ЛЕКЦИЯ 6-7. Введение в словообразование. Производность и мотивированность слова.




 

1. Словообразование как наука.

Словообразование (дериватология) – это раздел языкознания, который изучает образование слов, то есть порождение одних языковых знаков на основе других в результате действия средств и способов словообразования. Словообразование изучает законы внутреннего устройства слов, поэтому, как морфемика, формообразование, морфология и синтаксис, имеет отношение к грамматике. Как и морфемика, словообразование обращает внимание на морфемный состав слова, но только в одном аспекте: исследуя то, как данное слово образовано от других языковых единиц.

Например, морфемный анализ слова ленивец предполагает определение данной его формы как изменяемой, то есть имеющей членимую производную основу и окончание, реализующее формообразовательную функцию со значениями ед.ч. им.п. у существительного м.р. (ленивец), а внутри основы выделение свободного корня со значением опредмеченного состояния (- лен ʼ-) и двух словообразовательных суффиксов: суффикса - ив - со значением «обладающий тем, что названо мотивирующим существительным» (ср.: сопл ив ый, парш ив ый и др.) и суффикса - ец - со значением «лица, наделённого признаком, который назван мотивирующим прилагательным» (ср.: скуп ец /Ø, горд ец и др.). Словообразовательный анализ того же слова предполагает выделение в нём производящей базы – основы - ленив - и словообразовательного средства (форматива) – суффикса - ец -, определения мотивационных отношений слов ленивец и ленивый посредством формулировки словообразовательного значения «лицо, обладающее признаком, который назван мотивирующим прилагательным», характеристики производного существительного как результата действия суффиксального способа словообразования, которое сопровождается консонантным чередованием {< в > // < в ʼ>} на стыке производящей основы и словообразовательного форманта.

Словообразование имеет собственные цели (исследование процессов образования слов в языке) и задачи:

а) установление производности слов в языке;

б) изучение средств и способов словообразования;

в) описание закономерностей формирования словообразовательных цепочек, парадигм и гнёзд;

г) характеристика формальных и семантических преобразований исходных знаков в процессе их включения в производные слова.

Иначе говоря, эта наука исследует словообразовательную систему языка, во-первых, как совокупность существующих в нём производных слов, а во-вторых, как совокупность механизмов языка, обеспечивающих деривацию. В дериватологии выделяется особое словообразовательное значение: в отличие от лексического оно не уникально, а свойственно целому ряду слов (например, «тот, кто выполняет действие, названное мотивирующим глаголом»: тк ач /Ø, сек ач), в отличие от морфологического оно менее регулярно и свойственно только производным словам (ср.: м.р.: дом/Ø, ткач/Ø, гордец/Ø и др.).

Процессы русского словообразования исследуются с позиций истории их развития или с точки зрения существования на определенном этапе развития языка (историческое и синхроническое словообразование), с точки зрения выделения их в различных функциональных сферах языка (например, словообразование в диалектах, в разговорной речи, в СМИ и пр.), а также с позиций описания формально-структурных (инвентарь средств и способов словообразования), семантических (исследование мотивационных отношений слов) и функциональных особенностей (назначение элементов словообразовательного процесса, цели, особенности и результат их использования в различных сферах речевой деятельности) производных слов. Развитие словообразовательной науки в российском языкознании привело к созданию различных дериватологических центров (Москва: Е.С. Кубрякова, Е.А. Земская, А.Н. Тихонов и др.; Поволжье: Г.А. Николаев, В.М. Марков, Т.М. Николаева и др. (Казань), В.Н. Немченко, Л.В. Рацибурская (Нижний Новгород); Сибирь: О.И. Блинова, М.Н. Янценецкая и др. (Томск), Л.А. Араева, А.Г. Антипов, П.А. Катышев и др. (Кемерово) и пр.).

 

2. Производность слова. Производящая база.

Словообразование изучает производные слова, то есть такие слова, которые на формальном и / или семантическом уровне обнаруживают признаки производности, вторичности по отношению к другим языковым знакам. Производное слово составляет основную единицу словообразовательной системы: оно может быть рассмотрено как одна из составных частей более сложных единиц словообразования (словообразовательной пары, словообразовательного гнезда, словообразовательного типа и пр.), а также как комплекс единиц – производящей базы / основы и форманта.

Производящей базой называется тот его материальный компонент, который переходит в новое слово, сочетаясь со средствами словообразования. Достаточно часто производящая база слова материально равна основе его словоформы (ленив ец/Ø ← ленив /ый); обычно начальной формы слова, но в некоторых случаях – других его грамматических форм (крепч атькрепче). Эта основа может иметь различного рода усечения (руб щик / Øруб ить; вуз / Øв ысшее у чебное з аведение). Производящей базой может быть словоформа в целом (за клеитьклеить, чей / Ø -то ← чей/Ø). В более редких случаях производящей базой служат сочетания нескольких слов (долгоиграющий долго играющий) и даже предложений (немогузнай к/а ← не могу знать).

Производность слова – свойство его формальной и/ или семантической вторичности по отношению к другим языковым знакам – по-разному определяется с позиций исторического и синхронического словообразования. В истории языка эта вторичность реконструируется на основе сопоставления данного слова с родственными образованиями разных исторических эпох. На одном из синхронных срезов существования языка, например, в современном русском языке, слово осознается как производное, если носители языка соотносят его с другими языковыми знаками, более простыми в формальном и / или семантическом отношении. Так, в истории русского языка слово врач является производным от глагола * врати «заговаривать, лечить словом»: оно реализует значение лица – производителя действия (ср.: ткач, трубач). В современном русском языке глагол врать уже не имеет такого значения; изменилось и значение существительного: «специалист с высшим медицинским образованием». Поэтому сейчас слово врач является непроизводным.

 

3. Мотивированность слова. Словообразовательное значение.

Мотивированностью слова называется его семантическая вторичность по отношению к уже существующим в языке знакам. Слова, объединенные в процессе деривации, делятся на мотивирующие (определяющие базовое семантическое содержание) и мотивированные (более сложные в семантическом отношении, вторичные по отношению к первым). Так, в словообразовательной паре лисий/Ø ← лис/а мотивирующим является существительное, называющее животное, а мотивированным – прилагательное со значением принадлежности этому животному. Объективирует отношения мотивации словообразовательный формант – суффикс - ий - со значением принадлежности лицу (бабий) или животному (волчий).

Отношения словообразовательной мотивации не всегда связывают слова, непосредственно образующие словообразовательную пару. Так, например, производное наречие по-волчьи непосредственно мотивируется существительным волк/Ø, хотя формально является производным от прилагательного волчий/Ø).

 

4. Принципы словообразовательного анализа слова.

Словообразовательный анализ слова предусматривает интерпретацию его словообразовательной структуры, в первую очередь выделение материальной основы его образования (производящей базы – полной или усеченной основы, слова, сочетания слов и пр.), а также средства, с помощью которого данное слово было образовано (форманта).

Чтобы произвести словообразовательный анализ, нужно сначала решить вопрос о том, слово какой части речи и в какой грамматической форме мы начинаем исследовать. Поэтому первый этап словообразовательного анализа – это определение начальной формы слова, о котором идёт речь.

Например, в выражениях место свободно и свободно вздохнуть выделенные формы относятся к разным частям речи, а значит, в первом случае мы делаем словообразовательный анализ прилагательного свобод н ый (← свобода), а во втором – наречия свободн о (← свободный).

Сделать словообразовательный анализ слова – это не значит охарактеризовать все этапы в процессе развития словообразовательной цепочки, включающей данное слово. Нас интересует последний деривационный шаг, предшествующий появлению этого слова. Поэтому основанием для словообразовательного анализа будет поиск однокоренного слова, ближайшего к исследуемому в формальном и семантическом отношении.

Например, при анализе слова отвердени [ j-э ] мы обращаемся не к вершине словообразовательной цепочки (твёрд /ыйтверд- е -тьо -вердетьотверде- ни [ j ]), а к последнему из звеньев, которое ближе всех к анализируемому слову в формальном и семантическом отношении: отверде - ни [ j ] ← отверде /ть.

При анализе морфемной структуры слова мы графически выделяем все элементы его морфемного состава, так как их взаимодействие и образует морфемную структуру слова (про/сёл/оч/н/ый). При словообразовательном анализе графически следует выделять только те элементы, которые образуют словообразовательную структуру: следует выделить производящую основу (- просёлоч -) и формант (- н -). Для удобства разграничения компонентов словообразовательной структуры можно отделить от основы окончание: толст - ухтолст /ый; тренирова /ть/- сятрениров а/ть и др.

Производность слова в истории языка и на современном этапе его развития – это не одно и то же. Если в процессе анализа исторической производности слова мы реконструируем его деривационную историю, то, определяя то или иное слово как производное с синхронической точки зрения, мы имеем в виду то, что данное слово в сознании носителей языка обладает формальными и семантическими признаками производности. Так, например, мы воспринимаем как производное слово зонтик (ср.: стол -ик ← стол; дом- ик ← дом), хотя деривационная история этого слова в русском языке совершенно иная. Оно было заимствовано из голландского языка (zondek «покрышка от солнца») и в нём имело сложную основу: zon «солнце» и dek «покрышка» (КрЭС: 165). Доказать синхроническую производность того или иного слова мы можем в том случае, если подберём одноструктурные слова и докажем, что на базе той или иной части речи с помощью того или иного словообразовательного средства происходит образование слов со сходным словообразовательным значением: например, «уменьшительно-ласкательное наименование того, что названо мотивирующим существительным» (арбуз- ик, бант- ик, гвозд- ик, нос- ик, рассказ- ик и др.).

Таким образом, при описании словообразовательной структуры слова недостаточно выделить производящую основу и словообразовательное средство. Нужно определить способ образования слова: морфемный (префиксация, суффиксация, постфиксация, конфиксация, аффиксальная мена и пр.), неморфемный (сложение основ (полных или сокращённых), слов, основы и слова; образование по лексико-семантической, лексико-синтаксической или морфолого-синтаксической модели) или смешанный (сложение с префиксацией, суффиксацией, конфиксацией). Далее следует охарактеризовать тип словообразования: транспозиционный или нетранспозиционный (модификация, мутация). Наконец, следует привести словообразовательное значение слова, подтвердив его другими производными, реализующими данное значение в процессе образования по тому же типу и в соответствии с тем же способом словообразования.

Например, НЛОн еопознанн/ый л етающ/ий о бъект

Способ образования: неморфемный, сложение сокращённых основ (аббревиация)

Тип словообразования: нетранспозиционный (модификация)

Словообразовательное значение: «сокращённое наименование того, что названо мотивирующим сочетание слов» (ср.: НТРн аучно- т ехническ/ая р еволюци [ j/а ]).

Наконец, в процессе словообразовательного анализа слова следует учитывать различного рода преобразования фонемной структуры взаимодействующих в его структуре компонентов (как правило, это касается финальной части производящих основ), а также изменение места ударения в производном слове по отношению к производящему. Поэтому в словообразовательном анализе нужно дать характеристику сопровождающих процесс деривации морфонологических процессов:

А) усечения производящей основы (руб - круби /ть; бес -пал / ыйпалец и др.);

Б) интерференции (наложения) морфов (роз- оват / ыйрозов / ый, ср.: бел оват ый);

В) интерфиксации (ялт-(ин) ск /ийЯлт/а; ср.: вологод - ск /ийВологд);

Г) чередования фонем (рыбач- к / арыбак {< к > // < ч >}).

При образовании некоторых слов происходит сразу несколько морфонологических процессов: например, усечения производящей основы и чередования фонем (беспалый), интерференции морфов и изменения места ударения (розоватый).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: