ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ




Курс

На II курсе (4 семестр) студенты-практиканты выполняют следующие виды заданий.

ЗАДАНИЕ№1

Изучить с помощью наблюдения основные свойства темперамента.

При выполнении данного задания необходимо вести наблюдение за одним учеником во время выполнения им различных видов деятельности. Привести протоколы не менее 5 наблюдений за учеником в различных ситуациях (на уроке, перемене, в спортзале, работе в мастерской, в библиотеке).

В целях более рельефного наблюдения рекомендуется брать для изучения недисциплинированного или слабоуспевающего ученика. Ниже предлагается форма протокола для ведения записей наблюдений за

темпераментом.

 

ПРОТОКОЛ №

НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ТЕМПЕРАМЕНТОМ_________________________________________

Класса ___________________ школы __________________ возраст __________________

ДАТА ________________________________________________________________

Ф.И.О. экспериментатора___________________________________________________

 

Ситуация Поведение наблюдаемого Психологический анализ факторов

 

В графе "Ситуация" фиксируются различные воздействия на ученика (например, учитель задает вопрос или к ученику обращается сосед и т.д.). В следующей графе подробно фиксируется поведение наблюдаемого ученика в соответствии с программой наблюдения за свойствами темперамента. Графа "Психологический анализ факторов" заполняется сразу после проведения наблюдения. Ниже приводится программа наблюдений за свойствами темперамента.

 

ПРОГРАММА

НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Свойства темперамента Симптомы
1. Темп реакций Быстрота или замедленность движений, походки, речи, их прерывность или плавность, энергичность или вялость. Быстрота привлечения и отвлечения внимания, быстрота оценки ситуации, решение задачи, преобладание импульсивности или осторожности в умственной деятельности
2. Эмоциональная возбудимость Скорость возникновения и смены мимики и пантомимики (быстрота возникновения смеха и т.п.)
3. Реактивность Степень выраженности непроизвольных реакций (громкий смех, бурный гнев, резкие движения, богатая мимика и т.д.)
4. Активность Быстрота и легкость мобилизации волевого усилия, или наоборот медленность, затрудненность его
5. Сензитивность Чувствительность к различным воздействиям (по незначительному поводу огорчается, радуется малейшему успеху, более восприимчив к похвале, порицанию)
6. Тревожность Степень беспокойства в различных ситуациях (например, тщательно готовится к делу, советуется, усиленно контролирует)
7. Общительность Потребность, инициативность, легкость вступления в контакт с другими людьми
8.Пластичность-ригидность   Легкость или трудность переключения с одного дела на другое, с одного способа действия на другой, легкость или трудность привыкания к новым условиям, новым людям
9. Экстраверсия-интроверсия Экстраверсия - большая зависимость от впечатлений, жажда деятельности, общения, широта контактов с другими людьми, инициативность в общении

На основе результатов протоколов наблюдений, необходимо сделать вывод о типе темперамента ученика, руководствуясь следующими характеристиками.


Сангвинический тип темперамента

Пониженная сензитивность, высокая активность и реактивность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакций, общительность, пластичность, нетревожность, экстравертированность.

ХОЛЕРИЧЕСКИЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА

Пониженная сензитивность, высокая реактивность и высокая активность, с преобладанием реактивности, ригидность, экстравертированность, повышенная эмоциональная возбудимость, ускоренный темп реакции, нетревожность, общительность.

МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ ТИПТЕМПЕРАМЕНТА

Повышенная сензитивность, низкая активность, высокая ригидность и интровертированность, повышенная возбудимость, замедленный темп реакции, повышенная тревожность, необщительность.

ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ ТИП ТЕМРПЕРАМЕНТА

Пониженная сензитивность, низкая реактивность и высокая активность, ригидность, интровертированность, пониженная эмоциональная возбудимость, замедленный тип реакции, нетревожность.

 

ЗАДАНИЕ № 2

Изучить поведение и деятельность учителя на уроке путем наблюдения.

Успех деятельности учителя определяется множеством объективных и субъективных причин (оборудование урока, подготовленность учащихся и самого учителя к уроку, внешний вид, тон, речь учителя и т.д.). На первом посещении урока трудно выяснить, от чего зависит успех или неуспех урока. Это можно сравнительно легко преодолеть, если заранее знать тему урока, цель его и его этапы.

Поэтому студентам необходимо хотя бы по учебнику ознакомиться с содержанием темы, которую предстоит излагать учителю, выполненными заданиями учеников, побеседовать с учителем и учениками.

При посещении урока записи лучше вести по этапам урока, и разделив тетрадный лист на две части, на первой записывать действия учителя, а на второй — реакцию и поведение учащихся. Не забудьте записать дату, фамилию, инициалы учителя.

 

Деятельность учителя Действия и поведение ученика
Организационная часть. Учитель, улыбаясь, заходит в класс. Здоровается. Успокаивает учащихся и объявляет тему урока. Все встают и приветствуют учителя. Ученики садятся за парты. Устанавливается тишина в классе.

Ниже дается план для характеристики деятельности учителя на уроке.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Внешний вид, тон, манера общения с учащимися. Умение владеть классом. Умение возбудить внимание и интерес учащихся. Умение вести опрос учащихся (внимательно слушать, замечать ошибки, умение распределить внимание).

Психологическое состояние учителя (уверенность, сосредоточенность, самообладание, пассивность, раздражительность).


Педагогический такт учителя. Реакция на поведение учащихся. Умение учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. Психологические качества учителя, от которых зависит успешность педагогической деятельности:

· уровень владения предметом;

· общий кругозор;

  • особенности речи учителя (громкость, тембр, образность, ясность и простота изложения, эмоциональность, логичность);

· эмпатия;

· рефлексия:

· коммуникативность;

· толерантность;

· стрессоустойчивость;

· креативность.

 

Воспитательное значение урока. Связь содержания урока с современностью. Воспитание у учащихся высоких нравственных чувств, мировоззрения, убеждений.

Выводы и предложения. Результаты урока. Достижение основной цели урока. Образовательные и воспитательные результаты урока. Конкретные предложения по результатам анализа.

 

ЗАДАНИЕ № 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: