Глава 1. Инсульт, как острая проблема и современные методики для занятий с постинсультными пациентам
1.1.Инсульты.Патогенез,этиология,классификация…………………………………………….....6
1.2 Двигательные нарушения инсультов…………………………………………………...……...…7
1.3 Физическая реабилитация при цереброваскулярной………………………………………........8
1.4 Подвесная система «Экзарта»………………………………………………………………...…..12
Глава 2. Материалы и методы исследования
2.1 Организация исследования……………..……………….…………………………...……….…...13
2.2 Методы исследования………………………………………………………….....…………….…14
2.2.1 Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы………………….....14
2.2.2 Тест на подвесной системе «Экзарта»…………………………………………………………..15
2.3 Влияние методик занятий на постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде подвесной системе «Экзарта»…………………………………………………………...…………17
Заключение………………………………………………………………………………………………...18
Выводы……………………………………………………………………………………………………..19
Список литературы……….……………………………………………………………………………….20
Приложение………………………………………………………………………………………………..23
Введение
В последние годы отмечается рост распространенности сосудистых заболеваний, в т. ч. острых нарушений мозгового кровообращения. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15 миллионов человек ежегодно переносят инсульт во всем мире, а в России — более 450 тыс., то есть каждые 1,5 минуты у кого-то из россиян диагностируется это заболевание. В крупных городах России количество острых инсультов составляет от 100 до 120 в сутки. Наблюдается увеличение распространенности инсульта у лиц трудоспособного возраста — до 65 лет. Частота инсультов у работоспособных лиц в возрасте 25-65 лет составляет 2,5-3 на 1000 для городского населения, а для сельского 1,9 на 1000. Смертность от инсульта в период до 6 месяцев от начала развития заболевания достигает 35%, и приближается к 50% к концу первого года заболевания. То есть, из 450 тысяч человек, заболевших инсультом, в первый год гибнет 225 тысяч человек!
|
Инсульт занимает первое место, как причина стойкой утраты трудоспособности. Высшие психические функций, являются основой сознательной социальной жизни человека поэтому, их нарушение при различных формах инсульта наносит удар не только по физическому и интеллектуальному состоянию человека, но и сказывается на его психологическом состоянии, профессиональной деятельности, взаимоотношениях с другими людьми. Так, в России среди пациентов, перенесших инсульт, к трудовой деятельности возвращаются не более 3— 23%, 85% больных требуют постоянной медико-социальной поддержки, а у 20—30% пациентов наблюдается глубокая инвалидизация до конца жизни. В частности, гемипарез обнаруживается в 80-90 % случаев острых нарушений мозгового кровообращения[1, 2].
Одними из основных жалоб, предъявляемых пациентами с вертебрально-базиллярным инсультом, являются нарушения стояния и ходьбы [3]. Высокий процент инвалидизации постинсультных больных обусловливает актуальность изучения процессов восстановления нарушенной функции равновесия [5]. Клиническая картина двигательных нарушений в вертебрально-базиллярной системе весьма вариабельна, что обусловлено анатомическими предпосылками (многообразием вариантов строения сосудов бассейна и топографией кровоснабжения) и может проявляться пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой симптоматикой - изолированно и в сочетании. Таким образом, при инсультах в вертебрально- базиллярной системе страдает преимущественно эфферентный механизм удержания равновесия[13].
|
Огромный социальный и экономический ущерб, возникающий вследствие сосудистых заболеваний головного мозга, выдвигает проблему совершенствования медицинской помощи при инсультах в число наиболее актуальных научно-практических задач неврологии. (Э.И. Богданов, Ф.В. Тахавиева, 1995; Е.И. Гусев, Г.Ш. Шимричек, А. Хаас, 2000) [1].
Одним из современных видов деятельности на всех этапах и периодах реабилитации, восстанавливающим качество движений и улучшающим физическую и функциональную работоспособность постинсультных пациентов является адаптивная физическая реабилитация (А.Г. Трушкин, 2001; Ф.М. Соколова, 2009; Л.Г. Тарасова, 2009). Именно она способствует восстановлению утраченных в результате заболевания движений, активизирует резервные возможности функциональных систем организма и адаптирует постинсультных пациентов к условиям внешней среды [2].
В настоящее время одним из основных методов реабилитации опорно-двигательного аппарата у постинсультных пациентов является система методов биологической обратной связи, включающая простые упражнения на стабилоплатформе, что основано на научно обоснованных рекомендациях по результатам рандомизированных контролируемых исследований. Отец современной кибернетики Норберт Винер определил «обратную связь» как способ регулирования на основе непрерывного поступления новой информации о функционировании системы. Реабилитационная система «КОБС» (координация, баланс, сила) дает возможность активно влиять на восстановление утраченных функций по принципу обратной связи.
|
В протезно-ортопедическом предприятии основополагающей методикой реабилитации опорно-двигательной системы у постинсультных пациентов является подвесная система «Экзарта» - уникальная, специально разработанная подвесная система, которая позволяет за счет устранения гравитации активизировать мышцы, выключенные из работы в результате длительной обездвиженности, боли или спастики, путем восстановления нервно-мышечной передачи, восстановления нормальной функции и снижения напряжения в других мышцах[15].
Преимущество данных методик перед другими видами реабилитации заключается в возможности более быстрого и эффективного восстановления качества движений, улучшения физической и функциональной работоспособности постинсультных пациентов, активизации резервных возможностей функциональных систем организма.
Цель исследования:
Выявить особенности восстановления опороспособности у постинсультных пациентов с использованием подвесной системы «Экзарта».
Динамика функционального состояния при занятиях на подвесной системе Экзарта у постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде.
Предмет исследования:
Сравнительные особенности восстановления опороспособности у постинсультных пациентов при помощи занятий на подвесной системе «Экзарта» в третьем восстановительном периоде.
Гипотеза исследования:
Предполагалось, что занятия на подвесной системе «Экзарта» больше помогают пациентам разработать контрактуры в суставах и повысить силу мышц в ослабленных конечностях, после перенесенного инсульта.
Задачи:
1) Изучить современное состояние вопроса о процессе восстановления опороспособности у постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде.
2) Выявить особенности реабилитации каждой из методик: занятия на подвесной системе «Экзарта» в третьем восстановительном периоде у постинсультных пациентов.
3) Разработать методику оптимальной программы восстановления опороспособности у постинсультных пациентов на основании двух методик: занятия на подвесной системе «Экзарта».
4) Теоретически и экспериментально обосновать эффективность методики использования средств механотерапии на подвесной системе «Экзарта» обеспечивающих максимально полное реабилитационное воздействие на улучшение опороспособности у постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование (Короткая версия опросника здоровья); метод педагогического наблюдения; методы инструментального контроля и диагностики (тест на подвесной системе «Экзарта»);
Научная новизна:
• Определено значение термина «опороспособность», научно и экспериментально обосновано его влияние на функцию ходьбы у постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде;
Выявлены наиболее эффективные современные методы реабилитации опороспособности у постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде;
• Впервые сравнивается эффективность занятий на стабилоплатформе по системе БОС и эффективность занятий на подвесной системе «Экзарта» в реабилитации постинсультных пациентов;
• Разработана, теоретически и экспериментально обоснована модель реабилитации постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде с помощью методик занятий на подвесной системе «Экзарта», положительно влияющая на восстановление опороспособности, увеличение силы мышц в пораженных конечностях, улучшение координационных способностей организма, уменьшение контрактур в суставах и качество функций ходьбы.
Теоретическая значимость.
Результаты исследования дополняют раздел теории и методики АФК для постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде новыми знаниями о занятиях на подвесной системе «Экзарта», позволяя сочетать их в реабилитации для восстановления опороспособности, увеличения силы мышц в пораженных конечностях, улучшения координационных способностей организма, уменьшения контрактур в суставах и повышения качества функций ходьбы.
Практическая значимость результатов научного исследования заключается в том, что их учет в реабилитации постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде поможет существенно улучшить качество и сроки восстановления опороспособности, увеличения силы мышц в пораженных конечностях, улучшения координационных способностей организма, уменьшения контрактур в суставах и повышения качества функций ходьбы.
Результаты исследования могут применяться в процессе реабилитации постинсультных пациентов в центрах восстановительной медицины, в реабилитационных центрах, в санаториях-профилакториях, на лечебных курортах и других оздоровительных учреждениях.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена применением основополагающих принципов реабилитации; использованием комплекса научных методов исследования, соответствующих цели, объекту, предмету и задачам работы; применением объективных критериев оценки, эффективность которых доказана в ходе эксперимента; полученными в процессе исследовательской деятельности результатами; объективными методами математической статистики.
Полученные данные могу служить основой для разработки методик реабилитации постинсультных пациентов в третьем восстановительном периоде при занятиях на на подвесной системе «Экзарта».
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; метод педагогического наблюдения; метод экспертных оценок; методы инструментального контроля и диагностики (тест на подвесной системе «Экзарта»); методы теоретического моделирования; педагогический эксперимент;