Указания к содержанию опорной карты




Самостоятельная работа № 3

Нетрадиционные формы работы по экологическому воспитанию

Цель: систематизировать представленияо нетрадиционных формах работы; формировать умения адаптировать материал в соответствии с требованиями программы.

Практические задания:

1. Разработать опорные карты по содержанию трех форм (на выбор студента) из нижеперечисленного списка.

1. Уроки любования природой.

2. Экологические кружки.

3. КВН, аукцион, марафон, викторина, игра "Поле чудес".

4. Экологические акции.

5. Обсуждение и проигрывание ситуаций.

6. Трудовой десант.

7. Зелёный патруль.

8. Клуб исследователей природы.

9. Лаборатория юного эколога.

10. Ведение "Панорамы добрых дел".

11. Коллекционирование.

12. Экологические выставки и экспозиции.

13. Музей.

14. Экологические праздники и фестивали.

Указания к содержанию опорной карты

Опорная карта включает следующие компоненты:

- название формы работы;

- возрастная группа (группы) в которой целесообразно проведение данной формы;

- частота проведения (ежедневно, еженедельно, один раз в месяц и т.д.);

- необходимость привлечения других специалистов ДУЗ (музруководителя, психолога и т.д.);

- перечень необходимого оборудования, раздаточного материала;

- конспект одной из формы работы с указанием группы задач (познавательных, речевых, эмоционально-ценностных) в соответствии с задачами программы

«Лаборатория юного эколога»

Форма работы: Опытно-экспериментальная

Возрастная группа: средняя группа

Частота проведения: еженедельно

Привлечение других специалистов: помощник воспитателя

Перечень необходимого оборудования:

Все необходимые инструменты и материалы для проведения экспериментов и опытов.

«Клуб исследователей природы»

Форма работы: исследовательская, познавательная

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Частота проведения: еженедельно

Привлечение других специалистов:помощник воспитателя, музыкальный руководитель ДУ

Перечень необходимого оборудования: слайды с изображение леса, картинки с изображением диких животных, домашних животных телеаппаратура, детские развивающие мультфильмы, слайды «Правила поведения в лесу», пазлы «Дикие животные», «Домашние животные», игра «Покорми животного», экологические знаки.

«Зеленый патруль»

Форма работы:

- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;

- создание презентаций, слайд шоу;

- познавательное чтение;

- “Уроки доброты”;

- конкурсы и викторины;

- лаборатория (опыты и эксперименты);

- выпуск экологический газеты,

- день “Волшебная экология души”;

- инсценировки и театрализации;

- экологические, подвижные, дидактические, игры-путешествия.

- эколого-познавательные праздники и развлечения.

Возрастная группа: подготовительная группа

Частота проведения: еженедельно

Привлечение других специалистов: помощник воспитателя, психолог, музыкальный руководитель ДОУ

Перечень необходимого оборудования: презентации, центр природы, атрибуты к развлечениям, экологические знаки, листовки «Берегите воду», экологическая газета, акварельные краски, альбомы.

Конспект занятия в средней группе

Лаборатория юного эколога «Свойства воды»

Задачи занятия:

- развивать познавательные способности: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения;

- приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира;

- формировать представление о том, что вода является жизненно важным явлением для человека, животных, растений;

- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Опыты: Название мероприятия (опыта, эксперимента):

1. Узнаем, какая вода.

Цель: Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.

2. Вода волшебница.

Цель: Продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).

3. Лед – вода.

Цель: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете.

Методы и приемы:- игровой (игра, танец);

- наглядный (использование ИКТ);

- практический (опыты);

- словесный (беседа, рассказ воспитателя, вопросы, загадки).

Предварительная работа: - рассматривание схемы «Круговорот воды в природе»;

- чтение рассказов, сказок познавательного характера (вода живая, вода мертвая);

- беседа на тему: Где можно встретить воду? Кто живет в воде?

Материал, оборудование:

- две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой;

- набор мелких цветных предметов;

- три одинаковые емкости с водой;

- гуашевая краска;

- соль;

- кусочки сахара рафинада;

- масло эвкалиптовое;

- одинаковые стаканчики по количеству детей;

- лед в целофановом пакетике;

- две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (зима-лето);

- музыкальное сопровождение к игре.

Ход занятия

1. Узнаем, какая вода.

Ребята к нам в гости пришел Незнайка, давайте поздороваемся.

Незнайка: «Ребята, я обнаружил на столике бутылку. В ней что-то булькает, плещется»

Педагог: Вы догадались, что это?" (ответы детей).

Правильно, вода, она чистая и прозрачная. Давайте это проверим. Сначала надо снять крышку, а затем взять любой мелкий предмет и опустить его в банку с водой"

Дети выполняют, выбирая предмет и опуская его в банку с водой, убеждаются, что его хорошо видно через воду.

Педагог помогает детям в эксперименте, с каждым из участников закрепляет понятие "прозрачная".

Незнайка: "А если мы наклоним банку с водой, что произойдет? (ответы детей). Правильно, она выльется, потому что вода жидкая".

Педагог (обращаясь к Незнайке, предлагает): "Незнайка, если вода жидкая, налей ее ребятам в стаканчики, пусть они сами попробуют, как водичка льется".

2. Волшебница вода.

Педагог: «А хотите, научу вас делать фокус? (ответы детей). Тогда смотрите и учитесь. Я беру вторую бутылку, наливаю воду в этот прозрачный стаканчик. Посмотрите, как хорошо льется водичка, а все потому, что она жидкая. Вот стаканчик уже полон. Какая в нем вода? (Прозрачная). А сейчас я открою эту баночку с красной краской. Где на участке вы видите красный цвет (цветы, божьи коровки). Так, баночка открыта. Теперь нам понадобится кисточка. Набираю краску на кончик кисточки и опускаю в свой стаканчик. Раз, два, три (размешивает краску в воде). Посмотрите! Водичка стала красного цвета! Давайте, проверим, прозрачная она или нет (опускает ложечку в стакан). Ложечки не видно, значит, вода не прозрачная". Педагог: "Вот какая вода- волшебница, взяла и растворила густую краску". (Предлагается возможность всем желающим детям повторить фокус).

Вывод: вода может поменять цвет и растворять!

Незнайка: "А зачем нам нужна третья бутылка?"

Педагог: "Я хочу вам показать еще один фокус, как вода может менять свой вкус и запах. Сейчас из третьей бутылки я каждому из вас налью в стаканчик (наливает).

Какая вода в стаканах (прозрачная). Попробуйте по одному глоточку. Какая она на вкус (вода как вода, без вкуса). А теперь попробуйте насыпать соль, какая стала на вкус (Соленная).

Незнайка: «Ребята, что надо сделать, чтобы вода стала сладкой?»(Положить сахар).

Возьмем сахар. (Педагог предлагает каждому ребенку положить в стакан кусок сахара и размешать ложечкой). Вы размешиваете сахар ложечкой, его становится все меньше и меньше. Это он растворяется в воде. А теперь снова попробуйте воду на вкус. Какого вкуса стала вода (Сладкого).

Понюхайте, чем пахнет? Ничего? А сейчас каждому из вас добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают). Понюхайте, чем теперь пахнет вода? (Эвкалиптом).

Вывод-вода может поменять и запах, и цвет, и вкус. Волшебница да и только!"

3. Лед – вода.

- Вы все знаете жидкую воду, а какая вода еще бывает. (Снег, лед) Замерзшая вода – лед, а лед – твердый или жидкий?

Педагог раздает детям пакетики со льдом и говорит: «Ну-ка, что это у вас, потрогайте, пощупайте. (Это лед.) Какой лед на ощупь? (Твердый, холодный.) Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые.) Лед холодный, а ладошки теплые.

Незнайка: «Давайте посмотрим, что получиться из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!»

Дети греют лед в ладонях, появляется вода.

Педагог: - Откуда взялась вода? (Из льда получилось вода.) А лед остался таким же, как был? (Кусочки стали меньше.) Во что превращается лед (Ответы детей.)

- Давайте нарисуем превращение льда в воду. Рисует сначала кусок льда, потом лужицу. Спрашивает: «Как узнать, что лед превратился в воду?» (Ответы детей.)Ребенок (по желанию) выходит и рисует стрелку.

Педагог. Молодец. Мы нарисовали стрелку, и картинка показывает, что лед превращается в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой… (Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед превращается в воду? (Когда тепло.) Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода.

Педагог демонстрирует картинки с изображением одного и того же пейзажа в разное время года: зимой и летом. (На первой картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке. На второй замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки.)

Спрашивает: «Что нарисовано на первой картинке? (Зима.) А на второй? (Лето.) На первой картинке что на речке? По чему дети катаются? (По льду.) А на этой картинке что в речке? (Вода.) Как вы думаете, детям на второй картинке холодно? Они мерзнут? Правильно, им тепло. А почему тепло? (Потому что светит солнышко.) А на первой картинке холодно или тепло? (Холодно.)

Педагог: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам и Незнайке немного отдохнуть и поиграть в игру «Солнышко и дождик». (Подвижная музыкальная игра)

Педагог:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …. (воды).

Ребята, Незнайка, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран? (Ответы).

Незнайка: «А зачем воду беречь, её вон сколько!»

Педагог: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Незнайке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).

Незнайка: Сегодня я много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная.

Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания, ребята.

Дети и воспитатель: До свидания, Незнайка! До новых встреч!

 

Детский сад сегодня это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно - речевое, художественно -эстетическое, социально-личностное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность.

Основные задачи:

- Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности;

- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению;

- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Задачи рабочей программы соответствуют задачам НОД.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: