Хотелось бы отдельно останавливаться на п. 3.9 – это самый объемный пункт Требований, в котором описано, что запрещено при установке вывесок. Сразу отметим, что абзац 13 п. 3.9. «использование более двух гарнитур шрифтов в одной вывеске (под гарнитурой шрифта понимается совокупность шрифтов, объединенных общими стилевыми признаками, отличными от других шрифтов, то есть совокупность начертаний, объединенных общим характером графического построения знаков и решения этих элементов).» следует исключить, так как он имеет отношение к непосредственному оформлению, которое не может быть регламентировано этим документом. А все остальные абзацы вызывают один и тот же вопрос – Почему? Например: абзац 3 – запрещен вертикальный порядок расположения букв в текстах вывесок (Рис. 2 Графического приложения к Требованиям). Почему он недопустим? Как он портит внешний облик здания или нарушает его архитектуру?
Или взять абзац 7, где запрещеноразмещение вывесок над козырьками зданий, строений, сооружений (Рис. 3 Графического приложения к Требованиям). Козырьки могут быть выполнены разнообразными способами, не только такими как на Рис.3, и вывеска может быть также и художественной частью козырька, но фактически считаться расположенной на козырьке. Почему такое расположение запрещено, чем это обосновано? Еще, возьмем Абзац 25, который запрещает размещение вывесок на ограждениях любого типа и временных конструкциях любого типа (Рис. 13 Графического приложения к Требованиям). Судя по Рис. 13, ситуация иллюстрирует, например, летнюю террасу условного кафе, которая выставляется заведением в летний период. Такая терраса обычно состоит из ограждений, которые могут быть оформлены как элементы благоустройства с применением растений, зонты, которые защищают посетителей от солнца и осадков, а также навесов и маркиз. Такая временная конструкция может закрывать стационарно установленную вывеску предприятия, поэтому основная информация по деловому обычаю дублируется на элементах террасы: на зонтах, ограждениях, маркизах и навесах, чтобы потребителю была доступна информация, которую предполагает пункт 1 Статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Почему же тогда такое размещение запрещается Требованиями?
|
В связи с вышеизложенным, предлагаем переработать абзацы п. 3.9, в части спорных моментов, а также разработать некий документ - «Архитектурно-художественную концепцию» или «Дизайн-код», который будет включать в себя анализ существующей городской среды и разработку художественных решений вывесок, гармонично сочетающихся с архитектурными, стилистическими и колористическими особенностями исторических зданий и памятников архитектуры. И будет служить обоснованием тех пунктов, которые сейчас вызывают вопросы.
Такой документ, на наш взгляд должен быть максимально наглядным, с применением графических материалов, должен быть доступным для понимания широкого круга лиц, а также должен быть основан на инвентаризации всех рекламных и информационных конструкций, размещенных на фасадах зданий, значимых для архитектуры города улицах, с учетом требований к объектам культурного наследия исторических объектов, а также конструкций, которые ранее уже были утверждены городом. В результате такой инвентаризации, будет возможность создать и такой необходимый документ, как «Паспорт фасада», о потребности в котором мы писали выше.
|
По своей сути, такой документ и его реализация должны стать для города отправной точкой, от которой смогут оттолкнуться и предприниматели и все заинтересованные лица.
Детально проанализировав опыт и выявленные сложности или недочеты городов России, которые уже внедрили подобную систему преображения городской среды, мы сделали вывод, что одними лишь Требованиями и штрафами за нарушения, нельзя решить все проблемы. Здесь необходим комплексный подход и доступная концепция.
В качестве примера можно привести Руководство по размещению вывесок на центральных улицах Москвы от Студии Артемия Лебедева в городе Москва (действует с 2014 года). В этой Концепциисначала приведен детальный анализ общей архитектурно-художественной среды города Москва, были выявлены значимые для архитектуры улицы, на которых будут распространяться требования, и обозначены этапы реализации общей продолжительностью 3 года, а впоследствии продлено до 5 лет. Руководство выполнено очень наглядно, сначала приведены фото существующих зданий, на них обозначены все ошибки с точки зрения искажения архитектурно-художественного облика фасадов, затем эти ошибки детально объяснены, и на основании этих пояснений предложены решения, которые могут исправить общую картину. Эти решения детально и наглядно представлены в Концепции, на примерах удачно вписанных или соответствующих требованиям информационных конструкций.
|
Другие города тоже пошли по тому, что и в Москве принципу, создавая для наглядности и простоты применения объясняющие сайты или он-лайн буклеты с наглядной графической частью:
Челябинск - действует с 2018 года
объясняющий сайт «Как разгадать дизайн-код»
Белгород - действует с 2018 года
сайт ВывескиБелгорода.рф
Саратов - действует с 2017 года
Правила размещения вывесок от КБ Стрелка
Ижевск - действует с 2018 года
объясняющий сайт
Воронеж - действует с 2015 года
Дизайн-регламент - буклет с графической частью
Нижний Новгород - действует с 2017 года
Архитектурно-художественные концепции значимых для города улиц:
улицы Большая Покровская,
улицы Варварская,
улиц вблизи стадиона для ЧМ-2018
Иваново - действует с апреля 2019 года
Дизайн-код города Иваново: вывески
Тобольск - действует с 2019 года
Дизайн-бук Тобольска, разработанный КБ Стрелка
По статьям архитекторов и предпринимателей из городов России, в которых уже внедрены подобные проекты, понятным становится общий момент – без понятных объяснений какая должна стать Городская среда и как можно ее улучшить, а также без плотного взаимодействия с бизнесом, который должен подстроиться под изменения, эта работа не принесет результатов.
В нашем понимании, Город должен задавать общие правила – схему размещения вывесок: где и как можно размещать вывески, а предприниматели и исполнители смогут сами решать, как и какими способами вписать свои предприятия в общую концепцию городской среды.
Также можно сначала сделать пилотный район внедрения с послаблением для первых участников. После исправления ошибок (они наверняка будут) можно распространять проработанную практику порайонно.
Подводя итог данного анализа, хотелось бы отметить, что в создании данных Требований не было острой необходимости, так как у уполномоченных подразделений Администрации Петрозаводского городского округа и так было достаточно полномочий по устранению незаконных конструкций.
В частности, согласно пунктам 3.36 – 3.39 ПОЛОЖЕНИЯ о Комитете градостроительства и землепользования Администрации Петрозаводского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 12.10.2018 № 2907, указано, что функциями Комитета также являются:
- выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций;
- контроль правомочности установки рекламных конструкций на территории Петрозаводского городского округа, принятие мер по устранению выявленных нарушений, осуществление контроля за целевым использованием рекламных конструкций;
- составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях».
Также, согласно ПОЛОЖЕНИЮ об Управлении жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации Петрозаводского городского округа, утвержденного Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 02.10.2017 № 3374, одной из основных задач Управления является осуществление муниципального контроля соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных Федеральными законами и Законами Республики Карелия, а также муниципальными правовыми актами Петрозаводского городского округа в сфере благоустройства (в том числе в соответствии с Административным регламентом Администрации по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального контроля за соблюдением требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе), для чего оно также наделено соответствующими функциями.
А в самих Правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2014 года N 27/27-414, в подпунктах 7.11, 7.12 пункта 7 статьи 4, и в пунктах статьи 25 Правил благоустройства, уже достаточно регламентированы требования к размещению и содержанию в чистоте и порядке информационных конструкций.
Но, если Администрация города все-таки придерживается позиции, что создание данного документа необходимо, так как существующих полномочий не достаточно, то просим вас обратить пристальное внимание на изложенную выше позицию и принять во внимание изменения, которые мы просим вас внести.
Также, еще раз, хотели бы обозначить свою готовность представить все вышеизложенное на обсуждении с Комитетом и представителями Администрации на совместном Круглом столе.
С уважением,
Председатель Ассоциации предприятий
общественного питания Ли Р.В
Председатель Карельской рекламной
ассоциации «Карела» Глушков А.А.
Член Карельского регионального отделения
«Союза Дизайнеров России» Пермякова Я.Ю.
Архитектор Кулдавлетов Э. Г.
Генеральный директор ООО «Свеман»
(кофейня Kaffee Haus, пивной дом «Neubrandenburg») Лукьянов А.В.
Индивидуальный предприниматель Гольцев Р. В.
Индивидуальный предприниматель Ярвенсиву В. В.
Руководитель ООО Фирма «Рауш»
(Ресторан-салун «Sanches») Сковородко В.В.
Руководитель ООО «Гостеприиство»
(Отель «Саквояж») Сизова А.А.
Управляющий ООО «Руна»
(Ресторан «Карельская горница») Олещук Ф. О.
Управляющий аптеками
ООО «Индустрия Здоровья» Михайлова О.В.