Основные факторы, определяющие специфику экономической деятельности учреждений и организаций социально-культурной сферы.




Основные факторы, определяющие особый характер и специфику хозяйственной, экономической деятельности социокультурных учреждений в предпринимательской области: некоммерческий статус учреждений и своеобразие продукта, который продается на рынке потребления.Первыйфактор регламентирует не только допустимые пределы выбора видов деятельности, но и степень свободы использования получаемого дохода. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике, как известно, основана на получении прибыли, которая в коммерции облагается довольно высокими процентными ставками налоговых отчислений. В предпринимательской же деятельности некоммерческих учреждений социокультурной сферы получение прибыли не предусматривается, а доходы направляются на воспроизводство последующей деятельности. И эти учреждений по закону не могут себе позволить заниматься деятельностью, которая выходит за рамки их миссии. Таким образом, предпринимательская деятельность социокультурных учреждений с ее ограничениями и некой половинчатостью отнесена к некоммерческой сфере и облагается налогами, применяемыми в государственном секторе.Г.Л. Тульчинский провел сопоставление некоммерческой и коммерческой деятельности и выявил различия:

1. Цели. Если в коммерческом менеджменте основная цель — прибыль, то в некоммерческой деятельности это реализация социальной идеи.

2. Товары. В коммерческом – товары, выгодные экономически, в СК менеджменте – социально привлекательные.

3. Рынок. В коммерческом – прямые отношения покупателя и продавца,в СК – двоякость: часто плательщик не совпадает с потребителем.

4. Реализация. В коммерческом – только в местах рыночного спроса, в СК – по закону госорганизации или спонсора.

5.Продвижение. В коммерческом – реклама коммерческая, в СК – реклама социальная.

6.Показатели. В коммерческом – прибыль, в СК – социальный эффект.Второй фактор обусловлен уникальностью продукта, производимого и продаваемого социокультурными учреждениями, он напрямую не продаётся на рынке, потребителю продаются билеты на концерт, выставку, спектакль и т.д. Покупая билет, потребитель покупает не исполнителя и его песни, не живописное полотно выставки, не сцену из спектакля или сюжет культурной программы, а покупает право соприкосновения с искусством и культурой, тем самым он инвестирует создание нового художественного продукта.Культурные продукты существует либо в виде произведения искусства - нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д. (имеют реальную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни), либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д. (имеют временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, могут трансформироваться в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость).Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров.

8.Общие понятия блага и общественного труда. Понятия «ценность», «культурные блага», «продукты сферы культуры», «культурные товары».
Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие. В эстетике – добро. Блага - средства удовлетворения человеческих потребностей.

Блага разделяются:

1.по натуральным характеристикам - на продукты и услуги;

2. по степени удаленности от конечного потребления - на потребительские блага и ресурсы;

3.по длительности использования - на кратковременные и долговременные

4.по характеру потребления - на частные и общественные.Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ.

Блага можно классифицировать на:

1) материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);

2) нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека.Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др. К ним относятся внутренние блага, данные человеку природой – способности к науке, голос, музыкальный слух и т.п., а также внешние блага – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

Общественный труд - деятельность людей, направленная на удовлетворение экономических и духовных потребностей общества. Внутри общественного труда выделяются общественно организованный труд, т. е. деятельность, включенная в систему общественного разделения труда, и труд, направленный на самообслуживание целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей,основа и непременное условие жизнедеятельности людей,создание условий для развития и прогресса общества через воздействие на окружающую природную среду, ее изменение и приспособление к своим потребностям.Труд всегда является общественным, т.к. отдельные трудящиеся и трудовые коллективы могут ставить лишь цели, отражающие их положение в обществе, а производить лишь при помощи накопленных обществом ресурсов (средств производства, рабочей силы и т.д.) классифицируется в зависимости от содержания:творческий и репродуктивный (стереотипный),физический и умственный,простой и сложный,исполнительный и организаторский (управленческий).

Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.К ценностям могут относиться: 1. Здоровье, 2. Любовь, семья, дети, дом, 3. Близкие, друзья, общение, 4. Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы, 5. Материальное благополучие, 6. Духовные ценности, духовный рост, религия, 7. Досуг — удовольствия, хобби, развлечения, 8. Творческая самореализация, 9. Самообразование, 10. Социальный статус и положение в обществе, 11. Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.), 12. Стабильность.

Культурные блага - Условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Продукты сферы культуры – книги, картины, записи, песни и т.д…Продукт отрасли «культура» -Продукт может быть одновременно материальным и нематериальным. Непосредственные услуги -(игра актера, исполнение танца, песни, лекция, диспут,работа билетера, кассира в театре) Посреднические услуги- (работа режиссера, звукорежиссера, киномеханика, балетмейстера) Предметы культуры- (например, картины, скульптуры, изделия ДПИ) Средства культуры- (то с помощью чего создается продукт: радио, телевидение, аудио-визуальная техника …) нематериальный материальный.Культурные товары.

Продуктом отрасли «культуры и искусства» принято называть товары и услуги, выступающие как материальные и духовные ценности, создаваемые в сфере культуры, имеющие спрос и удовлетворяющие интересы и потребности потребителей.

9.Сравнительная производственная и потребительская характеристика средств и продуктов культурной деятельности.
Судить можно по-разному: для получения качественного культурного продукта затрачивается огромное количество денег и сил, но тогда если продукт качественный то и потребность на него велика, что окупается, но не всегда – зависит от спроса на этот товар. Наверное культурных продуктов хватает, а вот спрос на них (национальные продукты) не велик.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: