Показатели напряженности трудового процесса




Характеризуются рядом факторов, которые имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

- интеллектуальные

-сенсорные

-эмоциональные

- монотонные

-режимные

Нагрузки интеллектуального характера включают:

1. Содержание работы (от простых задач до сложной – творческой):

- например, наиболее простые решают лаборанты (1-й класс условий труда); - - простые задачи, но с выбором (по инструкции) характерна для м/сестры, телефонисток и т.п. (2-й кл);

- сложные задачи, решаемые по алгоритму имеют место в работе руководителей, водителей а /транспортных средств и др. (кл. 3.1степень)

- наиболее сложная по содержанию работа - относится труд научных сотрудников, врачей и др. (3 кл, 2 степ)

2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка:

- лаборант -2кл

-м/с -3 кл 1ст

- руководители предприятий, водители, врачи - 3кл 2 ст

3. Распределение функций по степени сложности:

-лаборант -1 кл

- м/с. телеф -2 кл

- мастера, водители - 3.1

- руковод предпр, научные раб врачи - 3.2

4 Х-р выполняемой работы

- по индивидуальному плану: лаборанты -1 кл

- по графику: м/с, телефонистки – 2 кл

- в условиях дефицита времени (мастера, научные работники) –кл 3.1

- в условиях дефицита времени и информации (руководители предприятий, врачи) – 3.2

Сенсорные нагрузки

1. «Длительность сосредоточенного наблюдения» (в % от времени смены):

- наибольшая длительность сосредоточенного наблюдения у операторских профессий (телефонисты, телеграфисты, авиадиспетчеры, водители А/Т) – более 75% времени – класс

- у врачей реанимационных отделений - - 3.2

- у врачей - 51-75% - класс 3.1

- у м/с – от 26 до 50% - 2 класс

2 «Плотность сигналов» (световых, звуковых) и сообщений за 1 час работы

- у авиадиспетчеров – более 300- - класс 3.2

-управление а/т – около 200 – класс 3.1

- у врачей реанимационных отделений - класс 2

3 «Число производственных объектов наблюдения» - число объектов одновременного наблюдения (операторский вид деятельности)

- авиадиспетчеры - 13 – класс 3.1

- у врачей – 5, класс 1

4. Размер объекта различения - (% от времени смены)

В качестве основы размеров объекта различения –нормативы по освещенности «Естественное и искусственное освещение» и. т д.

Эмоциональная нагрузка

1«Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки»

-врачи, авиадиспетчеры, водители - самая высокая степень ответственности – класс 3.2 –высокая степень ответственности за результат работы

- м/с, научные работники - класс 3.1 – работник несет ответственность за основной вид задания, ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива

-лаборант – 1 класс (дополнительные усилия только со стороны самого работника)

2 «Степень ответственности за безопасность других лиц»

-врачи (за других лиц), космонавты (личная безопасность) - класс 3.2

Категории работ, где возможно сочетание риска для себя и за жизнь других лиц -эмоциональная нагрузка еще выше –врачи-инфекционисты, а/водители транспортных средств

Утомление. Профилактика переутомления

Основной причиной утомления является:

- развитие торможения в функциональном двигательном центре коры большого мозга,

- определенное значение могут иметь накопление в мышцах кислых продуктов обмена веществ,

- нарушения обмена веществ в сердце и мозге,

-гипогликемия.

Эти изменения вызывают нарушение нормального течения нервных процессов в организме.

Чувство усталости представляет собой нормальный физиологический процесс, это защитная реакция организма в виде охранительного торможения на воздействие условий окружающей среды.

Критерием физиологичности этого процесса является восстановление функций организма к началу следующего рабочего дня или рабочей недели

Если оно проходит после обычного отдыха и работоспособность на другой день полностью восстанавливается, то это не выходит за пределы нормы

Если же утомление сохраняется, речь идет о переутомлении, являющемся патологией, которое требует лечения.

Борьба с преждевременным утомлением и переутомлением на производстве имеет исключительно важное значение:

- для профилактики заболеваний,

- предупреждения травматизма

-и поддержания нормального уровня работоспособности.

Большую роль в этом отношении играет тренировка:

- с повышением тренированности организма физическая работа выполняется с меньшей затратой энергии, что объясняется освоением определенных двигательных навыков и способностью вовлекать в работу те группы мышц, которые действительно необходимы для выполнения данных трудовых операций. Со временем вырабатывается автоматизм в движениях, что позволяет производить мышечную работу с меньшим напряжением сил, внимания и воли. В результате рабочие со стажем по сравнению с новичками утомляются меньше и восстановительный период у них после работы бывает более коротким.

- Известную благоприятную роль играют положительные эмоции, возникающие в результате сознательного отношения к труду.

- быстрота развития утомления зависит от степени динамичности физического труда. Статическая работа, выражающаяся в длительном напряжении мышц, вызывает более быстрое утомление, чем динамическая, сопровождающаяся попеременным сокращением и расслаблением их. Это объясняется тем, что при статических усилиях непрерывные импульсы, идущие от нервных окончаний в сухожилиях и мышцах в центральную нервную систему и обратно, приводят к более быстрому истощению энергии центральной нервной системы, что в свою очередь обусловливает развитие утомления. При динамической же работе импульсы возникают только в момент сокращения мышц, во время же расслабления их нет. При значительных статических усилиях наступлению утомления способствует уменьшение кровоснабжения напряженных мышц.

Основными средствами предупреждения утомления и повышения производительности труда как при физической, так и умственной деятельности являются:

- правильная организация труда и отдыха,

-рациональный режим труда,

-правильная рабочая поза,

-соответствие конструкции станков, инструментов, оборудования анатомо-физиологическим особенностям организма человека,

- механизация и автоматизация производства,

-создание благоприятных санитарных условий на рабочих местах,

- использование вспомогательных оздоровительных мероприятий.

К последним относят производственную гимнастику, являющуюся эффективной формой активного отдыха в процессе работы. Актуальность ее в настоящее время возрастает в связи с резко уменьшившейся физической нагрузкой в условиях современного механизированного производства. Оздоровительный эффект гимнастики выражается не только в снятии утомления и улучшении общего состояния здоровья, но и в повышении работоспособности и производительности труда.

Основной формой производственной гимнастики, проводимой непосредственно на рабочих местах, являются физкультурные паузы в виде определенного комплекса физических упражнений, составленного в соответствии с особенностями профессионального труда. Подбирают такие упражнения, которые могут оказать влияние преимущественно на развитие определенных систем и функций организма, особенно важных в данном конкретном случае. Физкультурные паузы продолжительностью 5—7 мин проводят при появлении первых признаков утомления (С.А. Косилов, А.А. Минх, И.В. Муравов и др.).

Вставка

Механизация и автоматизация производства, внедрение пультов управления, автоматических линий, электронно-вычислительной техники внесли коренные изменения в характер физиологических реакций работающих, значительно увеличив роль нервно-психической и умственной деятельности. Многие профессии в современном производстве становятся по существу профессиями умственного труда. От диспетчеров аэродромов, железнодорожных вокзалов, операторов пультов управления энергосистемами, автоматическими линиями требуется в короткий срок справляться с большим потоком получаемой информации, быстро реагировать на нее и принимать необходимые решения

В условиях поточно-конвейерного производства отягощающим фактором является монотонность трудовой деятельности, вызывающая у работающих ухудшение настроения, самочувствия и являющаяся одной из важных причин нервно-психического утом

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: