Проблема личности в психологии.




 

Вопросы для обсуждения.

1. Общее понятие о личности. Личность, индивид, человек, индивидуальность, субъект.

2. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

3. Свойства личности и структура.

4. Формирование личности(этапы, механизмы, факторы, движущие силы).

 

Основные понятия: Личность, индивид, человек, индивидуальность, субъект, личностный смысл, самоактуализация, теория черт, интегральная индивидуальность, отношение., самосознание, персонализация, формирование, социализация, интериоризация, идентификация, сдвиг мотива на цель, природная среда, социальная среда, врожденное, приобретенное, наследственное, биологическое, социальное.

 

Литература

 

Основная

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

4. Психология. Дубровина И.В. и др. М., 2004.

 

 

Дополнительная.

1.ЛеонтьевА.Н Индивид и личность. Хрестоматия по психологии. 1987, с. 140-146.

2 Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности. Психология личности. Тексты., М.,1982, с. 35-39

3. Леонтьев А.Н. Формирование личности. Психология личности. Тексты. М.. МГУ, 1982, с. 150-161.

4 Юнг К. Структура души.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

6. Крейн У. Секреты формирования личности. СПб., 2002

7. Психология личности. Под ред. Ермакова П.М., Лабунского В.А. М.,2007

 

 

Вопросы для размышления.

1. Возможно ли считать личностью преступника?

2. Взгляды З.Фрейда на природу человека до сих пор пользуются большой популярность. Чем, на ваш взгляд, это можно объяснить?

3. Известно, что в развитии ребенка большую роль играет пример родителей, которым дети подражают. Почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Обоснуйте свой ответ.

 

Задачи и упражнения.

1. Какие из данных особенностей характеризуют человека как личность, а какие как индивида?

Целеустремленность, упрямство, вдумчивость, высокая эмоциональность, старательность, цельность, приятный голос, общественная активность, критичность ума, прекрасная дикция, средний рост, музыкальность, вспыльчивость, моральная воспитанность, низкая адаптация к темноте, голубые глаза, хороший слух, внимательность, подвижность.

 

2. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях:

1)) Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах общественной ….. и отношений.

2) Личность – это только продукт, но и … общественных отношений.

3) Личность формируется и проявляет себя в…

4) Человек, взятый в его … качестве, есть личность.

 

3. Приведите пословицы и поговорки, отражающие взгляды людей на процесс формирования личности.

 

4. Приведите описание личностных особенностей человека из произведений художественной литературы.

5. Проведено исследование, в котором изучалось формирование черт личности людей, чей рост не превышает 80-130 см. Было установлено значительное сходство структуры личности этих людей, у которых, кроме низкого роста, не было никаких других патологических отклонений. У них наблюдался специфический инфантильный юмор. Некритический оптимизм, непосредственность. Высокая выносливость к ситуациям, требующим значительного эмоционального напряжения, отсутствие какой бы то ни было застенчивости и т.д.»

Можно ли на основании этих наблюдений утверждать, что в формировании указанных свойств личности на определяющую роль играли биологические факторы? Обоснуйте свой ответ.

6. Как называются концепции, лежащие в основе приведенных высказываний?

А) «Личность формируется биологическими наследственными факторами, и общество не может существенно изменить того, что заложено в человеке».

Б) «Многие социологи и психологи на Западе трактуют человека как некоторого сгустка экономики, культуры или социума, начисто лишенного всего биологического, органического, вообще природного».

В) «Развитие личности предопределено наследственстью в отношении темпа, последовательности этапов развития, форм и даже содержания психической деятельности».

Г) «Развивающаяся личность… независимо от воли воспитателей и своих позиций подвергается лишь тем социальным воздействиям, которые созвучны унаследованной ею предрасположенности к развитию».

 

Занятие №5

 

Тема: Темперамент.

 

Основные понятия: тип темперамента, тип нервной системы, индивидуальный стиль деятельности, экстраверсия- интроверсия, сензитивность, реактивность, темп реакции, эмоциональная возбудимость, пластичность-регидность, компенсация.

 

Вопросы для обсуждения.

 

1. Понятие о темпераменте. Отличительные признаки свойств темперамента.

2. Происхождение темперамента.

3. Характеристика свойств и типов темперамента.

4. Темперамент и деятельность.

 

Литература.

 

Основная.

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

 

Дополнительная.

1. Мерлин В.С Отличительные признаки темперамента. Хрестоматия по психологии М.,1987.

2. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека.

3. Небылицын В.Д. Темперамент. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 243-249

4. Кречмер Э. Теория темпераментов. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 268—294

5. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. С. 265-268

6. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер

 

 

Вопросы для размышления.

1. «Темперамент – сопротивление нашего природного материала, создающие ту несбалансированность с внешней средой, которая есть одна из предпосылок возникновения личности». (Л.Гуревич). Что имел в виду автор высказывания?

 

Задачи и упражнения.

1. Прокомментируйте высказывания. Насколько они верны, с вашей точки зрения.

А) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

Б) В основе темперамента лежит тип нервной системы.

В) Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, полготовки, волевых усилий.

Г) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле слова.

Д) Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

Е) Темперамент определяется конституцией человека.

 

2. Иммануил Кант в своей работе «Антропология»(1879) дал чисто психологическое описание темпераментов, которые приводятся ниже. Вставьте пропущенные названия темпераментов.

1. …темперамент узнается по горячности, вспыльчивости, честолюбию.

2. …темперамент, по Канту, свойственен «людям веселого нрава».

3. …трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.

4…темперамент связан с принципиальностью, глубоким обдумыванием своих слов и действий.

5…темперамент связан с беспокойством, тревожностью, пессимизмом.

6. Эмоции… быстры, но поверхностны, деятельность бурная, но непродолжительная.

7. У … сильно развито чувство долга.

8… - шутник, хороший собеседник, легко завязывает дружбу.

9… присущ людям «мрачного нрава».

10… очень уживчивы, с виду мягки и покорны, но постепенно захватывают власть над людьми и обстановкой, так как обладают непреклонной, но благоразумной волей.

11… вдумчивы, но постоянно сомневаются в правильности и успешности своей деятельности, недоверчивы, озабочены, безрадостны.

12…избегают ответственности и труда, но обладают организаторскими качествами и готовы быть начальником.

13. …можно узнать по следующим проявлениям: это человек беззлобный, полный надежд, мысли и настроения которого легко меняются.

14…часто корыстен, но пасует перед препятствиями: достаточно едкого остроумия, чтобы исчез ореол его важности.

15… необязательны, недостаточно рассудительны, забывчивы, ничему не придают большого значения.

16…любит церемонии, общественную деятельность, натянут и напыщен, охотно протежирует(часто на словах) и любит иметь при себе льстеца, служащего мишенью для его остроумия.

17… не способен долго расстраиваться, печали его не глубоки.

18. У … низкая работоспособность, он предпочитает легкие, игровые задания.

19…долго раскачиваются, приступая к деятельности, но выполняют ее качественно и ответственно.

3. Бытует мнение, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека, или же свою полную противоположность. На чем основывается это мнение? Согласны ли вы с ним? Возьмите для примера любой вид совместной деятельности и определите для него наилучших и наихудших партнеров из перечисленных ниже пар. Аргументируйте свой выбор.

 

1. сангвиник – меланхолик

2. сангвиник – холерик

3. сангвиник – флегматик

4. сангвиник – сангвиник

5. меланхолик – холерик

6. меланхолик – флегматик

7. меланхолик -. меланхолик

8. холерик – флегматик

9. холерик – холерик

10. флегматик - флегматик

 

4. Укажите особенности, характеризующие сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика:

повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость. Эффективность, бедность движений, вялость, молчаливость, гиперсинзетивность, неуверенность в себе, выдержанность, однообразие мимики.

 

 

Занятие №6

Тема. Способности.

Основные понятия: способности, склонности, задатки, талант, гениальность, специальные способности, общие способности, одаренность, наследование, социальное наследование.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о способностях.

2. Происхождение способностей. Способности и задатки.

3. Качественная и количественная характеристика способностей.

4. Формирование способностей.

 

Литература.

 

Основная.

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

 

Дополнительная.

1. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 1982., с. 129-140.

2. Лейтес Н.С. Одаренные дети. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008., с. 105-112.

3. Рубинштейн С.Л. Способности. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М.,2008. С. 31-47

4. Шадриков В.Д. Психология способностей.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008. С. 64-80

 

 

Вопросы для размышления.

1. Может ли человек компенсировать отсутствие способностей и если да, то чем?

2. Как бы вы ответили на вопрос: «Математиком можно стать или им нужно родиться»?

3. «Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, быть личностью» (А.В.Петровский).

Что может выступать в качестве задатков такой способности?

 

Задачи и упражнения.

1. Продолжите высказывания:

- Чтобы способности реализовались, необходимо….

- Нельзя говорить о наличии способности к рисунку, если человека…

- Неспособность к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек…

- При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются….

- Задатки многозначны: один и тот же задаток может…

2. Прокомментируйте суждения. Как соотносятся задатки и способности в человеке?.

- Рафаэлем может стать только тот, в ком сидит Рафаэль, но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порождаемых им условиях просвещения людей.

- Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т. д. способностей… Развитие способностей носит имманентных характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности… совершенно независимо от влияния внешней среды.

- Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности

- Свои способности человек может узнать, только пытавшись приложить их.

 

3. Попытайтесь ответить на «вечные» вопросы:

- Талант ли владеет человеком или человек талантом?

- Можно ли из грязи подняться в князи?

- Бывают ли ни к чему не способные люди?

- Совместимы ли гений и злодейство?

 

 

Занятие №7

Тема: Характер

Основные понятия: характер, черты характера, структура характера, акцентуации характера, социальная роль, идентификация, психопатия, тип характера, формирование характера.

 

Вопросы для обсуждения.

1. Понятие о характере, его место в структуре индивидуальности.

2. Происхождение характера.

3. Строение характера.

4. Типология характера.

5. Формирование характера.

 

 

Литература.

 

Основная.

1. Маклаков В.Н.Общая психология. СПб, 2002, гл.20,21.

2. Немов Р.С. Психология. М., 1994, кн. 1, гл.13.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995, гл.9

 

Дополнительная.

1. Ананьев Б.Г. Строение характера. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 1982., с. 294-300

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Темперамент, характер, личность. Проблемы и решения.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008., с. 331-353

3. Рубинштейн С.Л. Темперамент и характер. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М.,2008. С. 300

4. Фрейд.З. Психоанализ и учение о характерах.. Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008. С. 435-455

5. Лазурский А.Ф. Классификация личностей... Хрестоматия. Психология индивидуальных различий. М., 2008. С. 629-645

 

Вопросы для размышления.

 

1. Вы бы предпочли иметь дело с человеком, у которого хороший характер, или который обладает хорошими способностями?

2. Известно выражение «Посеешь привычку- пожнешь характер». Какие привычки в вашем поведении могут свидетельствовать о вашем характере?

 

Задачи и упражнения.

1. Выпишите слова, которые относятся к проявлениям: а) характера, б) темперамента, в) способностей.

Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, творческое воображение, находчивость, сообразительность, бездарность, наблюдательность, речистость, талантливость, экстравертированность, глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, ригидность, изобретательность, быстрота переключения внимания, принципиальность, настойчивость, инициативность, требовательность, сензитивность, самомнение, неряшливость, леность, решительность, оптимизм, гениальность, впечатлительность, быстрота мышления, медлительность.

 

2. Вставьте пропущенные слова в предложениях:

1. В отечественной психологии характер определяется как совокупность… свойств индивида, в которых выражаются способы его … и способы… ….

2. От … зависят особенности характера, определяющие динамику его проявления.

3. Характер не наследуется и не является прирожденным качеством личности, он … под влиянием условий жизни, в процессе воспитания и активного … с окружающими людьми.

4. На формирование характера особенно влияет ….

5. Черты … отражают то,.. действует человек, а черты личности – то, … … он действует.

6. Павлов И.П. назвал характер …, а темперамент ….

7. … - это своеобразные заострения черт характера.

3. У Л.Н.Толстого есть следующее высказывание:

«Самый лучший человек тот, который живет преимущественно своими мыслями и чужими чувствами, самый худший человек – сорт человека, который живет чужими мыслями и своими чувствами. Из различных сочетаний этих четырех основ, мотивов деятельности – все различия людей».

О каких важных чертах характера говорит писатель?

 

 

Занятие №8

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: