Методические рекомендации и требования, предъявляемые к написанию эссе




Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Примерный перечень тем семинарских занятий

МОДУЛЬ 1. Теория культуры

Раздел I. Культура в научно-теоретическом осмыслении

Семинарское занятие №1. Характеристика основных концепций, направлений и школ культурологии;

Семинарское занятие №2. Структура и функции культуры;

Семинарское занятие №3. Принципы типологии культуры.

Семинарское занятие №4. Основные модели развития культуры (линеарная, циклическая, спиралевидная, ковариантная, маятниковая, синергетическая, ризомная);

Раздел II. Культура в аспекте человеческой деятельности

Семинарское занятие №5. Проблема теории и практики межкультурных коммуникаций;

Семинарское занятие №6. Социальное и индивидуальное в культуре;

МОДУЛЬ 2. История культуры

Раздел III. История мировой культуры

Семинарское занятие №7. История культуры первобытного общества;

Семинарское занятие №8. Культура цивилизаций Древнего Востока

Семинарское занятие №9. Культура Античности

Семинарское занятие №10. Культура Средневековья

Семинарское занятие №11. Культура Возрождения

Семинарское занятие №12. Европейская культура Нового времени

Семинарское занятие №13. Зарубежная культура ХХ века

Раздел IV. История отечественной культуры

Семинарское занятие №14. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности

Семинарское занятие №15. Отечественная культура 14-17 вв.

Семинарское занятие №16..Культура России в XVIII веке

Семинарское занятие №17. Культура России в XIXвеке

Семинарское занятие №18. Культура советского периода.

5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций:

Методические рекомендации и требования, предъявляемые к написанию эссе

По курсу "Теория и история культуры" каждый студент выполняет 2-3 эссе, тему которого он может выбрать из предлагаемого списка (в отдельных случаях студент может предложить свою авторскую версию темы эссе, которая должна быть согласована с преподавателем).

Эссе – это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление студента и письменное изложение собственных мыслей. Его написание чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет студенту научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Эссе должно соответствовать следующим требованиям:

1. Объем эссе составляет не более шести рукописных или трех печатных страниц.

2. Тема раскрывается студентом самостоятельно на основе прочитанных источников. Эссе не следует строить на изложении и тем более переписывании одного из источников. Дословное переписывание текста должно оформляться как цитата со ссылкой на источник заимствования.

3. Если эссе пишется по прочитанной книге, просмотренному фильму, посещённому концерту, спектаклю, художественной выставке, то в нём должно быть четко отражено название, автор /или коллектив авторов/, время и место того художественного, культурного явления, о котором Вы собираетесь написать и с которым Вам лично знакомы (прочитали, увидели, прослушали и т.д.).

4. Лаконично и ясно выразите свое отношение к тому или иному культурному явлению: укажите какие эмоции (положительные или отрицательные) оно у вас вызвало, дайте собственную оценку, применяя морально-этические категории.

5. При написании эссе необходимо продемонстрировать полученные знания в ходе изучения лекционного курса по теории и истории культуры (т.е. указать к какому жанру относится прочитанная Вами книга, просмотренный фильм, картина. Если речь идет о явлении конкретно-исторических эпох, определите стиль и эстетическое направление, в рамках которого оно создавалось). Проводите аналогию с другими подобными или культурными альтернативными феноменами.

6. В содержании эссе в первую очередь оцениваются личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.

Примерная тематика эссе:

1. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Почему это утверждение родилось именно у греческого мыслителя? Какие ещё выражения, ставшие крылатыми, отражают мировоззрение древнего грека?

2. Что такое «мусические искусства», так почитаемые в Древней Греции? Помогает ли знание о них понять «вслушаться» в культуру Древней Греции?

3. Понятие «гражданин» и «гражданский долг» в Древней Греции, или как ценности управляют поведением человека.

4. «Политическое существо»: по Аристотелю, человек движим инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». Как такая своеобразная трактовка философом человеческой сущности согласуется с мировоззрением античного человека?

5. Диоген и киники как критики культуры. В чем заключалось инакомыслие этих философов? Какие примеры неприятия господствующей культуры вы могли бы привести, опираясь на историю прошлого века?

6. Средневековая традиция познания мира и человека. Объясните, почему средневековые философы так многое смогли позаимствовать из греческой философской традиции?

7. Я хочу познать только Бога и душу. И ничего больше? Ничего. (Августин. Исповедь IV, 15). Как бы вы могли истолковать это утверждение, зная, что его автор – великий средневековый философ?

8. «Credo quia absurdum (est)» – «Верую, ибо абсурдно». Как бы вы могли истолковать это великолепное средневековое кредо?

9. «Основания новой науки об общей природе наций» Дж. Вико: особенности концепции выдающегося итальянского историка и философа. Как вы думаете, почему Вико не разделял европоцентристскую позицию многих европейских философов?

10. Театр Просвещения. Столкновение позиций Д. Дидро и Ж.Ж. Руссо: роль искусства и науки в совершенствовании нравов.

11. Д. Дидро: «русское общество сгнило не созрев». Как вы думаете, чем была вызвана столь резкая оценка французского просветителя?

12. Игра как способ достижения гармонии (на примере концепции Ф.Шиллера).

13. Сущность внешней и внутренней культуры – противопоставление, обоснованное И. Кантом. Мой категорический императив.

14. «Европа ли Россия?» (вопросы и ответы Н.Я. Данилевского).Верен (реален, утопичен) ли, на ваш взгляд, образ России, представленный русским мыслителем.

15. «Существует ли логика истории?» (концепция, представленная О. Шпенглером). Ваш сценарий заката культуры народа X из страны Y.

16. Человечество имеет единые истоки и общую цель. Постижение истории К. Ясперса. Согласились бы вы с утверждением, что наше время можно назвать «новой прометеевской эпохой», которая породит новое осевое время?

17. «…Игровой инстинкт может вновь проявиться в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры». Необходима ли игра культуре, а культура – игре?

18. «Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие». Разделяете ли вы бердяевское противопоставление культуры и цивилизации.

19. «…Как бы мало ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой,.. как гнетущий груз». Критика культуры в концепции З. Фрейда.

20. «История языка и мотивов» ведет «прямо к первобытному миру чуда». Трактовка бессознательного, предложенная К. Юнгом. Каков Ваш опыт постижения коллективного бессознательного?

21. «Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры».Разделяете ли вы убежденность П. Сорокина? Какую оценку можете дать современной культурной ситуации в нашей стране?

22. «Символическая вселенная».Почему Э. Кассирер назвал человека «символическим животным»? Как вы думаете, что породило эту вселенную? Велика ли роль символа (самого разного уровня) в вашей жизни?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: