Действие общих законов и норм жизнедеятельности в социально-культурной сфере.




ОТВЕТЫПО МЕНЕДЖМЕНТУ

1. Менеджмент как вид социального управления.
Управление - управленческий процесс, т. е. целенаправленные решения и действия, осуществляемые менеджерами в определенной последовательности и комбинации. Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:

Методы социального управлен ия - комплекс методов целенаправленного воздействия на:отдельныхработников;отдельнуюгруппу;целый коллектив.

Социальный менеджмент - это деятельность различных социальных организаций, использующих совокупность специфических средств и методов для реализации функций управления в системе общественных отношений.

Предмет социального менеджмента - управление социальными процессами, социальными отношениями и социальной сферой.

Объектом социального менеджмента выступает система социальных или общественных отношений, в которые включены организации, а также социальные процессы

Виды мeнeджмeнтa. Пpoизвoдcтвeнныймeнeджмeнтoпpeдeляeт:СтратегческийменеджментИннoвaциoнныймeнeджмeнтнaпpaвлeн:Мapкeтинг-мeнeджмeнтзaнимaeтcя:Мeнeджмeнтпepcoнaлaзaнимaeтcя:Финaнcoвыймeнeджмeнтyпpaвляeт:Эккayнтинг-мeнeджмeнтзaнимaeтcяcбopoм, oбpaбoткoй и aнaлизoмдaнныx o paбoтeopгaнизaции, иxcpaвнeниeм c пpeдыдyщими и плaнoвымипoкaзaтeлями и peзyльтaтaмикoнкypeнтoв c цeльювыявлeнияcлaбыxcтopoн и пoтeнциaльныxвoзмoжнocтeйфиpмы.

Задачами менеджмента как науки являются

разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного процесса. Следовательно, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов. При этом к задачам менеджмента также относятся: стимулирование сотрудников организации путем создания для них соответствующих условий труда и системы его оплаты; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; разработка стратегии развития организации и реализация;определение конкретных целей развития организации; постоянный поиск и освоение новых рынков; выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

5 функций менеджмента планирование; организовывание; мотивация;контроль; координация. Пpинципымeнeджмeнтa:coчeтaниe нayчнocти и твopчecтвa: цeлeнaпpaвлeннocтьпpeдпoлaгaeт - дocтижeниeoпpeдeлeннoйцeли. пocлeдoвaтeльнocть действий в достижении цели.нeпpepывнocть - инжeнepныйпpoeкт, нaкoтopыйзaтpaчивaютcязнaчитeльныecpeдcтвa, дoлжeн быть peaлизoвaннaпpaктикe, т.к. инaчepaбoтaдaннoгocoтpyдникaбyдeтнeнyжнoй, a зaтpaтынaпpacными); coчeтaниeцeнтpaлизoвaннoгopyкoвoдcтвa и caмoyпpaвлeниявыpaжaeтcя в пpинятииpeшeнийнaмecтax в cooтвeтcтвии c pacпopяжeниями и yкaзaниямимeнeджepa; кoнцeнтpaциявнимaниянaиндивидyaльныxocoбeннocтяxpaбoтникoв, a тaкжecпocoбнocтяxиxвзaимoдeйcтвия в кoллeктивeopиeнтиpyeтcянacoздaниeблaгoпpиятнoйпcиxoлoгичecкoйaтмocфepы, oпpeдeлeннoйopгaнизaциoннoйкyльтypы, c пoмoщьюкoтopыxoблeгчaeтcяпpoцeccпpинятияpeшeний, a, cлeдoвaтeльнo, yвeличивaeтcяэффeктивнocтьpaбoты; oбecпeчeниeцeлocтнocтипpaв и oтвeтcтвeннocтинaкaждoмypoвнepaбoты.ocтязaтeльнocтьyчacтникoвyпpaвлeнияпoзвoляeтличнoзaинтepecoвaтьpaбoтникoвнaocнoвeмaтepиaльнoгo, мopaльнoгo и opгaнизaциoннoгoпooщpeнияpaбoтникa, дocтигшeгoнaибoлeeвыcoкиxpeзyльтaтoв;

2.Деятельность как социальная основа менеджмента. Виды деятельности. Субъект и объект деятельности.
Культура как подсисте­ма входит в триединую онтологическую структуру: антропо-социо-культурную форму бытия. Она зародилась на нашей планете на определенной ступени истории природы, а ее законы существования и развития вышли за пределы биологических законов природы.Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности.Деятельность человека проявляется как способ его бытия, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира; это осознаваемое, целенаправленное, сво­бодное и творчески вариативное проявление активности; это процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами, создание условий для существования и развития общественного субъекта (общества в целом, группы, личности).

В пределах духовной деятельности принято дифференцировать социально-культурную деятельность, направленную на: создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе (процесс создания ценностей культуры); включение человека в систему восприятия и освоения ценностей культуры (процесс освоения ценностей культуры); организацию по сохранению ценностей материальной и духовной культуры (процесс сохранения ценностей культуры); трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога (процесс распространения ценностей культуры); создание благоприятной культурной среды, цели которой реализуются через социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции (процесс формирования культурной среды как необходимого пространства для осуществления социально-культурной деятельности).Среди используемых дефиниций наиболее логичной представляется следующая: «социально-культурная деятельность – это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная практика создания, освоения, сохранения, распространения ценностей культуры».Социально-культурная деятельность (СКД)— культурная деятельность соци­альных субъектов (профессиональных и непрофессиональных социальных групп, вплоть до общества в целом) по: а) обоб­ществлению культурных новаций; б) раз­витию способностей индивидов и обслу­живание их творческой деятельности; в) социальной коммуникации, т.е. распрос­транению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.Социально-культурная деятельность, являясь подсистемой духовной жизни общества как система, подразделяется на ряд подсистем, через функционирование которых проявляется и воспроизводится сущность, содержание, специфика и социальная природа данного явления.Социально-культурная деятельность – это область профессиональной деятельности по созданию продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей с использованием особых образно-символических средств и творческого воображения в соответствующих видах искусств: пространственных (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладные искусства), временных (музыка, литература) и пространственно-временных (театр, кино, балет).Социально-культурная деятельность представляет собой педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой, идеологией.Социально-культурная деятельность объединяет различные социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение каждой личностью.Социально-культурная деятельность как учебная дисциплина ставит своей целью профессиональную подготовку специалиста, владеющего знаниями, умениями и навыками организации различных видов и форм социально-культурной деятельности.В силовом поле субъектно-объектных отношений можно выделить следующие виды социально-культурной деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, культуро-творческая, коммуникативная.Субъект и объект деятельности. Естественно, что человеческая деятельность невозможна без человека, который выступает в качестве ее основного структурного компонента, именуемого "субъект".

Под субъектом понимается активная, "инициирующая сторона" целенаправленной деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта.

В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.Структурная "двумерность" действия не нарушается и в ситуации, когда объект отсутствует (к примеру, если человек занимается физкультурой, не используя спортивных снарядов). В этом случае имеет место композиционное взаимопересечение субъекта и объекта, субъект становится объектом собственных усилий.Наиболее общие механизмы деятельности: внешняя деятельность — чувственно-предметная, материальная деятельность; внутренняя — оперирующая образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.Носителем деятельности является ее субъект, который ставит цели преобразования объективной действительности (объекта), который производит это целенаправленное преобразование, т.е. выполняет деятельность.Преобразующий характер деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе "программы". В этом обнаруживается принципиальная открытость, универсальность и свобода деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурно-исторического творчества.В современной науке достаточно хорошо раскрыто строение деятельности. Любая деятельность имеет в своем составе потребности и мотивы ее выполнения, а также задачи и действия, направленные на их решение. Действия выполняются благодаря наличию в них многообразных операций. Деятельность людей существует как в непосредственно коллективной форме, так и в форме индивидуальной деятельности, когда человеческие индивиды действуют, сознавая вместе с тем себя в качестве общественных существ.Теория деятельности, с точки зрения ее использования в различных областях социальной практики, выступает как инструментальная система проектирования и программирования.Эта работа связана с созданием конкретных проектов на основе теоретического видения ближайшего шага развития практики и одновременно с построением особого типа теорий, выявляющих принципы создания подобных проектов.Особое значение, с точки зрения деятельностного подхода, имеет коммуникация людей, которая начинает выполнять все более важную роль в современной практике. Формирование гибких подвижных сетей (networks), связывающих разные позиции в ходе выполнения работы, немыслимо без коммуникации.Интересные перспективы теории деятельности открываются сегодня в области наук о компьютерах (computerscience). Здесь становится актуальным исследование операций мышления и создание алфавита операций. Эти операции нетождественны кибернетическим и формально логическим представлениям об операциях. Операции деятельности нужно рассматривать не как функционирование машины на основе заданных операторов, а как осуществление процессов, в которые обязательно включено сознание человека.Основная единица анализа деятельности – действие, процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата (сознательный). Действие – пpоцессpешения задачи, включающий в себя пpоцессыцелеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действия порождают мотивы. Действие по форме может быть практическим (внешним), идеальным и теоретическим (внутренним). Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Цель задает действие, действие обеспечивает pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, следовательно и действия подpазделяются на более мелкие, обpазyяиеpаpхическyюстpyктypy.Cпособ выполнения действия – опеpация, она хаpактеpизyеттехническyюстоpонy выполнения действия. Действие – совокупность операций, подчиненных цели. Операции – мало осознаются или совсем не осознаются, этим они отличаются от действий, которые предполагают сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Операции – автоматические действия и навыки. Операция отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель.Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Исследования показали, что решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть. Она определяет быстроту формирования и качество действия.

3.Признаки культурной деятельности человека. Коллективная деятельность – важное условие культурного процесса.
Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности. Деятельность человека проявляется как способ его бытия, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира; это осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности; это процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами, создание условий для существования и развития общественного субъекта (общества в целом, группы, личности).

К основным критериям культурной деятельности человека можно отнести символичность, смыслопологание, коммуникативность, регламентированность, созидательность. Рассмотрим эти критерии.

Символичность. Первым критерием культурной деятельности следует считать способность посылать и воспринимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точнее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное напряжение, пространственно-временные перемещения, манипуляции с окружающими предметами только тогда обретают культурно-человеческое значение, когда не замыкаются в пределах природной объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют в себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.Смыслополагание. Культура наделяет любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человеческой жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, культурная деятельность с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство и потому носить осмысленный характер. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре.

Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усилий. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время.

Регламентированность. Любое общество вырабатывает те конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в зависимости от времени и места. Они не остаются неизменными. В значительной степени история культуры как раз и является историей таких регламентированных и в то же время бесконечно меняющихся коммуникативных форм выражения.

Созидательность. Культурная деятельность – всегда созидательный акт, в котором объективируется творческий потенциал человека. Созидательность может быть предельно традиционной или выражать собой открытый протест против традиции, быть средством активной борьбы с насилием отживших старых форм. Однако культурная деятельность направлена не на разрушение и уничтожение существующего, а на утверждение нового — на созидание иных культурных форм, привлечение внимания к неизвестным ранее возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых прежде горизонтов.Все перечисленные выше характеристики субъекта культуры и черты культурной деятельности в равной степени относятся как к индивиду, так и к сообществу.Коллективная деятельность предполагает координацию и интеграцию деятельности отдельных членов коллектива. Эта задача обеспечивается в коллективе руководителем, ибо управление производством непосредственно связано с управлением людьми. Эффективность управленческой деятельности, естественно, оценивается пo производственным результатам. Высокие трудовые показатели коллективов в большой степени зависят от личных качеств руководителей, и потому проблема психологии личности является важной проблемой в области управления.Культурный процесс - изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами.

4.Социокультурное пространство – понятие и содержание.
Социальное пространство – один из видов пространства (наряду с физическим и др.); многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально связанных между собой.Философы и социологи под социальным пространством понимают логически мыслимый конструктор, особую среду, в которой осуществляются социальные отношения. В то же время это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Социальное пространство можно описать как совокупность полей, специфических однородных подпространств (например, поле политики, экономическое поле), владение которыми означает обладание дефицитными благами – капиталом. Распределение различных видов капитала – экономического, политического, культурного, социального, символического и проч. – в социальном пространстве структурирует его. Не используя термин "социальное пространство", по сути, описывают его модели и этапы конструирования К. Маркс, М. Вебер, Э. О. Райт, Ф. Паркин и др.

В социологию категория «социальное пространство» была введена Ф. Теннисом, определившим общую социологию как науку о человеческой витальности, изучающую взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени. Г. Зиммель, написавший отдельную работу «Социология пространства», характеризует социальное пространство как бездейственную форму, существующую лишь благодаря энергии деятельности субъектов. П. А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно П. А. Сорокину, «определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие "точки отсчета"». Т. Парсонс вводит понятия «территориальность» и «резидентное размещение». П. Бурдье представляет социальное пространство как рационально сконструированную диаграмму, поля властного взаимодействия, движения различных видов капитала (символического и проч.). П. Штомпка, акцентируясь на деятельностной сущности социальных агентов, описывает модель «поля взаимоотношений», объединяющего четыре уровня: 1) идей, верований, дефиниций; 2) норм, предписаний; 3) интеракций; 4) возможностей, или ресурсов. Натурализм в социологии наделяет социальное пространство свойствами тела, вещества (физической, химической, географической, органической реальности). Последователи активистского подхода рассматривают социальное пространство как пространство человеческой активности, динамического состояния общества, социальной процессуальности.Так, в рамках полевой теории социальное пространство анализируется через совокупность функционально взаимосвязанных силовых полей, формирующихся социальными практиками агентов. Субстанционалисты сводят социальное пространство к субстанциям: индивидам, их совокупностям, соединенным социальными связями. Представители реляционизма анализируют социальное пространство как надындивидуальную реальность, представляющую собой систему структурированных социальных отношений.Социальное пространство «скрепляется» социальной структурой – совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей (демографических, национальных, территориальных, профессиональных и т. п.), иерархически упорядоченных между собой, что предполагает наличие «верхних», «средних» и «нижних» слоев, вертикальных и горизонтальных каналов социального перемещения и т. д. Посредством расчленения социального пространства на структурные элементы-позиции в конкретной точке пространства можно находить и оценивать различных социальных субъектов, их статусные позиции.Социальная структура подразумевает статические аспекты существования социальных форм, которые в социальном пространстве реализуются в динамике конкретных потоков человеческой активности, социальных процессов. Социальный мир, таким образом, представляет собой многомерное пространство с множеством социальных полей, в каждом из которых индивиды и их группы занимают соответствующие позиции, а «вихревые потоки» и «силовые линии» социального пространства и социальных полей направляют потоки активности людей.

5.Общая характеристика социально-культурной сферы как объекта управления.
Социально-культурная сфера
– это совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных и информационных потребностей населения.

Цель СКС – обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

Особенности СКС:

1. Труд работников СКС осуществляется в форме услуг.

2. Труд работников индивидуализирован. СКС имеет дело с индивидуальными запросами людей с их разнообразными вкусами и настроением. Это определяет особые требования к личным качествам работников СКС. Высоко ценится умение и способность работать с людьми.

3. СКС имеет дело с обслуживанием населения, поэтому территориальное размещение ее учреждений, организаций зависит от демографических факторов (численность, плотность, состав населения и т.д.).

Отраслевая структура СКС включает: культура, образование, здравоохранение, жкх, бытовое обслуживание, социальное обеспечение, наука.

Генеральной целью социально-культурной сферы (ее институтов) является обогащение духовной жизни людей и создание условий для социально-культурной деятельности.

Очевидно, что в рамках объекта управления социально-культурной сферой можно выделить два взаимодействующих потенциала: экономический и культурно-художественный. Экономический включает средства осуществления социально-культурной политики: материально-вещественную составляющую (сеть учреждений, их оборудование и оснащение, материально-техническое обеспечение), кадровые ресурсы и систему (в том числе, информационную) их поддержки, финансы и органы администрирования и управления. Экономической потенциал СКС характеризуется также наличием потребительского рынка и конкуренцией, платежеспособностью и запросами населения, наличия у него свободного времени.

Культурно-художественный потенциал общества представляет собой накопленное им богатство культурных ценностей, определяющих духовное развитие населения, которое может быть представлено как материализованными предметами (картинами, памятниками истории и культуры, книгами, антиквариатом и т.д.), так и культурными традициями, устным народным творчеством, нравственными и эстетическими установками людей.

 

В условиях рынка социально-культурная деятельность приобретает еще более вариативный характер. Быстро развиваются коммерческие, предпринимательские виды деятельности, новые типы частных учреждений социокультурного сервиса с ночными клубами, казино, развлекательными, информационными, культурно-досуговым и центрами и т.д., открылись многообразные организационно-правовые и экономические возможности развития социокультурных моделей деятельности.Управление социокультурной деятельностью. Говоря языком экономическим, спрос и предложение, в конечном счете, стимулирует, а иногда и сдерживает создание и освоение культурной продукции, что объясняет характер изменений в управлении социокультурной деятельностью.Следовательно, управление социокультурной деятельностью - это управление социально-экономическими условиями культурной деятельности, условиями создания и потребления культурных ценностей.Такие условия могут быть непосредственными - материальные, свобода творчества, моральные стимулы и опосредованными - бюджет свободного времени, развитие средств коммуникации, уровень образованности творцов и потребителей.Современная управленческая культура должна строиться на принципах открытости культурной системы, перехода от вертикальных властных связей в ее управлении на горизонтальные добровольно-общественные методы управления. Собственно и термин управление мало гармонизирует с понятиями духовность, культурные ценности, нормы, идеалы, то есть теми категориями, которые составляют сущность культуры.Итак, управлять можно предприятиями, производящими музыкальные инструменты, автоклубы, театральные костюмы, парковую аттракционную технику и т.д., коллективами учреждений культуры.Органы, обеспечивающие реализацию культурной политики государства, могут создавать условия для развития культуры, обеспечивать деятельность учреждений культуры экономически, финансово, методически, технологически и, таким образом, управлять развитием культуры, но управлять духовной и материальной культурой по своей сути абсурдно.Управление социокультурной деятельностью - это сознательная деятельность государственных институтов по регулированию субъект-объектных отношений во всем их многообразии для достижения определенных социокультурных целей.Специфические особенности управления социокультурными процессами заключаются в том, что управление концентрируется на механизмах регулирования социокультурной деятельности в соответствии с нормами и принципами, целями и задачами культурной политики, включая регулирование финансовых, правовых, организационно-управленческих, кадровых и др. процессов функционирования и развития социокультурной деятельности.Мудрость государственного управления социокультурной сферой в постсоветском обществе может быть проявлена в оптимальном сближении традиционных и инновационных подходов в развитии культуры, которые заключаются в: ориентации на новое с учетом традиции; использовании традиции как предпосылки модернизации; светской организации социокультурной жизни, не исключающей значимости религии и мифологии в духовной сфере;- значении выделенной персональности, и, вместе с тем, использовании имеющихся форм коллективности;- сочетании мировоззренческих и инструментальных ценностей;- демократическом характере власти, признающей авторитеты в политике;- сочетании психологических характеристик человека традиционного и современного общества;- эффективном использовании науки при осуществлении традиционных ценностных социокультурных ориентации человека.Реализация этого позволит сделать вывод о том, что в современном российском обществе идет активный процесс аккультурации - социокультурных изменений, взаимодействия традиционной и современной культуры как результат общественно-экономических преобразований, модернизации общества, который и является основой социально-культурного развития страны.

Действие общих законов и норм жизнедеятельности в социально-культурной сфере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: