ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ




КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Изучение ценностных ориентации класса следует проводить в самом начале педагогической практики. Это даст возможность строить воспитательную работу в зависимости от результатов выполнения данного задания. Таким образом, достигается обоснованность проведения тех или иных педагогических мероприятий, способов и методов педагогического воздействия.

 

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА

Экспериментатор на доске пишет ряд слов, например, аккуратность, принципиальность, честность, общительность, добросовестность, отзывчивость, трудолюбие, сдержанность, настойчивость, решительность. Список будет включать и другие качества (см. Шпалинский В.В. Экспериментальное значение параметров малых групп// Вопросы психологии. 1972. № 5).

 

ИНСТРУКЦИЯ КЛАССУ

На листочках, которые могут быть и не подписаны, расположите данные свойства по убывающей степени их ценности, с вашей точки зрения, то есть на первое место следует поставить то свойство, которое, по-вашему мнению, является наиболее ценным, на второе место менее важное и так до конца.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Подсчитывается количество учащихся, которые поставили одни и те же свойства на последние три места. Если половина или больше половины класса ставят на первые три и последние три места одни и те же свойства, можно считать, что в данном классе есть общность в ценностных ориентациях. После этого необходимо разобраться в содержании этих ценностных ориентациях. Другими словами, следует выяснить, являются ли качества, поставленные на первые три места, наиболее ценными в нравственном плане или они являются менее ценными.

Такие качества, как "принципиальность", "добросовестность", "трудолюбие", являются более ценными качествами, чем "общительность", "аккуратность". Качества, которые ставятся учащимися на первые три места и последние, свидетельствуют об уровне воспитанности класса.

На основе проведенного эксперимента необходимо сделать выводы об уровне единства мнений в классе и уровне воспитанности класса. По результатам ЦОЕ воспитательная работа предполагает создание общности оценок и суждений по нравственным вопросам. Для этого могут быть организованы этические беседы, диспуты по проблемам нравственности, обсуждение кинофильмов, газетных статей, книг, индивидуальная работа с учащимися.

ЗАДАНИЕ №4

ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8-10 КЛАССА В.В. БОЙКО

Методика предназначена для оценки уровня эмпатических способностей старшеклассников. Она включает в себя 36 утверждений, а так же 6 шкал, которые отражают показатели, необходимые для эмпатических склонностей. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии.

Инструкция: «Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить уровень эмпатических способностей. Здесь не может быть ответов «правильных» или «неправильных». Старайтесь отвечать искренне и точно. Если вы согласны с утверждением, то в бланке ответов ставите «да» («+»), если нет, то «нет» («-»).

Текст опросника

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами товарищей.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

9. Моя интуиция - более надежное средство понимания окружающих, чем знания и опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности - бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-то животным, ощутить его повадки и состояния.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков других людей, которые имеют ко мне непосредственное
отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания мои оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами я обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно раздражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры других людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-нибудь из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура - поэтическая, художественная, артистичная.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего ребенка.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

 

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитывается число правильных ответов (соответствующих «ключу») по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка:

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, -13, +19, +25, -31

2. Эмоциональный канал эмпатии: -2, +8, -14, +20, -26,+32

3. Интуитивный канал эмпатии: -3, +9, +15, +21, +27, -33

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, -10, -16, -22, -28, -34

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, -11, -17, -23, -29, -35

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, -24, +30, -36

 

Суммарный показатель теоретически может изменяться в пределах от 30 до 36 балов - высокий уровень эмпатии, 29-22 - средний, 21-15 - заниженный, менее 14 баллов - очень низкий.

 

Шкалы методики эмпатийных способностей:

1. Рациональный канал эмпатии (выражается в наблюдательности, сопричастности, направленности на другого человека).

2. Эмоциональный канал эмпатии (понимание другого человека на основе эмоционального опыта, посредством эмоциональных связей и переносов).

3. Интуитивный канал эмпатии (подсознательный сбор информации о партнере, обобщение и вывод о нем
делается без участия логики, но на основе подсознательного сопоставления с прошлым опытом).

4. Установки, способствующие эмпатии (направленность на других, стремление к личным контактам, открытость, интерес к внутреннему миру других людей).

5. Проникающая способность эмпатии (индивидуально-психологическая особенность, позволяющая создавать атмосферу открытости, доверия, снятия напряженности, неестественности, подозрительности, которые препятствуют раскрытию и эмпатическому постижению другого человека).

6. Идентификация в эмпатии (умение понять другого человека на основе сопереживания путем постановки
себя на чужое место).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: