Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи:
1) Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
2) Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
3) Формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте
4) Развитие литературной речи
Формы работы:
1) Чтение литературного произведения.
2) Рассказ литературного произведения.
3) Беседа о прочитанном произведении.
4) Обсуждение литературного произведения.
5) Инсценирование литературного произведения. Театрализованная игра.
6) Игра на основе сюжета литературного произведения.
7) Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
8) Сочинение по мотивам прочитанного.
9) Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову:
1) Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.
2) В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
3) Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
|
4) Отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения
УМК «Говорим по - татарски». Организация обучения детей татарскому языку в ДОУ
В соответствии с Законом Республики Татарстан № 16 от 03.03.2012 г. «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан № 463 от 29.06.2001 г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ»:
Обучение татарскому языку начинается с первой младшей группы (с 2-х лет) и проводится воспитателем по обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.
Начиная со средней группы вводится обучение детей татарскому языку 3 раза в неделю в первую половину дня. Из них 2 раза в неделю НОД проводится по подгруппам. Третья НОД по обучению детей татарскому языку проводится на закрепление пройденного материала со всей группой. Кроме НОД по обучению детей татарскому языку воспитатель по обучению татарского языка ведёт индивидуальную работу с детьми в свободное от непосредственно образовательной деятельности время, а также работу с педагогами и родителями.
Воспитатели групп создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала ОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.
Языковая среда имеет развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду), так и предметно-развивающую среду ребенка.
|
В рамках реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы «Киләчәк» творческой группой, созданной Министерством образования и науки Республики Татарстан, разработаны новые учебно-методические комплекты по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях на основе современных эффективных образовательных технологий.
УМК включает в себя:
- региональную программу дошкольного образования (на татарском и русском языках) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
- комплект для детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте (рабочие тетради, методические рекомендации для воспитателей, методическое пособие для воспитателей и родителей).
Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства обучения детей татарскому и русскому языкам разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения.
УМК «Говорим по-татарски» - «Татарча сөйләшәбез» по обучению русскоязычных детей 4-7 лет татарскому языку (Зарипова З. М., Кидрячева Р. Г.)
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами:
• Закон РТ «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
• Государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков Республики Татарстан на 2014-2020гг.»
|
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384.
Программа построена с учетом возрастных особенностей.
Основной задачей обучения татарскому языку в дошкольном возрасте является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме у русскоязычных детей от 4 до 7 лет.
Программа основана на принципах:
• Принцип коммуникативности – язык как средство общения, а не филологическая наука.
• Принцип преемственности.
• Принцип мотивации.
• Принцип индивидуальности. Программа построена с учётом возрастных особенностей.
• Принцип наглядности.
• Принцип интеграции.
Средства, используемые для обучения детей татарским языком:
• Методические пособия, диагностический материал.
• Анимационные сюжеты, аудиозаписи, мультфильмы.
• Демонстрационный и раздаточный материал.
• Графическая наглядность (пиктограммы).
• Наглядно-дидактический материал (муляжи, макеты, игрушки)
• Интерактивные игры.
• Рабочие тетради.
Методы и формы обучения:
• Работа с наглядностью: описательный рассказ, развивающий диалог.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Разучивание хороводных игр.
• Театрализованные игры.
• Подвижные игры.
• Творческие и ситуативные игры.
• Развивающие игры.
• Работа с аудиозаписями: прослушивание, совместное повторение.
• Просмотр мультфильмов, анимационных сюжетов.
• Интерактивные игры.
Программа включает в себя проект:
• «Играя, растём» - для детей 5-6 лет.
В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух и говорить по-татарски в пределах доступной тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
По окончании обучения дети должны понимать и выполнять просьбы воспитателя, уметь отвечать на вопросы.
Программа предусматривает активное усвоение в пределах 167 слов.
Проект «Играя, растём» (5-6 лет).
Формирование, развитие умений и навыков аудирования, говорения в игровых ситуациях по темам: «Семья», «Продукты», «Игрушки», «Овощи, «Посуда», «Одежда», «Личная гигиена», «Мебель». «Праздники», «Счет».
Обогащение активного словарного запаса детей существительными: кишер – морковь, суган – лук, кыяр – огурец, аш – суп, ботка – каша, кашык – ложка, карават – кровать)
Активизация в речи знакомых и усвоение в словарном порядке прилагательных: кызыл - красный, баллы – сладкий).
Выработка умений различать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов сикер – прыгай, ки – надень, йокла – спи.
Выработка умений и навыков вести диалог, составлять по ситуативным картинкам описание о знакомых предметах, об окружающей действительности, об игрушке, о семье.
Разучивание стихотворений, песен на татарском языке.
Лексический минимум говорим по-татарски
Второй год обучения (старшая группа) | Активные слова | Пассивные слова |
45 слов | Кишер-морковь, нинди-какой, баллы-сладкий, ничә-сколько, суган-лук, бәрәңге-картошка, алты-6, җиде-7, сигез-8, тугыз-9, ун-10, кыяр-огурец, кәбестә-капуста, кызыл-красный, сары-жёлтый, яшел-зелёный, зәңгәр-синий, кирәк-надо, юа-моет,стирает, нәрсә кирәк -что нужно, аш-суп, ботка-каша, кашык-ложка, тәлинкә-тарелка, чынаяк-чашка, күлмәк-платье,рубашка, чалбар-брюки, ки-одень, сал-сними, йокла-спи, бит-лицо, кул-рука, өстәл-стол, урындык-стул, карават-кровать, яратам-люблю, бар-есть. (38 сүз) | бу нәрсә?-это что? хәерле көн-добрый день, нәрсә бар? –что есть?күп –много. (7 сүз) |