Тема: Общая характеристика мотивационной сферы личности.




Основные понятия: активность личности, источники активности, потребности, мотив, мотивация, мотивировка, установка, идеал, интерес, мировоззрение, направленность, оптимум мотивации, мотив достижения успеха и избегания неудачи

Вопросы для обсуждения.

1. Источники детерминации поведения и деятельности человека. Потребности как источник активности человека.

2.Мотивация, мотив, мотивировка. Казуальная атрибуция.

3. Виды мотивов.

4. Строение мотивационной сферы. Характеристика отдельных мотивационных образований.

5. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

 

Литература.

 

Основная.

1. Маклаков А.Г. Общая психология. Гл.22. 2002.

2. Немов Р.С.Психология.Кн. 1.,гл.19,М.,1994.

3. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций.с.217-232.,Питер.,2010.

4. Нуркова В.В.,Березанская Н.Б. Психология. Гл.4.М.,2004.

 

Дополнительная.

1. Ильин Е.П.Мотивация и мотивы.СПб., 2006

2. Абрахам Маслоу. Теория человеческой мотивации. Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002

4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. С. 8-26. М.,1969.

5. Хекхаузен Х. Мотивация достижения.. Хрестоматия. Психология мотивации и эмоций. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. М.,2002

 

Вопросы для размышления.

 

1. Можно ли и нужно ли ограничивать потребности человека? Ответ в письменной форме.

2. Что такое «разумные потребности?

3. Стремление к успеху является врожденным или приобретенным? Обоснуйте свой ответ.

 

 

Задачи и упражнения.

1. Проанализируйте отрывок из рассказа А.П.Чехова «Детвора». Поясните, какие мотивы актуализируются в рамках одной и той же деятельности.

 

Самый большой азарт написан на лице Гриши. … Играет он исключительно ради денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. … Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно, сосредоточиться… Сестра его Аня, девочка лет восьми, тоже боится, чтобы кто-нибудь выиграл. Она краснеет, бледнее и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка 6 лет, играет в лото ради процесса игры. По ее лицу разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик. … У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать – и на тои спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей. … К выигрышу и чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько же на этом свете разных цифр и как это они все не перепутались!

2. Попробуйте описать мотивационную сферу и ведущий мотив какого-либо известного исторического или литературного персонажа.

 

3. Приведите пример проявления перфекционизма (по материалам литературы, кино,

периодической печати, собственных наблюдений).

 

4. Ниже приведены описания поведения двух шахматистов экстра-класса. Чем, на Ваш взгляд, вызваны различия в их поведении во время игры?

Один из них сам признавался, что любит игру в шахматы только потому, что любит выигрывать – выигрывать у других. Он никогда не рисковал, очень рационально и прагматично вел себя на турнирах, соглашаясь на ничью в тех случаях, когда эти пол-очка приближали его к победе. Но в условиях длительного и изматывающего турнира, когда победа не давалась, у него регулярно начинались рвота, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта и другие соматические расстройства. Другой очень талантливый шахматист всегда играл ради удовольствия самой игры, и хотя он старше и у него были серьезные заболевания внутренних органов, он не обнаруживал такого резкого упадка сил в процессе турнирной борьбы.

5. Психологи различных направлений по-разному понимают источники активности личности. Укажите, представителям каких направлений принадлежат приведенные суждения:

а) основным источником активности личности является бессознательное стремление

к наслаждению, определяющее основные направления поведения и деятельности;

б) основным источником активности личности является система мотивов, сформированных на основе потребностей;

в) основным источником активности личности являются сознательно поставлен ные цели

 

Занятие № 9



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: