина, которая поправляла прядь волос движением указательного пальца … наверняка славная особа».

2. «В пекарном деле очень нужны умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами приближается к пекарю. Он кладет лопату на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи».

 

V. Прокомментируйте следующие суждения. Какие важнейшие процессы человеческой деятельности имеются в виду?

1.Во время процесса труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы бытия в форму предметности.

2. В производстве объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь.

3. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты.

 

 

Занятие № 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: