Тема 4. Клиника туберкулеза




Тема 1. Введение, история развития фтизиатрии

 

Задание 1. Дайте определения следующим терминам, укажите, от каких

слов произошли эти названия:

 

Туберкулёз – это _________________________________________________

Фтизиатрия _____________________________________________________

Диспансер ______________________________________________________

________________________________________________________________

 

 

Задание 2. Вставьте подходящие по смыслу слова:

 

_______________ проявления туберкулёза: кашель, мокрота, кровохарканье, истощение – описаны ещё Гиппократом, Галеном, Авиценной.

В 19 веке французский учёный Вильмен ставил опыты на морских свинках, вводя им в дыхательные пути мокроту больных туберкулёзом людей. Тем самым он доказал, что туберкулёз - _______________ заболевание.

В 1882 году Роберт Кох открыл ________________ _______________.

Всемирный день борьбы с туберкулёзом ежегодно отмечается ____________.

Символом борьбы с туберкулёзом является ____________ __________.

 

Задание 3. Выберите соответствие:

1. КОХ 1. введение термина «туберкулёз»

2. ЛАЭННЕК 2. разработка туберкулина

3. КАЛЬМЕТТ, ЖЕРЕН 3. описание гигантских клеток в

туберкулёзном бугорке

4. ПИРОГОВ 4. внедрение вакцины БЦЖ

5. РЕНТГЕН 5. открытие X - лучей

 

Тема 2. Этиология, патогенез туберкулеза

 

Задание 1. Заполните таблицу

 

 

Лабораторные методы выявления МБТ
             

 

Задание 3. Выберите правильный ответ:

3.1. Возбудителем туберкулеза являются:

а) кокки;

б) вирусы;

в) микобактерии;

г) патогенные грибы.

 

 

3.2. Возбудитель туберкулеза погибает под воздействием:

а) кипячения;

б) замораживания;

в) высушивания;

г) влажности.

 

3.3. Источниками туберкулезной инфекции являются:

а) вода;

б) воздух;

в) продукты питания;

г) больные туберкулезом люди и животные.

 

3.4. Продукты животноводства, с которыми человек чаще всего может получить возбудителя туберкулеза:

а) мясо;

б) рыба;

в) молоко;

г) яйцо.

 

3.5. Основной путь проникновения туберкулезной инфекции в организм

человека:

а) алиментарный;

б) аэрогенный;

в) контактный;

г) внутриутробный.

 

Задание 4. Актуальная проблема современной фтизиатрии - развитие

лекарственной устойчивости МБТ к противотуберкулезным

препаратам. Предложите свой вариант решения этой

проблемы.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Эпидемиология туберкулёза. Группы риска

 

Задание 1. Выделите источники туберкулёза:

- корова

- человек

- птица

- рыба

- собака

- мышь

Задание 3. Составьте алгоритм техники сбора мокроты на МБТ:

1. ______________________________________________________________

2. ______________________________________________________________

3. ______________________________________________________________

4. ______________________________________________________________

5. ______________________________________________________________

6. _____________________________________________________________

7. _____________________________________________________________

8. _____________________________________________________________

Тема 4. Клиника туберкулеза

Задание 1. Перечислите основные клинические симптомы туберкулеза:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание 2. Выберите правильный ответ:

 

2.1. Заболевание, при котором человек становится наиболее уязвимым к туберкулезной инфекции

а) острый бронхит;

б) пневмония;

в) миокардит;

г) сахарный диабет.

 

2.2. Среди вторичных форм туберкулеза наиболее часто встречается

а) очаговый;

б) инфильтративный;

в) диссеминированный;

г) фиброзно-кавернозный

2.3. У детей чаще встречается

а) туберкулезная интоксикация;

б) туберкулез внутригрудных лимфатических узлов;

в) первичный туберкулезный комплекс.

 

Задача 4. Пациентка Н., 32 лет, поступила в стационар с жалобами на общую слабость, особенно выраженную в первой половине дня; потливость, особенно по ночам; кашель с небольшим количеством мокроты; субфебрильную температуру, раздражительность.

 

 

Пациентка больна около двух месяцев, лечилась в поликлинике по поводу острого бронхита.

В связи с неэффективностью лечения произведена флюорограмма, затем рентгенограмма грудной клетки, на которой в области верхушке правого легкого выявлен инфильтративный туберкулез с распадом; в мокроте обнаружены МБТ.

Пациентка работает воспитательницей в детском саду, имеет двух детей 5 и 7 лет; муж злоупотребляет алкоголем, из-за чего в семье часты скандалы; семья испытывает материальные затруднения; проживает в коммунальной квартире. Пациентка весьма нервозна, очень беспокоится за детей.

 

Пример:

А. Выделите психологические проблемы, социальные и физиологические проблемы пациентки.

В. Составьте план ухода (сестринских действий) с учетом основных проблем.

С. Предположите медицинскую тактику по отношению к детям пациентки.

 

Попробуем выполнить эти задания.

 

А. Проблемы пациентки.

Психологические:

- частые стрессовые ситуации из-за пьянства мужа и скандалов;

- переживания за судьбу и здоровье детей;

- страх потерять привычную работу.

Социальные:

- проживание в коммунальной квартире;

- материальные затруднения;

- вероятность потери работы из-за специфики заболевания.

Физиологические:

- общая слабость, потливость, кашель с небольшим количеством мокроты- проблемы как результат туберкулезной интоксикации и поражения легких.

 

В. Составьте план ухода.

Проблема пациентки: обеспокоенность и тревога за судьбу и здоровье детей, усугубленная пьянством мужа.

 

Постановка целей и сроков   План ухода (сестринских действий)
Через неделю у пациентки появится уверенность в заинтересованности противотуберкулезной службы в судьбе и здоровье детей. Медсестра проявит заинтересованность в судьбе и здоровье детей пациентки. Медсестра в беседе разъяснит пациентке необходимость и тактику обследования детей в ПТД.
Через месяц пациентка станет наиболее спокойной и уравновешенной, будет адекватно относится к своему лечению и способствовать оздоровлению своих детей. Медсестра по согласованию с врачом- фтизиатром и фтизиопедиатром разъяснит пациентке возможности помещения детей в санаторий, в «лесную» школу, в круглосуточный оздоровительный детский сад на период ее лечения в зависимости от показаний и согласия пациентки. Медсестра в рамках своей компетенции разъяснит пациентке необходимость и суть химиопрофилактики.   Медсестра расскажет об особенностях пребывания детей в лечебно- профилактических туберкулезных учреждениях. Медсестра регулярно будет интересоваться детьми пациентки, поддерживая при этом позитивные установки и мотивации к лечению.  

 

Проблема пациентки: проживание в коммунальной квартире.

 

Постановка целей и сроков   План ухода (сестринских действий)
Значительно уменьшить риск распространения туберкулезной инфекции в коммунальной квартире.   В течение года в случае подтверждения бацилловыделения пациентка улучшит жилищные условия при содействии противотуберкулезной службы. В соответствии с планом оздоровления эпидемиологического очага медсестра организует и проконтролирует проведение заключитеной и текущей дезинфекции по месту проживания пациентки. Медсестра проведет разъяснительные беседы с проживающими в квартире с пациенткой о необходимости соблюдения санитарно- гигиенических требований. Медсестра будет проводить беседы с проживающими в квартире о необходимых санитарно- гигиенических навыках и мерах личной безопасности; будет регулярно контролировать владение необходимых навыками. Медсестра будет способствовать позитивному отношению соседей к лечению пациентки. Медсестра разъяснит необходимость регулярного флюорографического обследования, особенно для пациентов пенсионного возраста и неработающих. В рамках своей компетентности медсестра будет способствовать выполнению формальностей, необходимых для улучшения жилищных условий пациентки.    

 

Проблема пациентки: вероятность потери привычной работы из-за установленных профограничений.

 

Постановка целей и сроков План ухода (сестринских действий)  
В течение периода лечения подготовить пациентку к необходимости изменить род деятельности.   К моменту выздоровления пациентка будет готова к смене профессиональной деятельности. Медсестра в рамках своей компетенции разъяснит пациентке необходимость и смысл некоторых профессиональных ограничений.   Медсестра расскажет о некоторых социальных гарантиях больным туберкулезом (в отношении длительности оплачиваемого листка нетрудоспособности, так называемого доплачиваемого листка нетрудоспособности и др.). Медсестра будет способствовать организации консультации психолога для профессиональной переориентации пациентки.

 

Проблема пациентки: общая слабость, кашель, снижение аппетита и др. в результате интоксикации и поражения легких.

Постановка целей и сроков.   План ухода (сестринских действий)
Через месяц эти проявления болезни значительно уменьшатся.   К окончанию лечения этих проявлений болезни не будет. Медсестра разъяснит в рамках своей компетенции постепенность исчезновения проявлений болезни. Медсестра будет неукоснительно выполнять назначения врача. Медсестра будет поддерживать условия соответствующего режима, питания, санитарно- гигиенического состояния с активным привлечением к этому пациентки. Медсестра постоянно будет поддерживать мотивацию пациентки к лечению.

 

В нашем решении задачи с сестринским процессом не обозначены 1-й этап (сбор информации) и 5-й этап (оценка эффективности) сестринского процесса, так как в этой задаче их выполнение достаточно стандартно. Разумеется, в практической деятельности сестринский процесс осуществляется в 5 известных вам этапов.

 

С. Медицинская тактика по отношению к детям пациентки.

 

- так как у пациентки выявлена активная форма туберкулеза легких с бактериовыделением, сведения об этом будут переданы фтизиопедиатру в детское отделение ПТД;

- дети будут взяты под диспансерное наблюдение ПТД по 4-й группе учета как контактные;

- детям будет проведена туберкулинодиагностика, рентгенографическое исследование грудной клетки, исследования крови и мочи в условиях ПТД;

- как контактным, детям пациентки будет проведена химиопрофилактика туберкулеза;

- с учетом условий содержания детей и состояния их здоровья, дети пациентки могут быть с согласия родителей в одно из оздоровительных противотуберкулезных учреждений.

В любом случае детям пациентке будут рекомендованы оздоровительные мероприятия, а также усиленное питание.

 

Решить задачу:

А. В рамках своей компетенции определите эпидемиологическую ситуацию.

В. Составьте план противоэпидемических и профилактических мероприятий в данном очаге туберкулезной инфекции.

 

 

С. Оцените профессиональный прогноз пациентки:

_________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задача 5. Пациент А., 58 лет, длительное время жалуется на резкую слабость, утомляемость недомогание, отсутствие аппетита, субфебрильную температуру по вечерам, ночные холодные поты, кашель с небольшим количеством слизистой мокроты; в последние 1,5-2 недели в мокроте отмечались прожилки крови. Утром во время приступа кашля мокрота приняла пенистый вид, полностью окрашена кровью.

Известно, что в молодом возрасте пациент болел инфильтративным туберкулезом легких.

В последние годы пациент в противотуберкулезном диспансере не наблюдался, последнее флюорографическое исследование проходил лет 5 назад, лекарства не принимал.

В настоящее время без работы, злоупотребляет алкоголем, живет в коммунальной квартире, где есть дети, беременная женщина и работник продовольственного киоска.

По поводу легочного кровотечения пациент был госпитализирован, на произведенной рентгенограмме легких выявлен фиброзно-кавернозный туберкулез.

Пациент беспокоен, напуган кровотечением, неопрятен.

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: