Перспективы и задачи кластеризации в России.




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ФИЛИАЛ В Г.ДОМОДЕДОВО

 

 

Кафедра экономико – управленческих дисциплин

 

 

Никитина Евгения Алексеевна

 

Контрольная работа по региональной экономике.

 

«Кластеры»

 

 

Студентка 3 курса з/о

группы ЭЗ – 3У (4,5)

 

К.э.н. доцент:

Н.А. Панькова

 

Домодедово 2011

Содержание.

Введение

1. Экономические кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования

1.1. Понятие экономического кластера……………………………...…стр. 4-7

1.2. Виды кластеров………………………………………………...……стр. 7-8

1.3 Условия возникновения и функционирования кластера………..…стр. 8-10

2.Экономические кластеры в зарубежной и российской практике

2.1.Зарубежный опыт кластеризации……………………………….…стр. 11-12

2.2. Кластеры в российской практике……………………………….…стр. 13-15

3. Достоинства и недостатки экономического кластера

3.1. Достоинства кластера………………………………………….…стр. 16-18

3.2. Недостатки кластера……………………………………………...стр. 18-20

3.3. Перспективы и задачи кластеризации в России……………......стр. 21-23

Заключение …………………………………….………………………стр. 24-25

Список использованной литературы ……….………………………стр. 26-27

 

 


Введение.

 

В настоящее время успешность экономического развития напрямую связана с возобновлением промышленного подъема, замедление которого наблюдалось в 2005-2006 годах. При этом резко повышается актуальность вопроса об ограничивающем воздействии на темпы экономической динамики сложившейся структуры производства.

Соответственно, перед экономической наукой встает задача познания, описания и разработки механизма промышленной политики, основными целями которого должны являться вопросы обеспечения темпов устойчивого роста и повышения конкурентоспособности на всех уровнях. Этим целям отвечает создание и развитие кластерных схем, которые, являясь, по сути, межотраслевыми комплексами, играют роль «точек роста» региональной и национальной экономики, при этом кластеры позволяют преодолеть структурные ограничения, а также сложившуюся в ряде хозяйственных субъектов многоотраслевую структуру производства. Все это определяет выбор темы настоящего исследования и ее актуальность.

Исследуемая проблема носит комплексный характер. Вопросами управления конкурентоспособностью занимаются многие зарубежные и отечественные ученые. При этом идея кластерного подхода в России приобрела популярность не так давно, хотя основоположники теории конкуренции за рубежом давно разрабатывают это направление для целей создания механизмов промышленной политики обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности.

Следует отметить, что в работах зарубежных и российских авторов пока не выработано комплексных подходов к формированию кластеров.

 


1. Экономические кластеры: понятие, виды, условия возникновения и функционирования.

 

1.1 Понятие экономического кластера.

 

Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским экономистом М. Портером в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности.

Существует много видов и определений кластеров, они различаются по масштабам, направленности, но в целом суть кластеров едина: кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом[1]. Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляет собой совокупность кооперации и конкуренции, т.е. происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение.

Предприятия и организации, составляющие кластер, в большинстве случаев являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и конкуренция внутри кластера – не менее важная движущая сила развития кластера в целом, чем кооперация. В ходе постоянных малых конфликтов (конкурентная борьба внутри кластера) система в целом оптимизируется и повышает свои возможности для участия в глобальной конкуренции. Одновременно происходит распространение ноу-хау, различных технологий (включая организационные) по всей системе взаимосвязей в кластере. Данные инновации быстро становятся фактором производства многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегии конкретных компаний и, в свою очередь, приводят к новому витку инновационного развития. Постоянное взаимодействие и обмен информацией внутри кластера приводят к принятию и распространению внутренних систем ограничений, которые выражаются в стандартах и типовых процедурах (например, процедура одобрения субконтрактного производства[2]). Распространение технологий и типовых процедур приводит к развитию системы профессиональной подготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующими субъектами, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему распространению знаний[3].

Важной отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этой связи многие страны – как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику – все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулировании своих инновационных систем.

В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукции и знаний, и включают в себя:

• потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;

• техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;

• мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления[4].

Выгоды для бизнеса от развития кластера в целом состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.

Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:

• повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;

• доступности и качества специализированного сервиса;

• доступа различным финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);

• доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;

• доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;

• построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;

• создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;

• создания системы взаимоотношений бизнес – власть.

Типичный кластер состоит из компаний малого и среднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции с другой входящей в кластер компанией (в противоположность нескольким группам компаний на олигополистических рынках). В то же время компании кластера получают выигрыш от компактного расположения, связанный с использованием специализированных ресурсов (наличие на данной территории квалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой для осуществления данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смысле развитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство[5].

 

1.2 Виды кластеров.

 

Существует немало классификаций кластеров в зависимости от разных признаков. В своей работе я остановлюсь на двух из них, показавшихся мне наиболее значимыми и основательными.

Первой из рассматриваемых классификаций является выделение двух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной и функциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограничены строго определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогда как пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятся к региональным кластерам.

Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутри сектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видов деятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажи разнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило, пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. В противоположность региональному кластеру, он обладает тенденцией иметь более широкие границы, возможно охватывая весь регион или страну.

Региональный кластер – это пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.

 

1.3 Условия возникновения и функционирования кластера.

В мировом опыте можно выделить два основных подхода к формированию кластеров:

1) Классический либеральный (англосаксонский) подход предложен в 80-90-е гг. М.Портером и основан на самоорганизации экономических агентов в рамках механизмов "свободного рынка". Использование подобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательства и/или поддержки.

2) Современный европейский подход, называемый "полюса конкурентоспособности", развивается с 2006 г. во Франции и основан на партнерстве бизнеса, центральных и местных властей[6]. Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики и достижении "полюсом конкурентоспособности" мирового уровня, что выражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержка оказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.

Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Они могут не быть одинаковыми для всех кластеров, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели. Даже при том, что точная форма и направление будут зависеть от определенных обстоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла:

1. Агломерация.

2. Возникающий кластер.

3. Развивающийся кластер.

4. Зрелый кластер.

5. Трансформация.

Особенность кластера является то, что он не оформляется в качестве единого юридического лица и не является единым хозяйствующим субъектом. Само возникновение и развитие кластера в некоторых случаях осуществляется в соответствии с определенным сценарием (например, в случае активного участия в развитии кластера органов власти). Достаточно часто встречается совместное планирование хозяйственной деятельности группами хозяйствующих субъектов, временно объединяющихся для реализации совместных проектов.

Справедливо утверждать, что развитие потенциального кластера требует активного вмешательства органов власти, заинтересованных в повышении эффективности экономики территории. В некоторых случаях эффективное развитие кластера требует незначительных усилий, в других – требует реализации масштабных проектов.

Ещё одним немаловажным фактором возникновения и существования кластера является географическая локализация. Локализация основных участников кластера, а также транспортная и информационная инфраструктуры обусловливают возможность реализации взаимодействия между участниками кластера – кооперации, обмена технологиями, идеями, подготовленным персоналом. В настоящее время в связи с развитием транспортных сетей и современных средств связи (Интернет, электронная почта) границы кластеров расширяются.

 


2. Экономические кластеры в зарубежной и российской практике.

 

2.1 Зарубежный опыт кластеризации.

 

Теория кластеров используется для формирования экономической политики многих стран мира, а также их регионов. Кластерная политика является важной составляющей государственных экономик.

Под кластерной политикой понимаются меры, направленные на повышение конкурентоспособности кластеров данного региона путем вовлечения в данный процесс фирм кластера, а также государственных структур и научных институтов. Кластерная политика во многом определяет микроэкономическую политику государства, и при ее разработке учитываются региональные, инвестиционные и другие аспекты, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса.

Во многих зарубежных странах (Финляндия, Германия, Япония, Китай и др.) уже сформировались кластеры в различных отраслях промышленности (машиностроение, стройиндустрия, лесная промышленность и т.д.), которые успешно функционируют и позволяют судить не только о необходимости формирования кластеров, но и об эффективности их работы как со стороны участников кластера, так и в рамках региона или страны в целом.

Рассмотрим основные особенности развития зарубежных кластеров.

В первую очередь следует отметить, что кластеры имеют свойство не замыкаться в своей отрасли, а распространяться на смежные. Например, лидерство фирм США наблюдается не только в компьютеpостpоении ("ИБМ", "Делл", "Хьюлетт-Паккаpд", "Эппл"), но и в производстве программного обеспечения к ним (мировой лидер – «Майкрософт», а также его наиболее сильные соперники – «Оракл» и др.), и в изготовлении микропроцессоров ("Интел", "Мотоpолла").

 

Формирование таких многоотраслевых коопераций сильных фирм – не случайность, а закономерный результат передачи по технологическим цепочкам преимуществ высокой конкурентоспособности от фиpмы-pодоначальницы кластера к пpедпpиятиям-смежникам.

Выигрывает от успешного развития кластера не только его ближнее окружение. Кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базы международной экспансии[7] для всей национальной экономики[8].

Можно подчеркнуть и еще одно принципиально важное обстоятельство: стимулирование кластерных механизмов роста конкурентоспособности за последние полвека неоднократно становилось основой выдвижения целых стран в элиту наиболее развитых стран мира[9]. Наиболее ярким примером резкого роста международной конкурентоспособности на основе государственной поддержки кластеров является опыт Финляндии. Согласно рейтингам, составляемым по заданию Мирового экономического форума, Финляндия в последние годы регулярно занимает первые места как в рейтинге перспективной конкурентоспособности (Growth Competitiveness Index), так и в рейтинге текущей конкурентоспособности стран (Business Competitiveness Index), обгоняя такие ведущие индустриальные державы, как США, Япония, ФРГ. При этом политика подъема конкурентоспособности в Финляндии совершенно официально опирается на кластерную теорию (портеровская модель "Даймонд", усовершенствованная финскими экономистами за счет включения блока "Международная деловая активность").

 

2.2 Кластеры в российской практике.

 

В Российской Федерации уделяется значительное внимание кластерному вопросу. Примером тому являются не только разработки учёных в данной сфере, но и законодательное закрепление экономики ряда субъектов.

Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионах России, где существуют объективные условия для формирования этого типа объединений предприятий и организаций. Такими условиями, как отмечалось ранее, являются наличие групп предприятий, тесно связанных технологиями производства какого-либо конечного продукта, сложившаяся территориальная система распределения ресурсов, разделения труда и специализация отдельных территориально-производственных комплексов, поддержка органов государственного управления как федерального, так и регионального масштабов.

Итак, в качестве «кандидатов» на роль российских кластеров обычно указываются фирмы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и аэрокосмическая отрасль, поскольку по существу лишь в этих отраслях можно говорить об общепризнанно высокой международной конкурентоспособности российской продукции. Российские нефть, газ, алюминий, боевые самолеты, ракеты ПВО и т.п. несомненно зарекомендовали себя на мировых рынках.

Бесспорно, производство перечисленных товаров в России конкурентоспособно по самым строгим международным меркам. Справедлив вопрос, следует ли в данном случае говорить именно о кластерах? Ведь их преимущества приобретены не в результате конкуренции, а внерыночным путем: либо как «советское наследие» (фирмы оборонно-промышленного комплекса), либо как дар природы (компании сырьевого сектора)[10].

Дело тут, разумеется, не просто в истории возникновения, а в сути ситуации. Конкурентные преимущества, достигнутые благодаря взаимному противостоянию фирм кластера, являются самоподдерживающимися, а, следовательно, и устойчивыми. Ни одна из компаний не может позволить себе расслабиться из-за угрозы того, что конкуренты немедленно воспользуются заминкой в ее развитии. Иное дело – преимущества нерыночного происхождения. Они неорганичны для фирмы и потому вполне могут не только поддерживаться и наращиваться, но и растрачиваться, проедаться. Ведь и созданы-то они были некогда не усилиями самой фирмы (или, точнее, не одними ее усилиями), но, прежде всего, внешними факторами.

К примеру, не каждый российский нефтегазовый комплекс способствует формированию вокруг себя кластера высоко конкурентоспособных фирм. Вполне вероятна растрата конкурентных преимуществ как самим ядром кластера (скажем, сокращение разведанных нефтяных запасов), так и вовлеченными в его орбиту предприятиями.

В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркивается актуальность повышения конкурентоспособности экономики страны. Реализация данной цели осуществляется, в том числе, в рамках проекта «Формирование и поддержка кластерных инициатив». Цель стратегии развития кластерных инициатив – идентификация 3-4 перспективных кластеров с целью создания индустриальной основы для повышения конкурентоспособности и диверсификации региональной экономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в России. Таким образом, национальная конкурентоспособность - лишь вершина пирамиды, основа которой – конкурентоспособные территориальные промышленные кластеры, а среднее звено – конкурентоспособность регионов.

Рассмотрим некоторые регионы, в которых ведётся кластерная политика. Одним из таковых является Нижегородская область, где ещё в условиях централизованной экономики начали формироваться следующие промышленные кластеры:

1) энергетический кластер (производство энергии, средства её передачи и распределения, оборудование для них);

2) кластер лесной и деревообрабатывающей промышленности (производство целлюлозы, картона, бумаги, мебели, строительных материалов, заготовка и транспортировка леса, машин и оборудования для них, химикатов для производства);

3) кластер химической и нефтехимической промышленности (переработка нефтепродуктов, промышленная химия, химикаты специального применения, продукция химической промышленности общего назначения);

4) металлургическая промышленность (металлопрокат, литьё, трубы, оборудование);

5) металлообработка (производство станков, спецсталей, автоматизация производства, программное обеспечение) и другие[11].

Что касается Красноярского края, то здесь можно говорить о возможности формирования кластеров в лесопромышленности, агропромышленности, ювелирной промышленности и в транспортной сфере.

Итак, несмотря на фактическое наличие формирующихся кластеров в различных регионах Российской Федерации, кластеризация экономики остаётся одной из целей экономической политики страны, эффективным средством решения тех масштабных задач, которые стоят перед Россией.

 

3. Достоинства и недостатки экономического кластера.

 

3.1 Достоинства кластера.

 

Отличительной особенностью кластера является возникновение в его рамках ряда положительных эффектов, обеспечивающих сравнительные преимущества данной форм организации межфирменных взаимосвязей[12]. В первую очередь это эффект масштаба производства, основой которого служит наличие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности. Вторым положительным эффектом, характерным для кластеров, выступает эффект охвата. В общем случае он возникает при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. При группировке фирм в кластер эффект охвата значительно усиливается, поскольку возникает возможность использовать такой многофункциональный фактор на самых разнообразных предприятиях при минимальных трансакционных издержках, связанных с его передачей.

Третьим положительным эффектом кластера является эффект синергии, который возникает, например, при общей стандартизации продукции. При действии этих трёх эффектов (масштаба, охвата и синергии) неприбыльные предприятия кластера могут преодолеть нижнюю границу рентабельности с помощью специализации, обеспечивающей повышение производительности труда и снижение себестоимости производимых благ. Тем самым предприятия кластера получают дополнительные конкурентные возможности.

Кроме того, с инновационным кластером связано понятие так называемого триггерного эффекта. Он возникает, когда для осуществления первичной инновации или первичного производства необходимо произвести множество дорогостоящих вторичных изменений, в результате чего прибыль от базисной инновации или производства может оказаться даже меньше издержек требуемой реорганизации. У отдельной фирмы опасность возникновения такого эффекта достаточно велика. В кластере же фирмы могут минимизировать затраты на подобные вторичные изменения, что позволяет им внедрять самые разнообразные технологии. При этом характерная для кластера коммуникационная сеть создаёт особо благоприятные условия для их быстрого распространения.

Основой для развития кластерной системы взаимосвязей является исторически сложившаяся в регионе структура производства. Крупные компании, как правило, устанавливают с малыми и средними фирмами отношения поставок, что позволяет достаточно быстро внедрять технологические новшества, способствующие общему экономическому росту. Но доминирующее положение на рынке больших компаний может и тормозить развитие. Часто такие компании полностью контролируют инфраструктуру и политические институты региона, а мелкий бизнес им нужен только в качестве поставщика полуфабрикатов и комплектующих изделий. Именно с таким типом сетей связаны почти все факторы, определяющие застой в традиционных отраслях.

В свою очередь кластерные межфирменные взаимодействия, стимулирующие инновационную и производственную активность, требуют организации преимущественно по горизонтали. Это позволяет использовать гибкую специализацию, облегчает заключение контрактов и способствует ускорению распространения инноваций[13].

Участники кластера при объединении ресурсов вносят свой вклад в виде денежных средств, технологий, патентов, торговых марок (включая франчайзинг), ноу-хау, квалифицированного персонала. При этом ими проводятся постоянные консультации с тем, чтобы определить, какие именно нужны ресурсы для совместных проектов, что требуется для их эффективного использования, как распределяются затраты и выгоды. Но они остаются полностью самостоятельными в других направлениях научно-исследовательской и производственной деятельности.

Такая кооперация позволяет значительно снизить риски её участников, расширяет ресурсные возможности, в том числе посредством использования кооперирующимися сторонами квалификации и компетенции партнёров, приводит к экономии затрат на исследования и разработки за счёт исключения их дублирования и увеличения продуктивности.

Можно утверждать, что кластеры связанных между собой фирм и организаций, проводящих исследования и разработки, позволяют минимизировать или на определённый период совсем устранить такие препятствия при осуществлении инновационной и производственной деятельности, как недостатки ресурсов, низкую мотивацию, конфликты интересов, плохие способы коммуникации и возможный дефицит доверия.

 

3.2 Недостатки кластера.

 

Помимо указанных выше несомненных достоинств кластеров, можно говорить и об их недостатках.

Как утверждалось ранее, кластер является формой повышения конкурентоспособности как в пределах одной страны, так на международном рынке. В результате усиления конкуренции с зарубежными производителями возрастает эластичность спроса на рабочую силу в кластерах, что может привести к стагнации зарплаты или к повышению в них уровня безработицы.

Как показывает практика отраслевых кластеров, иногда отношения внутри кластеров могут стать "излишне тесными", и тогда, при широком сотрудничестве с госорганами, т.е. при государственном регулировании кластеризации, это, в большинстве случаев, может привести к коррупции в чиновничьих рядах. Кроме того, формирование и деятельность кластеров может привести к конфликту между отдельными смежными министерствами и ведомствами.

Один из подводных камней госуправления кроется в том, что общая политика и действия отдельных ведомств не согласованы друг с другом и страдают отсутствием преемственности. Порой это выливается в то, что одно министерство издает правила и нормативы, которые противоречат правилам другого смежного министерства.

Кроме всего прочего, делая ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такие побочные явления, как возможность эффекта блокировки компаний, т.е. не исключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнению с кластерными.

Также существует потенциальная угроза излишняя «брендизации» кластера. Процессу брендизации термина "кластер" должно уделяться особое внимание,так как в большинстве случаев само понятие кластер автоматически воспринимается как конкурентоспособный. Именно поэтому многие регионы активно используют этот бренд.

Можно выделить следующие подводные камни кластеризации:

· Уязвимость. Специализация может вызвать уязвимость региона. Технологическая прерывистость может подорвать определенные преимущества кластера.

· Эффект замкнутости. Чрезмерная уверенность относительно локальных контактов и «молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежением внешними связями и недостатком предвидения, может объяснить эффект замкнутости, обусловленный преобладанием устоявшихся практик.

· Негибкость. Жесткие существующие структуры рискуют задерживать радикальную переориентацию или препятствовать необходимой перестройке.

· Уменьшение конкурентных давлений. Кооперация может вызвать сокращение конкурентных давлений и, следовательно, движущих сил инновации.

· Синдром самодостаточности. Привыкая к прошлым успехам, кластер может быть не в состоянии распознать изменяющиеся тенденции.

· Внутренний спад. Также как социальный капитал может быть необходим для формирования базиса развития кластеров, последний может подорвать и даже уничтожить социальную ткань, которая подкрепляла его.

Рассматривая взаимосвязь участников кластера, нельзя не согласиться с тем, что, ориентируясь только на внутренние отношения, субъекты кластера рискуют не только потерей самостоятельности, но и, в случае выхода из кластера, отсутствием надежных экономических агентов.

Синдром самодостаточности, на мой взгляд, является острой проблемой кластеризации. Кластеры, будучи формой повышения конкурентоспособности, подразумевают в большинстве случаев крупную научную деятельность, создание новых технологий, инновационность в целом. Синдром самодостаточности, однако же, тормозит, если совсем не останавливает, научную деятельность кластера, а это, в свою очередь, есть торможение технического прогресса. Уменьшение конкурентных давлений как недостаток кластера, по моему мнению, тесно связан с синдромом самодостаточности кластера.

Таким образом, выявлены основные недостатки кластеризации, устранение которых должно стать значимой частью кластерной политики любого региона или страны в целом.

 

Перспективы и задачи кластеризации в России.

 

Актуальность кластеризации существенно возрастает в условиях кризиса, что связано с несколькими факторами. Прежде всего, нужно заметить, что деструктивные тенденции могли бы быть гораздо менее масштабными, если бы в российской экономике уже использовался кластерный подход. Он дает широту восприятия ситуации на рынке. Обособленность игроков лишает их большого количества информации не просто необходимой, а, в некоторых случаях, жизненно важной, в то время как в кластерах происходит постоянный обмен различного рода информацией между участниками кластера.

Сегодня компании на рынке похожи на людей, которые работают на одном этаже, но в разных комнатах: каждый пытается справиться со своими проблемами самостоятельно. При этом подслушивает и подглядывает, чтобы определить, что творится у ближайших соседей. Но есть альтернатива: убрать стены, сесть за стол переговоров и сформировать максимально эффективную стратегию поведения в сложившихся кризисных условиях. Иными словами, «выживание» – неплохая стратегия, но она не создает базу для кардинального решения проблем и движения вперед[14].

В последние годы кластеры вызывают интерес не только у российских экономистов и предпринимателей, но и у представителей органов власти. Так, в 2009 году Минэкономразвития (МЭРТ) при помощи Академии народного хозяйства, Министерства образования и науки подготовило проект «Концепции развития территориальных производственных кластеров».

В нашей стране уровень доверия между бизнес-структурами очень низок. Поэтому для того, чтобы они сели за стол переговоров и пришли к конструктивному решению, безусловно, требуется инициатива государства. Во-первых, оно выступает в качестве арбитра, третейского судьи, обладает полным объемом данных, тогда как у каждого из участников потенциального кластера информация представлена фрагментарно. Кроме того, государство – гарант того, что сторона, сегодня согласившаяся на уступки в рамках кластера, получит преференции в заранее оговоренные сроки и в заранее определенном виде. Во-вторых, формирование кластера затрагивает экономические задачи государственного масштаба, соответственно, его поддержка необходима. К задачам такого типа относится защита внутреннего рынка и выход на внешний в рамках каждой из отраслей.

Итак, формирование необходимой аналитической базы и проведение системы мероприятий по информационной поддержке реализации кластерной политики на федеральном и региональном уровнях является первоочередным шагом, направленным на формирование благоприятных условий для достижения успеха в ходе реализации кластерной политики.

В рамках данного направления для достижения успеха в проведении кластерной политике в нашей стране должны быть реализованы следующие мероприятия:

· выявление и мониторинг кластеров в субъектах Российской Федерации;

· проведение исследований барьеров и возможностей развития отдельных кластеров или групп кластеров;

· реализация специализированных образовательных программ по вопросам разработки и реализации кластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации;

· проведение специализированных конференций и форумов, посвященных кластерной политике;

· поддержка участия российских делегаций на ключевых международных конференциях, посвященных кластерной политике;

· формирование базы данных кластерных инициатив на региональном уровне[15].

Важным направлением реализации кластерной политики является интеграция кластерного подхода в федеральную политику развития отдельных отраслей и секторов экономики, которую реализуют соответствующие министерства и ведомства. В этой связи необходима интеграция кластерного подхода в программы развития отдельных отраслей. Также необходима интеграция кластерного подхода в развитие инфраструктурных секторов (общее и профессиональное образование, финансирование НИОКР, транспортная инфраструктура, энергетическая инфраструктура и др.).

Итак, неоспоримо то, что для повышения конкурентоспособности и улучшения экономического положения каждого региона и всей страны в целом, необходимо проведение эффективной экономической политики. Кластерная политика является вполне для этого подходящей. Но само её проведение требует проведения определённых мероприятий для достижения поставленных целей.

По мнению автора, из-за особенностей экономического развития нашей страны, проведение кластерной политики будет проходить достаточно долго и столкнется с определёнными трудностями, но это не означает, что данная политика не будет являться эффективной для нашего государства.

 


Заключение.

 

Кластер – это индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.

Кластер обладает особыми характеристиками, такими как крепкие связи между участниками кластера, географическая концентрация, развитая информационная сеть, чёткая специализация внутри кластера, инновационная предрасположенность и др.

Кластеры в экономической науке классифицируются по разным признакам, поэтому существует немало классификаций кластеров, из которых две были подробно рассмотрены в работе.

Кластеры могут появляться как стихийно, естественно, так и формироваться искусственно, под контролем властных органов, но для самого возникновения, существования и функционирования кластера необходимы некоторые условия, а именно:

· наличие соответствующих инфраструктур;

· наличие оформленной организационно-коммуникативной структуры, выполняющей управленческие функции и обеспечивающей формирование инновационного сообщества как субъекта развития территории, действующего в партнерстве с бизнесом, центральными и местны<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: