Характеризуются рядом факторов, которые имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:
- интеллектуальные
-сенсорные
-эмоциональные
- монотонные
-режимные
Нагрузки интеллектуального характера включают:
1. Содержание работы (от простых задач до сложной – творческой):
- например, наиболее простые решают лаборанты (1-й класс условий труда); - - простые задачи, но с выбором (по инструкции) характерна для м/сестры, телефонисток и т.п. (2-й кл);
- сложные задачи, решаемые по алгоритму имеют место в работе руководителей, водителей а /транспортных средств и др. (кл. 3.1степень)
- наиболее сложная по содержанию работа - относится труд научных сотрудников, врачей и др. (3 кл, 2 степ)
2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка:
- лаборант -2кл
-м/с -3 кл 1ст
- руководители предприятий, водители, врачи - 3кл 2 ст
3. Распределение функций по степени сложности:
-лаборант -1 кл
- м/с. телеф -2 кл
- мастера, водители - 3.1
- руковод предпр, научные раб врачи - 3.2
4 Х-р выполняемой работы
- по индивидуальному плану: лаборанты -1 кл
- по графику: м/с, телефонистки – 2 кл
- в условиях дефицита времени (мастера, научные работники) –кл 3.1
- в условиях дефицита времени и информации (руководители предприятий, врачи) – 3.2
Сенсорные нагрузки
1. «Длительность сосредоточенного наблюдения» (в % от времени смены):
- наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения у операторских профессий (телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители А/Т) – более 75% времени – класс
- у врачей реанимационных отделений - - 3.2
- у врачей - 51-75% - класс 3.1
- у м/с – от 26 до 50% - 2 класс
2 «Плотность сигналов» (световых, звуковых) и сообщений за 1 час работы
|
- у авиадиспетчеров – более 300- - класс 3.2
-управление а/т – около 200 – класс 3.1
- у врачей реанимационных отделений - класс 2
3 «Число производственных объектов наблюдения» - число объектов одновременного наблюдения (операторский вид деятельности)
- авиадиспетчеры - 13 – класс 3.1
- у врачей – 5, класс 1
4. Размер объекта различения - (% от времени смены)
В качестве основы размеров объекта различения –нормативы по освещенности «Естественное и искусственное освещение» и. т д.
Эмоциональная нагрузка
1«Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки»
-врачи, авиадиспетчеры, водители - самая высокая степень ответственности – класс 3.2 –высокая степень ответственности за результат работы
- м/с, научные работники - класс 3.1 – работник несет ответственность за основной вид задания, ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива
-лаборант – 1 класс (дополнительные усилия только со стороны самого работника)
2 «Степень ответственности за безопасность других лиц»
-врачи (за других лиц), космонавты (личная безопасность) - класс 3.2
Категории работ, где возможно сочетание риска для себя и за жизнь других лиц -эмоциональная нагрузка еще выше –врачи-инфекционисты, а/водители транспортных средств
Утомление. Профилактика переутомления
Основной причиной утомления является:
- развитие торможения в функциональном двигательном центре коры большого мозга,
- определенное значение могут иметь накопление в мышцах кислых продуктов обмена веществ,
- нарушения обмена веществ в сердце и мозге,
|
-гипогликемия.
Эти изменения вызывают нарушение нормального течения нервных процессов в организме.
Чувство усталости представляет собой нормальный физиологический процесс, это защитная реакция организма в виде охранительного торможения на воздействие условий окружающей среды.
Критерием физиологичности этого процесса является восстановление функций организма к началу следующего рабочего дня или рабочей недели
Если оно проходит после обычного отдыха и работоспособность на другой день полностью восстанавливается, то это не выходит за пределы нормы
Если же утомление сохраняется, речь идет о переутомлении, являющемся патологией, которое требует лечения.
Борьба с преждевременным утомлением и переутомлением на производстве имеет исключительно важное значение:
- для профилактики заболеваний,
- предупреждения травматизма
-и поддержания нормального уровня работоспособности.
Большую роль в этом отношении играет тренировка:
- с повышением тренированности организма физическая работа выполняется с меньшей затратой энергии, что объясняется освоением определенных двигательных навыков и способностью вовлекать в работу те группы мышц, которые действительно необходимы для выполнения данных трудовых операций. Со временем вырабатывается автоматизм в движениях, что позволяет производить мышечную работу с меньшим напряжением сил, внимания и воли. В результате рабочие со стажем по сравнению с новичками утомляются меньше и восстановительный период у них после работы бывает более коротким.
|
- Известную благоприятную роль играют положительные эмоции, возникающие в результате сознательного отношения к труду.
- быстрота развития утомления зависит от степени динамичности физического труда. Статическая работа, выражающаяся в длительном напряжении мышц, вызывает более быстрое утомление, чем динамическая, сопровождающаяся попеременным сокращением и расслаблением их. Это объясняется тем, что при статических усилиях непрерывные импульсы, идущие от нервных окончаний в сухожилиях и мышцах в центральную нервную систему и обратно, приводят к более быстрому истощению энергии центральной нервной системы, что в свою очередь обусловливает развитие утомления. При динамической же работе импульсы возникают только в момент сокращения мышц, во время же расслабления их нет. При значительных статических усилиях наступлению утомления способствует уменьшение кровоснабжения напряженных мышц.
Основными средствами предупреждения утомления и повышения производительности труда как при физической, так и умственной деятельности являются:
- правильная организация труда и отдыха,
-рациональный режим труда,
-правильная рабочая поза,
-соответствие конструкции станков, инструментов, оборудования анатомо-физиологическим особенностям организма человека,
- механизация и автоматизация производства,
-создание благоприятных санитарных условий на рабочих местах,
- использование вспомогательных оздоровительных мероприятий.
К последним относят производственную гимнастику, являющуюся эффективной формой активного отдыха в процессе работы. Актуальность ее в настоящее время возрастает в связи с резко уменьшившейся физической нагрузкой в условиях современного механизированного производства. Оздоровительный эффект гимнастики выражается не только в снятии утомления и улучшении общего состояния здоровья, но и в повышении работоспособности и производительности труда.
Основной формой производственной гимнастики, проводимой непосредственно на рабочих местах, являются физкультурные паузы в виде определенного комплекса физических упражнений, составленного в соответствии с особенностями профессионального труда. Подбирают такие упражнения, которые могут оказать влияние преимущественно на развитие определенных систем и функций организма, особенно важных в данном конкретном случае. Физкультурные паузы продолжительностью 5—7 мин проводят при появлении первых признаков утомления (С.А. Косилов, А.А. Минх, И.В. Муравов и др.).
Вставка
Механизация и автоматизация производства, внедрение пультов управления, автоматических линий, электронно-вычислительной техники внесли коренные изменения в характер физиологических реакций работающих, значительно увеличив роль нервно-психической и умственной деятельности. Многие профессии в современном производстве становятся по существу профессиями умственного труда. От диспетчеров аэродромов, железнодорожных вокзалов, операторов пультов управления энергосистемами, автоматическими линиями требуется в короткий срок справляться с большим потоком получаемой информации, быстро реагировать на нее и принимать необходимые решения
В условиях поточно-конвейерного производства отягощающим фактором является монотонность трудовой деятельности, вызывающая у работающих ухудшение настроения, самочувствия и являющаяся одной из важных причин нервно-психического утом