Методические рекомендации и требования, предъявляемые к написанию реферата




Реферат является итоговой письменной работой, которую выполняет студент, готовящийся к сдаче экзамена по «Теории и истории культуры».

Тема реферата избирается студентом и согласовывается с преподавателем. Реферат должен освещать важнейшие теоретические проблемы, связанные с дисциплиной «Теория и история культуры». Тема и содержание реферата должны быть согласованы с преподавателем в течении одного месяца с момента начала преподавания дисциплины (3 семестр / до 30 сентября).

Структура реферата. Реферат обязательно должен иметь содержание, введение, изложение содержания темы, заключение, список использованной литературы, а также приложение (при необходимости).

Содержание содержит все вышеперечисленные структурные элементы реферата, с указанием страниц, на которых они находятся. Заголовки содержания дублируются в тексте реферата.

Введение — важнейший смысловой элемент реферата. Форма его произвольна, но в нем должны получить отражение следующие вопросы: обоснование выбора темы, степень научной разработанности темы (обзор источников), оценка её актуальности; цель, задачи, объект, предмет и методы исследования.

Основное содержание работы должно представлять собой самостоятельно выполненное исследование по проблеме, заявленной в названии реферата.

В заключении дается выводы, сделанные исходя из основного содержания реферата, и описываются возможности практического применение содержащегося в реферате материала (если есть такая информация).

Список использованной литературы содержит указание на изученные студентом работы. Он должен включать в себя фундаментальные труды по теме реферата (первоисточники) и последние публикации по ней (статьи из научных журналов).

Ссылки на источники литературы следует давать в квадратных скобках сквозную нумерацию цитируемой литературы: первая цифра — порядковый номер из списка использованной литературы, а вторая цифра — страница. Например, [2, c. 56].

Реферат должен быть самостоятельной работой, показывающей способность автора систематизировать теоретический материал по избранной теме, связно его излагать, творчески использовать культурологические и философские идеи и положения для методологического анализа материалов по теории культуры.

Научные идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указания на источник. Прямое заимствование без указания источников использованных текстов не допустимо! Реферат будет проходить обязательную проверку в программе «Антиплагиат».

Требования к оформлению. При подготовке реферата на компьютере следует использовать шрифт Times New Roman №14 (через 1,5 интервала); параметры страницы (поля) для бумаги формата А4: верхнее поле — 2 см, нижнее — 2 см, левое — 3 см, правое — 1,5 см.

Реферат в объеме 18-25 страниц должен быть сброшюрован и иметь титульный лист, на котором необходимо указать: название вуза, наименование кафедры, тему реферата, учебную дисциплину, по которой защищается реферат («Теория и история культуры»), фамилию и инициалы студента, место и год написания реферата. Здесь же указываются фамилия и инициалы, ученая степень и звание преподавателя, проверяющего реферат.

Студенты сдают подготовленный реферат в срок, указанный преподавателем (3 семестр / до 10 декабря). Сданный реферат предполагает обсуждение и защиту в студенческой группе.

Студенты, не защитившие реферат, до экзамена не допускаются.

Примерная тематика рефератов:

МОДУЛЬ I. Теория культуры:

1. Полисемантичность понятия «культура».

2. Морфологическая модель культуры.

3. Элитарная и массовая культура.

4. Психоанализ и «массовое искусство».

5. Современная молодежная культура.

6. Полифункциональность культуры.

7. Культура и цивилизация.

8. Культура и религия.

9. Культура и наука.

10. Культура и нравственность.

11. Праздник как феномен культуры.

12. Понятие «маргинальности» в контексте культуры.

13. Культура и глобальные проблемы современности.

14. Мир природы и мир человека в представлениях софистов.

15. Идеал культурного человека в творчестве гуманистов.

16. Просветительские теории культуры.

17. Понимание цивилизации и культуры в трудах В.Р. де Мирабо.

18. Теория культуры Й.Г. Гердера.

19. Культурологические идеи в трудах Иммануила Канта.

20. Представления о культуре в трансцендентальном идеализме Шеллинга.

21. Георг Вильгельм Гегель о сущности культуры.

22. Романтизм и развитие культурологической теории.

23. Понимание культуры в классическом марксизме.

24. Понимание культуры в «философии жизни».

25. Эволюционнная теория Эдуарда Барнета Тейлора.

26. Трактовки культуры в классическом психоанализе и аналитической психологии.

27. Идея культуры в неофрейдизме.

28. Мир культуры в теории Фридриха Ницше.

29. «Аполлоническое» и «дионисийское» в культурологической мысли ХХ века.

30. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в работе Освальда Шпенглера «Закат Европы».

31. «Наука о культуре» в трактовке Лесли Уайта.

32. Игровая теория Йохана Хейзинги.

33. Культурологическая концепция Альберта Швейцера.

34. Феноменологическая теория Эдмунда Гуссерля.

35. Символические концепции культуры.

36. Функциональные концепции культуры.

37. Концепция круговорота локальных цивилизаций А. Тойнби.

38. Славянофильство и развитие культурологической теории.

39. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

40. Данилевский и Тойнби: сходство и различие подходов к изучению культур и цивилизаций.

41. Теоретико-культурологические идеи русского евразийства.

42. Концепция культуры Н.А. Бердяева.

43. Понимание культуры в работах И.А. Ильина.

44. Теория культурных суперсистем П.А. Сорокина.

45. Диалог культур как принцип «творческой герменевтики» (Михаил Бахтин).

46. Концепция карнавальной культуры в работах Михаила Бахтина.

47. Русская школа семиотики (Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.).

48. Концепция этногенеза в работах Л.Н. Гумилева.

49. Феномен матриархата в культуре мировых цивилизаций.

50. Античная цивилизация: основные формы и этапы развития.

51. Феномен «восточных деспотий»

52. Заупокойный культ в Древнем Египте.

53. Идеал «благородного мужа» в конфуцианстве.

54. Веды как памятник мировой культуры.

55. Буддийская цивилизация.

56. Древние цивилизации Америки.

57. Феномен «греческого чуда».

58. Достижения Византийской цивилизации в области архитектуры и иконописи.

59. Особенности средневекового цивилизационного развития.

60. Законы истории и развитие культуры.

61. Культурные эпохи: европоцентристский подход.

62. Региональная типологизация культуры

63. Н.Я.Данилевский о многообразии исторических типов.

64. О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.

65. А.Тойнби о локальных цивилизациях в истории мировой культуры.

5.3. Методические рекомендации и требования, предъявляемые к докладам и презентациям:

Докладчикам следует помнить, что их задача заключается в том, чтобы понятно и интересно донести до широкого круга слушателей суть доклада, не упустив при этом никаких ее важных аспектов. В этой памятке содержатся требования, которых необходимо придерживаться при построении устного доклада и оформлению компьютерной презентации.

1. Продолжительность доклада должна составлять 10-15 минут, доклад обязательно должен сопровождаться компьютерной презентацией (MSPowerPoint 97-2010). На освещение одного слайда презентации должно отводиться не менее 30 секунд.

2. В докладе должны быть освещены имеющиеся предпосылки по теме исследования, цели и задачи, поставленные в работе, использованные методы, основные результаты и выводы.

3. Во время доклада можно пользоваться написанным планом и любой другой информацией (например, числовыми данными), но доклад НЕ должен полностью читаться по бумаге.

4. Компьютерная презентация призвана иллюстрировать доклад, поэтому она должна содержать достаточное количество рисунков, фотографий, графиков, диаграмм, таблиц, карт, схем.

5. В презентации НЕ должно быть больших блоков текста.

6. Допускается использование слайдов, содержащих исключительно текстовую информацию, только для представления названия работы, целей и задач, а также выводов. Остальные слайды должны содержать графическую информацию.

7. Файл презентации должен быть выполнен в программе MSPowerPoint 97-2010.

Примерная тематика сообщений (презентаций):

МОДУЛЬ II. История культуры:

1. Культура первобытного общества.

2. Религиозная и духовная культура древнего Египта.

3. Художественная культура древнего Египта.

4. Научные знания, быт и нравы древних Египтян.

5. Религиозная и духовная культура древней Индии.

6. Художественная культура древней Индии.

7. Научные знания, быт и нравы древней Индии.

8. Религиозная и духовная культура древнего Китая.

9. Художественная культура древнего Китая.

10. Научные знания, быт и нравы древнего Китая.

11. Религиозная и духовная культура древней Греции.

12. Художественная культура древней Греции: архитектура, скульптура, живопись.

13. Литературное, философское, политологическое наследие культуры древней Греции.

14. Причины кризиса и упадка культуры и цивилизации древних греков.

15. Генетическая и геополитическая характеристика культуры древнего Рима.

16. Религиозная и духовная культура древнего Рима.

17. Художественная культура древнего Рима: архитектура, скульптура, живопись.

18. Причины кризиса и упадка культуры древнего Рима.

19. Культура Византии.

20. Культура арабского Востока.

21. Социально-экономическая культура в эпоху европейского Средневековья.

22. Художественная культура в эпоху Средневековья.

23. Мировоззренческие ориентиры и принципы европейского Возрождения.

24. Художественная культура итальянского Треченто: С. Боттичелли, Дуччо, Мазаччо.

25. Художественная культура итальянского Кватроченто: Леонардо да Винчи, Микеланджело.

26. Архитектура Возрождения: Ф. Брунеллески, Браманте (Италия), Витрувий (Нидерланды).

27. Культурное значение и последствия Великих географических открытий.

28. Специфика и периодизация европейской культуры Нового времени.

29. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVII веке.

30. Искусство в XVII веке: барокко, классицизм.

31. Специфика культуры европейского Просвещения.

32. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVIII веке.

33. Прогресс естественных наук и социальные учения в эпоху Просвещения.

34. Искусство в XVIII веке.

35. Культура европейского классического капитализма в XIX веке.

36. Наука и техника в западноевропейской культуре XIX века.

37. Специфика западноевропейской культуры ХХ века

Примерная тематика докладов:

1. Мода и идеал красоты, их изменение в истории.

2. Творчество выдающихся деятелей культуры (по выбору).

3. Культура и природа.

4. Человек и культура.

5. Нравственность и религия.

6. Политическая культура и власть.

7. Массовая коммуникация и массовая культура.

8. Интеллигенция и культура.

9. Своеобразие буддийской культурной традиции.

10. Культура народов Севера.

11. Особенности исламской культурной традиции и ее отражение в искусстве.

12. Молодежная субкультура.

13. Культура как способ преодоления конфликта между стереотипами моды и уникальностью личности.

14. Этнокультурная специфика поведения.

15. Этнические стереотипы.

16. Исторические корни, культурные традиции и достижения моего народа.

17. Язычество Древней Руси.

18. Первобытные культуры на территории Тюменской области.

19. Культура майя, инков, ацтеков.

20. Мифы и реальность библейских сюжетов.

21. Античная мифология.

22. Особенности романского и готического искусства.

23. Крещение Руси и развитие культуры.

24. Бытовая культура Руси.

25. Смена стилей в западноевропейском искусстве: барокко, рококо, классицизм.

26. Титаны эпохи Возрождения.

27. Выдающиеся представители «серебряного века» русской культуры.

28. Культура милитаризма.

29. Основные направления развития мировой художественной культуры в 20 веке.

30. Социальные революции и разрушение культуры.

31. Культура российской эмиграции.

32. Декоративная косметика как элемент бытовой культуры.

33. Одежда и украшения: их функции в прошлом и сегодня.

34. Художественная культура советского периода: достижения и потери.

5.4. Контрольные вопросы к экзамену

1. Проблемы философского и теоретического осмысления культуры.

2. Основные этапы эволюции представлений о культуре.

3. Основные категории и понятия теории культуры.

4. Характеристика основных культурологических направлений, концепций и школ.

5. Структура культуры.

6. Функции культуры.

7. Культура и цивилизация.

8. Язык, символы и культурные коды.

9. Культурные ценности и нормы.

10. Культурные традиции.

11. Основные концепции теоцентризма: представители, специфические черты.

12. Основные концепции натуроцентризма: представители, специфические черты.

13. Основные концепции социоцентризма: представители, специфические черты.

14. Основные концепции антропоцентризма: представители, специфические черты.

15. Культурогенез. Исторические типы культур.

16. Циклическая модель развития культуры, представители, специфические черты.

17. Маятниковая модель развития культуры: представители, специфические черты.

18. Линеарная модель развития культуры: представители, специфические черты.

19. Спиралевидная модель развития культуры: представители, специфические черты.

20. Ковариантная модель развития культуры: представители, специфические черты.

21. Синергетическая модель развития культуры: представители, специфические черты.

22. Ризомная модель развития культуры: представители, специфические черты.

23. Проблема субъекта культуры.

24. Социальное и индивидуальное в культуре.

25. Культура и личность. Социализация и инкультурация.

26. Менталитет.

27. Культура и общество.

28. Элитарная и массовая культура.

29. Культура первобытного общества.

30. Культура Древнего Востока.

31. Культура античности.

32. Культура средних веков.

33. Культура эпохи Возрождения.

34. Западноевропейская культура Нового времени.

35. Западная культура двадцатого столетия.

36. Культура Киевской Руси и периода феодальной раздробленности.

37. Отечественная культура 14-17 веков.

38. Российская культура 18 века.

39. Отечественная культура 19 века.

40. «Серебряный век» русской культуры.

41. Культура советского периода.

42. Специфика культуры постсоветского периода.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: