Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Примерный перечень тем семинарских занятий
МОДУЛЬ 1. Теория культуры
Раздел I. Культура в научно-теоретическом осмыслении
Семинарское занятие №1. Характеристика основных концепций, направлений и школ культурологии;
Семинарское занятие №2. Структура и функции культуры;
Семинарское занятие №3. Принципы типологии культуры.
Семинарское занятие №4. Основные модели развития культуры (линеарная, циклическая, спиралевидная, ковариантная, маятниковая, синергетическая, ризомная);
Раздел II. Культура в аспекте человеческой деятельности
Семинарское занятие №5. Проблема теории и практики межкультурных коммуникаций;
Семинарское занятие №6. Социальное и индивидуальное в культуре;
МОДУЛЬ 2. История культуры
Раздел III. История мировой культуры
Семинарское занятие №7. История культуры первобытного общества;
Семинарское занятие №8. Культура цивилизаций Древнего Востока
Семинарское занятие №9. Культура Античности
Семинарское занятие №10. Культура Средневековья
Семинарское занятие №11. Культура Возрождения
Семинарское занятие №12. Европейская культура Нового времени
Семинарское занятие №13. Зарубежная культура ХХ века
Раздел IV. История отечественной культуры
Семинарское занятие №14. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности
Семинарское занятие №15. Отечественная культура 14-17 вв.
Семинарское занятие №16..Культура России в XVIII веке
|
Семинарское занятие №17. Культура России в XIXвеке
Семинарское занятие №18. Культура советского периода.
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:
Методические рекомендации и требования, предъявляемые к написанию эссе
По курсу "Теория и история культуры" каждый студент выполняет 2-3 эссе, тему которого он может выбрать из предлагаемого списка (в отдельных случаях студент может предложить свою авторскую версию темы эссе, которая должна быть согласована с преподавателем).
Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление студента и письменное изложение собственных мыслей. Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.
Эссе должно соответствовать следующим требованиям:
1. Объем эссе составляет не более шести рукописных или трех печатных страниц.
2. Тема раскрывается студентом самостоятельно на основе прочитанных источников. Эссе не следует строить на изложении и тем более переписывании одного из источников. Дословное переписывание текста должно оформляться как цитата со ссылкой на источник заимствования.
|
3. Если эссе пишется по прочитанной книге, просмотренному фильму, посещённому концерту, спектаклю, художественной выставке, то в нём должно быть четко отражено название, автор /или коллектив авторов/, время и место того художественного, культурного явления, о котором Вы собираетесь написать и с которым Вам лично знакомы (прочитали, увидели, прослушали и т.д.).
4. Лаконично и ясно выразите свое отношение к тому или иному культурному явлению: укажите какие эмоции (положительные или отрицательные) оно у вас вызвало, дайте собственную оценку, применяя морально-этические категории.
5. При написании эссе необходимо продемонстрировать полученные знания в ходе изучения лекционного курса по теории и истории культуры (т.е. указать к какому жанру относится прочитанная Вами книга, просмотренный фильм, картина. Если речь идет о явлении конкретно-исторических эпох, определите стиль и эстетическое направление, в рамках которого оно создавалось). Проводите аналогию с другими подобными или культурными альтернативными феноменами.
6. В содержании эссе в первую очередь оцениваются личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Примерная тематика эссе:
1. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Почему это утверждение родилось именно у греческого мыслителя? Какие ещё выражения, ставшие крылатыми, отражают мировоззрение древнего грека?
2. Что такое «мусические искусства», так почитаемые в Древней Греции? Помогает ли знание о них понять «вслушаться» в культуру Древней Греции?
|
3. Понятие «гражданин» и «гражданский долг» в Древней Греции, или как ценности управляют поведением человека.
4. «Политическое существо»: по Аристотелю, человек движим инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». Как такая своеобразная трактовка философом человеческой сущности согласуется с мировоззрением античного человека?
5. Диоген и киники как критики культуры. В чем заключалось инакомыслие этих философов? Какие примеры неприятия господствующей культуры вы могли бы привести, опираясь на историю прошлого века?
6. Средневековая традиция познания мира и человека. Объясните, почему средневековые философы так многое смогли позаимствовать из греческой философской традиции?
7. Я хочу познать только Бога и душу. И ничего больше? Ничего. (Августин. Исповедь IV, 15). Как бы вы могли истолковать это утверждение, зная, что его автор – великий средневековый философ?
8. «Credo quia absurdum (est)» – «Верую, ибо абсурдно». Как бы вы могли истолковать это великолепное средневековое кредо?
9. «Основания новой науки об общей природе наций» Дж. Вико: особенности концепции выдающегося итальянского историка и философа. Как вы думаете, почему Вико не разделял европоцентристскую позицию многих европейских философов?
10. Театр Просвещения. Столкновение позиций Д. Дидро и Ж.Ж. Руссо: роль искусства и науки в совершенствовании нравов.
11. Д. Дидро: «русское общество сгнило не созрев». Как вы думаете, чем была вызвана столь резкая оценка французского просветителя?
12. Игра как способ достижения гармонии (на примере концепции Ф.Шиллера).
13. Сущность внешней и внутренней культуры – противопоставление, обоснованное И. Кантом. Мой категорический императив.
14. «Европа ли Россия?» (вопросы и ответы Н.Я. Данилевского).Верен (реален, утопичен) ли, на ваш взгляд, образ России, представленный русским мыслителем.
15. «Существует ли логика истории?» (концепция, представленная О. Шпенглером). Ваш сценарий заката культуры народа X из страны Y.
16. Человечество имеет единые истоки и общую цель. Постижение истории К. Ясперса. Согласились бы вы с утверждением, что наше время можно назвать «новой прометеевской эпохой», которая породит новое осевое время?
17. «…Игровой инстинкт может вновь проявиться в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры». Необходима ли игра культуре, а культура – игре?
18. «Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие». Разделяете ли вы бердяевское противопоставление культуры и цивилизации.
19. «…Как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой,.. как гнетущий груз». Критика культуры в концепции З. Фрейда.
20. «История языка и мотивов» ведет «прямо к первобытному миру чуда». Трактовка бессознательного, предложенная К. Юнгом. Каков Ваш опыт постижения коллективного бессознательного?
21. «Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».Разделяете ли вы убежденность П. Сорокина? Какую оценку можете дать современной культурной ситуации в нашей стране?
22. «Символическая вселенная».Почему Э. Кассирер назвал человека «символическим животным»? Как вы думаете, что породило эту вселенную? Велика ли роль символа (самого разного уровня) в вашей жизни?