ЛЕКЦИЯ 8-9. Словообразовательная система русского языка.




1. Понятие словообразовательной системы языка.

Словообразовательную систему образует совокупность единиц словообразования и существующих между ними отношений. Это совокупность всех слов в языке, связанных отношениями словообразовательной производности. В силу того, что эти отношения весьма разнообразны, внутри словообразовательной системы принято разграничивать различного рода общности производных слов – во-первых, связанных общностью производящей базы (словообразовательная пара, цепочка, парадигма, гнездо), а во-вторых, связанных общностью механизмов её преобразования в процессе деривации (модель, тип, способ словообразования).

Базовой единицей этой системы является производное слово, образующее единство производящей базы и словообразовательного средства (ум н /ый), входящее в состав словообразовательных пар, то есть слов, объединённых отношениями непосредственной словообразовательной производности (ум н /ыйум), цепочек, включающих в себя все слова, связанные отношениями линейной производности (умн иц /а ← ум н /ый ← ум/Ø), парадигм, нелинейных совокупностей равнопроизводных слов:

умниц/ а  
по - умному умн /ый,
умне /ть  

а также словообразовательных гнёзд, включающих в свой состав все производные слова, восходящие к одному производящему (в данном случае – к существительному ум). Также производное слово является составной частью тех единиц словообразовательной системы, которые складываются в результате действия различных механизмов словообразования: способов словообразования (например, суффиксального для производного ум н /ый), словообразовательных типов (в данном случае – словообразовательного типа, при котором от основы производящего существительного с помощью суффикса - н - образуется прилагательное со значением «имеющий отношение к тому, что названо мотивирующим существительным»: сон н/ ый, пен н/ ый, рыб н/ ый и пр.), а внутри них словообразовательных моделей, то есть разновидностей данного типа, более конкретных в формальном (ср. модели с интерфиксацией: почв(ен) н / ый, гени(аль) н / ый) и семантическом (ср.: отношение к одушевлённому предмету: кон н/ ый, сквореч н/ ый) отношениях.

Специфика словообразовательной системы русского языка определяется его синтетическим строем и принадлежностью к числу флективных языков. В русском языке весьма активно морфемное словообразование, причём оно тесно переплетается с процессами образования грамматических форм слова: во многих случаях одни и те же морфемы участвуют как в реализации грамматической семантики, так и в выражении словообразовательных значений (ср., например: до плы/ть – а) сов.в.; б) «достигнуть пространственного ориентира в результате действия, названного мотивирующим глаголом»; кум/ а (ж.р.) «лицо женского пола по отношению к лицу мужского пола, которое названо мотивирующим существительным» ← кум/Ø.

2. Словообразовательное гнездо.

Общность производящей базы производных слов определяет взаимодействие однокоренных слов внутри словообразовательных пар, цепочек и парадигм. Их совокупность образует словообразовательное гнездо, куда входят все слова, которые на определенном этапе развития языке осознаются как производные по отношению к общему производящему. Например, в современном русском литературном языке производными от существительного врач/Ø являются около 30 слов четырёх ступеней производности, объединённые в словообразовательные цепочки и парадигмы (гнездо приводится в сокращении; см. [СС, I: 197]):

 

врач/Ø врач-их/а
  врач-ебн/ый → врачебн-ик/Ø  
врачебн-о-трудов/ой, ср.: трудов/ой → ВТЭК, ср.: врачебно-трудов/ая экспертн/ая комисси [ j/ь ] втэк-овск/ий
зуб-о-врачебн/ый, ср.: зуб/Ø
до-врачебн/ый
врач-ева/ть → врачева-ни [ j/ь ]
врачева/ть-ся
у-врачевать → уврачева-ни [ j/ь ]  
женщин/а-врач/Ø, ср.: женщин/а
вет/врач/Ø, ср.: ветеринари [ j/ь ]
             

 

 

В истории языка это словообразовательное гнездо было более обширным и восходило к другому производящему – глаголу вра/ть (ср.: вр ун /Ø, вр аль /Ø, за вра/ть/ ся и др.). В профессиональной речи медицинских работников данное гнездо также имеет более разнообразный лексический состав (ср.: бортврач/Ø, военврач/Ø, главврач/Ø и др.). Поэтому при описании словообразовательных гнёзд следует обращать внимание на то, с позиций какого состояния языка и в какой его функциональной разновидности данное гнездо исследуется.

Словообразовательное гнездо называется типовым, если его структура неоднократно повторяется в языке. Например, гнездо с вершиной вра/ть можно назвать типовым отглагольным словообразовательным гнездом, так как в его структуре представлены типичные для отглагольных гнёзд возвратные глаголы (вра/ть/ ся ср.: мы/ть/ ся), отглагольные существительные (вр ун /Ø – ср.: мой щик), префиксальные и конфиксальные глаголы совершенного вида (за вра/ть/ ся, при вра/ть – ср.: на мы/ть/ ся, пере мы/ть) и производные, связанные с ними – глаголы несовершенного вида (завираться, привирать и др. – ср.: от мыва/ть, с мыва/ть/ ся), отглагольные имена существительные (перевира ни [ j ] – ср.: промыва ни [ j ]) и имена прилагательные (завира льн /ый – ср.: размыв н /ой).

Словообразовательные связи слов, организованных в гнёзда с точки зрения производности, отражаются в специальных словарях. Среди таких словарей наиболее известен «Словообразовательный словарь русского языка» А.Н. Тихонова (М., 1990). Исторические словообразовательные связи слов представлены в этимологических словарях (например, в «Этимологическом словаре славянских языков»). Отношения производности слов в русских территориальных диалектах комментируются в региональных словообразовательных словарях (например, в «Опыте диалектного гнездового словообразовательного словаря» Е.М. Пантелеевой (Томск. 1982)).

 

3. Словообразовательный тип.

Словообразовательным типом называется формально-семантическая схема образования слов в языке, предусматривающая у всех производных слов данного типа, во-первых, производящие одной части речи, во-вторых, одно и то же словообразовательное средство, а в-третьих, одинаковые семантические отношения между производящими словами и их производными. Так, например, к одному словообразовательному типу будут относиться существительные солён/ое, сладк/ое, кисл/ое и пр. Во-первых, все они образованы от имен прилагательных. Во-вторых, образование этих слов произошло путём перехода грамматических форм ед.ч. ср.р. этих прилагательных (ср.: солён/ый, сладк/ая, кисл/ые и пр.) в состав имён существительных. В-третьих, каждое из производных существительных называет род кушаний, обладающих признаком, который назван мотивирующим прилагательным.

Производные слова, у которых не совпадает хотя бы один из перечисленных признаков, относятся к разным словообразовательным типам. По отношению друг к другу такие слова могут быть словообразовательными синонимами (например, отглагольные существительные со значением лица – производителя действия: чт ец /Ø, чита тель), словообразовательными омонимами (например, птич ник «помещение для птиц» и птич ник «человек, ухаживающий за птицами»), словообразовательными антонимами (например, а моральный – моральный, без вредный – вредный и пр.).

Внутри словообразовательных типов выделяются более конкретные в формальном и семантическом отношении общности слов, относящиеся к одной словообразовательной модели. Так, например, отсубстантивный тип образования глаголов при помощи суффикса - и - включает в себя несколько семантических моделей: а) «совершать действие, свойственное лицу или животному» (батрач и/ ть, шпион и/ ть); б) «превращать в кого-либо» (калеч и/ ть); в) «действовать с помощью какого-либо предмета» (утюж и/ ть); г) «вызывать чувство, приводить в состояние» (печал и/ ть, страш и/ ть) и др.

 

4. Способы словообразования.

Слова различных словообразовательных типов в зависимости от того, какое словообразовательное средство в них используется, относятся к тем или иным способам словообразования. Если в качестве словообразовательного средства используется морфема или сочетание морфем, то способы образования называются морфемными. К числу морфемных способов относится префиксация (пра внук/Ø ← внук/Ø, без вредн/ый ← вредн/ый, под рисова/ть ← рисова/ть и др.), постфиксация (би/ть/ ся ← би/ть, как/ой/- либо ← как/ой и др.), суффиксация (гриб ок /Ø ← гриб/Ø, флот ск /ий ← флот/Ø, сох ну /ть ← сух/ой и др.), конфиксация (под окон ник /Ø ← окн/о, горд и /ть/ ся ← горд/ый, на прыга/ть/ ся ← прыгать, при сосед и /ть/ ся ← сосед/Ø и др.). К числу морфемных способов словообразования могут относиться также нулевая суффиксация (золот/ой ← золот/о; иначе – бессуффиксный способ, мена парадигмы флексий и пр.), а также конфиксация, при которой материально выраженные морфемы сочетается с нулевым суффиксом (без бров/ый ← бровь/Ø; иначе – префиксация в сочетании с аффиксальной меной). Среди способов словообразования выделяют также неморфемные способы: в этих случаях преобразование производящей языковой единицы в производную происходит либо путём изменения её семантической структуры (лексико-семантический способ: кулак/Ø «зажиточный крестьянин» ← кулак/Ø «часть руки»), либо в результате изменения частеречной принадлежности слова (морфолого-синтаксический способ: столов/ая (сущ.) ← столов/ая (прил.)), либо в процессе изменения языкового статуса этой единицы (лексико-синтаксический способ, слияние компонентов словосочетания в одно слово: вечнозелён/ый (прил.) ← вечно (нареч.) зелён/ый (прил.)), в результате усечения производящих слов (спец/Ø ← специалист/Ø), а также в процессе различных видов сложения: а) сложения целых слов (диван/Ø-кровать/Ø ← диван/Ø, кровать/Ø); в) сложения основы (полной или сокращённой) и слова (лесотундр/а ← лес/Ø, тундр/а, завкафедр/ой ← заведующ/ий кафедр/ой), г) сложения сокращённых основ (МГУМосковск/ий государственн/ый университет/Ø; иначе – аббревиация). Сложение в сочетании с аффиксацией относится к смешанным способам словообразования. Среди смешанных способов рассматривают сложение основ с суффиксацией (материально выраженной или нулевой): ракетонос ец /Ø ← ракет/а, носи/ть, душегуб/Ø ← душ/а, губи/ть), сложение основ с префиксацией (у миротвори/ть ← мир/Ø, творить).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: