Тема 1. Введение, история развития фтизиатрии
Задание 1. Дайте определения следующим терминам, укажите, от каких
слов произошли эти названия:
Туберкулёз – это _________________________________________________
Фтизиатрия _____________________________________________________
Диспансер ______________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 2. Вставьте подходящие по смыслу слова:
_______________ проявления туберкулёза: кашель, мокрота, кровохарканье, истощение – описаны ещё Гиппократом, Галеном, Авиценной.
В 19 веке французский учёный Вильмен ставил опыты на морских свинках, вводя им в дыхательные пути мокроту больных туберкулёзом людей. Тем самым он доказал, что туберкулёз - _______________ заболевание.
В 1882 году Роберт Кох открыл ________________ _______________.
Всемирный день борьбы с туберкулёзом ежегодно отмечается ____________.
Символом борьбы с туберкулёзом является ____________ __________.
Задание 3. Выберите соответствие:
1. КОХ 1. введение термина «туберкулёз»
2. ЛАЭННЕК 2. разработка туберкулина
3. КАЛЬМЕТТ, ЖЕРЕН 3. описание гигантских клеток в
туберкулёзном бугорке
4. ПИРОГОВ 4. внедрение вакцины БЦЖ
5. РЕНТГЕН 5. открытие X - лучей
Тема 2. Этиология, патогенез туберкулеза
Задание 1. Заполните таблицу
Лабораторные методы выявления МБТ | ||||||
Задание 3. Выберите правильный ответ:
3.1. Возбудителем туберкулеза являются:
а) кокки;
б) вирусы;
в) микобактерии;
г) патогенные грибы.
3.2. Возбудитель туберкулеза погибает под воздействием:
а) кипячения;
б) замораживания;
в) высушивания;
г) влажности.
3.3. Источниками туберкулезной инфекции являются:
а) вода;
б) воздух;
|
в) продукты питания;
г) больные туберкулезом люди и животные.
3.4. Продукты животноводства, с которыми человек чаще всего может получить возбудителя туберкулеза:
а) мясо;
б) рыба;
в) молоко;
г) яйцо.
3.5. Основной путь проникновения туберкулезной инфекции в организм
человека:
а) алиментарный;
б) аэрогенный;
в) контактный;
г) внутриутробный.
Задание 4. Актуальная проблема современной фтизиатрии - развитие
лекарственной устойчивости МБТ к противотуберкулезным
препаратам. Предложите свой вариант решения этой
проблемы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Эпидемиология туберкулёза. Группы риска
Задание 1. Выделите источники туберкулёза:
- корова
- человек
- птица
- рыба
- собака
- мышь
Задание 3. Составьте алгоритм техники сбора мокроты на МБТ:
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
3. ______________________________________________________________
4. ______________________________________________________________
5. ______________________________________________________________
6. _____________________________________________________________
7. _____________________________________________________________
8. _____________________________________________________________
Тема 4. Клиника туберкулеза
Задание 1. Перечислите основные клинические симптомы туберкулеза:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Задание 2. Выберите правильный ответ:
2.1. Заболевание, при котором человек становится наиболее уязвимым к туберкулезной инфекции
а) острый бронхит;
б) пневмония;
в) миокардит;
г) сахарный диабет.
2.2. Среди вторичных форм туберкулеза наиболее часто встречается
|
а) очаговый;
б) инфильтративный;
в) диссеминированный;
г) фиброзно-кавернозный
2.3. У детей чаще встречается
а) туберкулезная интоксикация;
б) туберкулез внутригрудных лимфатических узлов;
в) первичный туберкулезный комплекс.
Задача 4. Пациентка Н., 32 лет, поступила в стационар с жалобами на общую слабость, особенно выраженную в первой половине дня; потливость, особенно по ночам; кашель с небольшим количеством мокроты; субфебрильную температуру, раздражительность.
Пациентка больна около двух месяцев, лечилась в поликлинике по поводу острого бронхита.
В связи с неэффективностью лечения произведена флюорограмма, затем рентгенограмма грудной клетки, на которой в области верхушке правого легкого выявлен инфильтративный туберкулез с распадом; в мокроте обнаружены МБТ.
Пациентка работает воспитательницей в детском саду, имеет двух детей 5 и 7 лет; муж злоупотребляет алкоголем, из-за чего в семье часты скандалы; семья испытывает материальные затруднения; проживает в коммунальной квартире. Пациентка весьма нервозна, очень беспокоится за детей.
Пример:
А. Выделите психологические проблемы, социальные и физиологические проблемы пациентки.
В. Составьте план ухода (сестринских действий) с учетом основных проблем.
С. Предположите медицинскую тактику по отношению к детям пациентки.
Попробуем выполнить эти задания.
А. Проблемы пациентки.
Психологические:
- частые стрессовые ситуации из-за пьянства мужа и скандалов;
- переживания за судьбу и здоровье детей;
|
- страх потерять привычную работу.
Социальные:
- проживание в коммунальной квартире;
- материальные затруднения;
- вероятность потери работы из-за специфики заболевания.
Физиологические:
- общая слабость, потливость, кашель с небольшим количеством мокроты- проблемы как результат туберкулезной интоксикации и поражения легких.
В. Составьте план ухода.
Проблема пациентки: обеспокоенность и тревога за судьбу и здоровье детей, усугубленная пьянством мужа.
Постановка целей и сроков | План ухода (сестринских действий) |
Через неделю у пациентки появится уверенность в заинтересованности противотуберкулезной службы в судьбе и здоровье детей. | Медсестра проявит заинтересованность в судьбе и здоровье детей пациентки. Медсестра в беседе разъяснит пациентке необходимость и тактику обследования детей в ПТД. |
Через месяц пациентка станет наиболее спокойной и уравновешенной, будет адекватно относится к своему лечению и способствовать оздоровлению своих детей. | Медсестра по согласованию с врачом- фтизиатром и фтизиопедиатром разъяснит пациентке возможности помещения детей в санаторий, в «лесную» школу, в круглосуточный оздоровительный детский сад на период ее лечения в зависимости от показаний и согласия пациентки. Медсестра в рамках своей компетенции разъяснит пациентке необходимость и суть химиопрофилактики. Медсестра расскажет об особенностях пребывания детей в лечебно- профилактических туберкулезных учреждениях. Медсестра регулярно будет интересоваться детьми пациентки, поддерживая при этом позитивные установки и мотивации к лечению. |
Проблема пациентки: проживание в коммунальной квартире.
Постановка целей и сроков | План ухода (сестринских действий) |
Значительно уменьшить риск распространения туберкулезной инфекции в коммунальной квартире. В течение года в случае подтверждения бацилловыделения пациентка улучшит жилищные условия при содействии противотуберкулезной службы. | В соответствии с планом оздоровления эпидемиологического очага медсестра организует и проконтролирует проведение заключитеной и текущей дезинфекции по месту проживания пациентки. Медсестра проведет разъяснительные беседы с проживающими в квартире с пациенткой о необходимости соблюдения санитарно- гигиенических требований. Медсестра будет проводить беседы с проживающими в квартире о необходимых санитарно- гигиенических навыках и мерах личной безопасности; будет регулярно контролировать владение необходимых навыками. Медсестра будет способствовать позитивному отношению соседей к лечению пациентки. Медсестра разъяснит необходимость регулярного флюорографического обследования, особенно для пациентов пенсионного возраста и неработающих. В рамках своей компетентности медсестра будет способствовать выполнению формальностей, необходимых для улучшения жилищных условий пациентки. |
Проблема пациентки: вероятность потери привычной работы из-за установленных профограничений.
Постановка целей и сроков | План ухода (сестринских действий) |
В течение периода лечения подготовить пациентку к необходимости изменить род деятельности. К моменту выздоровления пациентка будет готова к смене профессиональной деятельности. | Медсестра в рамках своей компетенции разъяснит пациентке необходимость и смысл некоторых профессиональных ограничений. Медсестра расскажет о некоторых социальных гарантиях больным туберкулезом (в отношении длительности оплачиваемого листка нетрудоспособности, так называемого доплачиваемого листка нетрудоспособности и др.). Медсестра будет способствовать организации консультации психолога для профессиональной переориентации пациентки. |
Проблема пациентки: общая слабость, кашель, снижение аппетита и др. в результате интоксикации и поражения легких.
Постановка целей и сроков. | План ухода (сестринских действий) |
Через месяц эти проявления болезни значительно уменьшатся. К окончанию лечения этих проявлений болезни не будет. | Медсестра разъяснит в рамках своей компетенции постепенность исчезновения проявлений болезни. Медсестра будет неукоснительно выполнять назначения врача. Медсестра будет поддерживать условия соответствующего режима, питания, санитарно- гигиенического состояния с активным привлечением к этому пациентки. Медсестра постоянно будет поддерживать мотивацию пациентки к лечению. |
В нашем решении задачи с сестринским процессом не обозначены 1-й этап (сбор информации) и 5-й этап (оценка эффективности) сестринского процесса, так как в этой задаче их выполнение достаточно стандартно. Разумеется, в практической деятельности сестринский процесс осуществляется в 5 известных вам этапов.
С. Медицинская тактика по отношению к детям пациентки.
- так как у пациентки выявлена активная форма туберкулеза легких с бактериовыделением, сведения об этом будут переданы фтизиопедиатру в детское отделение ПТД;
- дети будут взяты под диспансерное наблюдение ПТД по 4-й группе учета как контактные;
- детям будет проведена туберкулинодиагностика, рентгенографическое исследование грудной клетки, исследования крови и мочи в условиях ПТД;
- как контактным, детям пациентки будет проведена химиопрофилактика туберкулеза;
- с учетом условий содержания детей и состояния их здоровья, дети пациентки могут быть с согласия родителей в одно из оздоровительных противотуберкулезных учреждений.
В любом случае детям пациентке будут рекомендованы оздоровительные мероприятия, а также усиленное питание.
Решить задачу:
А. В рамках своей компетенции определите эпидемиологическую ситуацию.
В. Составьте план противоэпидемических и профилактических мероприятий в данном очаге туберкулезной инфекции.
С. Оцените профессиональный прогноз пациентки:
_________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задача 5. Пациент А., 58 лет, длительное время жалуется на резкую слабость, утомляемость недомогание, отсутствие аппетита, субфебрильную температуру по вечерам, ночные холодные поты, кашель с небольшим количеством слизистой мокроты; в последние 1,5-2 недели в мокроте отмечались прожилки крови. Утром во время приступа кашля мокрота приняла пенистый вид, полностью окрашена кровью.
Известно, что в молодом возрасте пациент болел инфильтративным туберкулезом легких.
В последние годы пациент в противотуберкулезном диспансере не наблюдался, последнее флюорографическое исследование проходил лет 5 назад, лекарства не принимал.
В настоящее время без работы, злоупотребляет алкоголем, живет в коммунальной квартире, где есть дети, беременная женщина и работник продовольственного киоска.
По поводу легочного кровотечения пациент был госпитализирован, на произведенной рентгенограмме легких выявлен фиброзно-кавернозный туберкулез.
Пациент беспокоен, напуган кровотечением, неопрятен.
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________