ЧЕЛОВЕК НЕСГИБАЕМОЙ ВОЛИ 14 глава




Николай Герасимович был чуток к человеческому горю. Он решительно выступал в защиту людей, попавших в беду, и немедленно подавал руку помощи. Давал разрешение на привлечение к суровой ответственности провинившихся только тогда, когда убеждался, что другого выхода нет. Иногда он брал вину других на себя: «Я народный комиссар, и во всех недостатках, допущенных в наркомате, виноват прежде всего я». Но он никогда не оставлял безнаказанными истинных виновников, допустивших недостатки.

Николай Герасимович не был злопамятным человеком, он никому не мстил и ни с кем не сводил личных счетов. Стойко, не показывая вида, переносил ои неприятности, обиды и неблагодарность людей, обязанных ему своим положением и благополучием. Он никогда не жаловался на допущенную к нему несправедливость и не мог терпеть сочувствия.

Николай Герасимович бережно хранил в своей памяти образы товарищей по училищу, академии, по службе, и имена людей, когда-либо вызвавших к себе симпатию. Он мне не раз говорил: «Елисей! Как поживают наши училищные товарищи, сколько нас еще осталось в живых? Если кто из них нуждается в помощи, то помоги, если сам не сумеешь, скажи мне».

Николай Герасимович прожил большую, трудную и красивую жизнь, жизнь человека высоких моральных качеств, душевной красоты, чистоты и обаяния. Его жизнь достойна подражания для военных моряков, флотоводцев настоящего и будущего поколений. Военные моряки его поколения, оставшиеся еще в живых, хранят о нем в своих сердцах светлую память.

 

Н.Ф. ХАРИТОНОВ [94]

ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

 

Судьба впервые свела меня, молодого офицера, с Николаем Герасимовичем в 1945 году в Ялте на Крымской конференции, и с того времени наше знакомство не прерывалось.

Давно отгремели последние залпы войны. Снят военно-морской мундир. Заботливо уложены в самом сокровенном месте высокие почетные награды. Николай Герасимович в отставке. Но душою он — на флотах, с моряками. Зреет решение. Нет, он не имеет права на отдых, он чувствует, что должен рассказать о самом дорогом, о том, как создавался флот Родины, как он воевал и выдержал выпавшие на его долю испытания, о героизме моряков и советских флотоводцах.

Работу решено было начать с испанских событий 1936 года. Началась подборка документов и литературы. Нельзя же полагаться только на свою память. Необходимо просмотреть множество книг об исторических событиях и о нашей флотской специальности, о Великой Отечественной войне. Многие из них вышли на английском языке. И он решается, не тратя зря времени, заняться изучением английского языка.

С увлечением взялся Николай Герасимович за дело, и я, как преподаватель английского языка, был рад помогать ему. Упорная повседневная работа позволила ему довольно быстро добиться успеха. Помогли знания немецкого и французского языков. В конце 1957 года Николай Герасимович делает запись в своей записной книжке: «Уже довольно свободно понимаю английские журналы. Это мое самое большое достижение за последний год. За 7—8 месяцев сделано очень много. По сути дела, изучил язык».

В изучении иностранных языков ему можно было позавидовать, он имел особые способности к ним — это я говорю как преподаватель.

Свой путь в литературу Николай Герасимович начал с переводов. Ему предложили перевести несколько статей для «Зарубежника». Особенно трудно было с первой. Помню, как, обращаясь за помощью, Николай Герасимович говорил: «Читал статью — будто все понимаю, смысл ясен, но понимать одно, а сделать грамотный перевод — совсем другое. Снова пришлось вернуться к учебнику, словарю, посидеть над каждой фразой». С переводом второй статьи дело у него пошло легче.

Уезжая в санаторий, он всегда брал с собой пишущую машинку, ежедневно по нескольку часов обязательно работал и там. Так он заканчивал переводить книгу «Война на море». Работая над переводом, старался проследить ход мысли автора и соответственно перестроить фразу. Это мне хорошо известно.

Одновременно он начал писать очерк об Испании, анализируя боевые действия на море в годы, предшествовавшие второй мировой войне. В результате в 1959 году появилась его первая статья в сборнике Академии наук СССР «Испанский флот в национально-революционной войне 1936—1939 гг.». Ее выход очень порадовал автора, придал ему силы и уверенности. Вероятно, уже тогда он начал подумывать и о книге, но прежде всего написал и опубликовал еще несколько статей об испанских событиях.

Прошло еще три года упорного труда, и Николаю Герасимовичу предложили перевести книгу «Подо льдом к полюсу» Джеймса Кальверта — командира американской подводной лодки «Скейт». Много труда потребовалось, чтобы ее осилить. «Очевидно, много пришлось поработать и редактору», — самокритично говорил Николай Герасимович. В Воениздате эта книга появилась в свет в 1962 году.

Большой и упорный труд над переводами сопровождался огорчениями, волнениями, радостью и успехами.

Но вот написана и первая книга. Она посвящена Испании и называется «На далеком меридиане». На календаре 1966 год. Через год выходит ее второе издание.

Теперь уже ясно, что опыт будет передан людям и они смогут анализировать события минувших дней, извлекать из него уроки на будущее. Ради этого Николай Герасимович и начал писать мемуары: он твердо убежден, что «опытом прошлого освещается настоящее и будущее». «Ну вот и переброшен мостик к нашим делам, к предвоенному периоду и к Великой Отечественной войне», — говорит он, и работа продолжается.

Распорядок дня твердый. Вся первая половина проходит за письменным столом. Вторая — отведена на обдумывание того, что нужно сделать завтра, а также, кому написать и ответить из друзей и соплавателей, — писем становится все больше. Вечер — для семьи и отдыха.

Начата работа по анализу действий командования Военно-Морского Флота в предвоенный период. Строка за строкой ложатся на бумагу. В подробностях, с точностью до часов и минут, вспоминаются события прошлого. Приводятся архивные документы — беспристрастные свидетели.

И вот огромный труд позади. В 1966 году выходит книга «Накануне» и сразу же становится библиографической редкостью. Друзья поздравляют автора с успехом. Так же, как и «На далеком меридиане», «Накануне» выдерживает второе издание. Пришло время волнений по поводу того, как читатель воспримет его работу, а вместе с тем — в голове уже новые мысли.

Становится ясно: в одной книге не сказать всего, что задумано. Рождается замысел новой книги о Воено-Морском Флоте в Великой Отечественной войне, тем более, что уже создан большой задел. Сосредоточиваясь на теме, Николай Герасимович вместе с тем, как бы параллельно, записывает нахлынувшие воспоминания и для третьей книги, готовит статьи в разные специальные, научные и научно-популярные издания.

В 1971 году появляется его следующая книга «На флотах боевая тревога», а в 1975-м (уже без него) — «Курсом к победе».

Широтой охвата исторических событий и материала, глубиной военно-политической мысли, документальной точностью написанное Николаем Герасимовичем отвечает самым высоким требованиям. Я слышал, что он думал написать и об истории ВМФ в первое послевоенное десятилетие. Он размышлял также над вопросами военно-морского искусства. Однако этим замыслам уже не суждено было осуществиться… Четыре книги, десятки статей исторического и военно-теоретического характера, сотни листов незавершенных рукописей — таков итог последних восемнадцати лет жизни адмирала, той новой жизни, которую он сам нашел, создал и достойно прожил, не потеряв главного — быть полезным людям даже тогда, когда, казалось бы, и сама судьба отвернулась от тебя.

Я на квартире адмирала, в его кабинете, где хранится и его библиотека. На полках — энциклопедии, справочники по иностранным флотам, словари разных изданий, специальная военно-морская литература, мемуары военных деятелей и моряков России, многочисленные художественные произведения русских и зарубежных писателей. В специальном большом шкафу Николай Герасимович хранил книги, подаренные ему в разное время друзьями, знакомыми, соплавателями. Беру наугад несколько, перелистываю…

Автографы, автографы… Их около трех сотен, поставленных сюда книг. И на каждой добрые слова авторов, говорящие об их отношении к Николаю Герасимовичу, характеризующие его как флотоводца и человека.

Вот книга И.С. Исакова «Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне» с надписью: «Народному Комиссару ВМ Флота Адмиралу Флота Кузнецову Н. Г., под непосредственным руководством которого Флот СССР выполнил свои задачи в Великой Отечественной войне. От Адмирала Флота Исакова. 15.07.44 г.».

А вот книга «Героическая оборона Севастополя 1941— 1942 гг.», на которой генерал-полковник инженерных войск А.Ф. Хренов написал: «Активному участнику Великой Отечественной войны, организатору подготовки нашего Военно-Морского Флота, Советскому флотоводцу, чье стратегическое руководство обеспечивало успех военных действий на морях и побережьях, упорство и массовый героизм защитников городов-героев Одессы, Севастополя, Сталинграда, Ленинграда, Северного Кавказа, Советского Заполярья и Прибалтики, — Герою Советского Союза Николаю Герасимовичу Кузнецову. С глубоким уважением, А. Хренов».

Профессор, адмирал Ю.А. Пантелеев на своей книге «Полвека на флоте» надписал: «Николаю Герасимовичу Кузнецову, моему соплавателю далеких юных лет и героическому руководителю всем нашим славным Военно-Морским Флотом в течение всей Великой Отечественной войны. С большим уважением, автор, 1974 г.» А вот еще несколько надписей, по которым можно представить дела давно минувших дней. Вице-адмирал Илья Ильич Азаров: «Глубокоуважаемому НГ! На память о встречах в трудные дни войны на Черном море. С глубоким неизменным уважением. И. Азаров, 1968 г.»; генерал-лейтенант Сергей Иванович Кабанов на книге «На дальних подступах»: «Дорогой Николай Герасимович! Всегда помню Вашу высокую оценку боевых подвигов славных защитников Ханко. Прошу принять на память мой труд, посвященный описанию событий на дальних подступах к Ленинграду и подвигам балтийцев. Автор. 16 марта 1971 г.»; Георгий Владимирович Терновский на книге «В битве за Москву»: «Дорогому Николаю Герасимовичу Кузнецову с искренней благодарностью за ценные советы, помощь и рекомендации в написании этой обобщающей данную вами тему книги. На добрую память с особым неизменным уважением от горячо любящего флот военного моряка-историка, от всего сердца скромного автора. Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга в отставке Г. Терновский».

Читая автографы, я снова вспоминаю последние годы жизни адмирала…

Тогда Николай Герасимович большую часть года жил за городом. Как я уже писал, работал он много и увлеченно. Первым человеком, которому он читал вслух написанное, была его жена — Вера Николаевна. С некоторыми фрагментами доводилось знакомиться и мне.

Как и прежде, в воскресные и праздничные дни к Кузнецовым приходило много друзей. Николай Герасимович умел тепло принять своих гостей, завязать интересную беседу, вспомнить былое, замечательных людей. Часто рассказывал о начальнике Главного морского штаба Л.М. Галлере, характеризуя его: «Хороший был человек, с хорошими человеческими качествами, удивительной работоспособности, с «болением» за дело, деликатный и доступный. Хорошо знал людей, обладал способностью быстро их распознавать, угадывать и достоинства и недостатки. Поэтому он использовал их наиболее рационально. Большую помощь получил я от него, когда в 1939 году пришел работать в Москву». Когда же речь заходила о строительстве кораблей, то он с уважением и теплотой вспоминал Ивана Федоровича Тевосяна.

Не исключал Николай Герасимович из своей жизни и «чисто земных» дел, занятий и увлечений. Еще в молодости он полюбил историю и в особенности увлекался историей флота и, будучи талантливым рассказчиком, с удовольствием рассказывал о былых морских сражениях и флотоводцах. Кузнецовы часто ходили в театры, любили слушать музыку. Наблюдая Николая Герасимовича на прогулке, я не раз замечал, как он вдруг останавливался, и, как бы замирая на месте, несколько минут стоял, слушая, как шумят сосны, или наблюдая за дятлом-красноголовиком. В такие минуты, казалось, он сливался с природой. Иногда все Кузнецовы семейным походом ходили на катере в какой-нибудь район канала имени Москвы, где ловили рыбу, разводили костер, с удовольствием варили и ели уху. Пусть это были небольшие «плавания» в семейном кругу, но, вероятно, и они располагали к приятным воспоминаниям.

Человек большой душевной щедрости, Николай Герасимович умел выслушать людское горе, дать мудрый совет, умел порадоваться радости других. Он был каким-то особенным человеком. Случалось, по какой-нибудь причине мы долго не виделись, и у меня на душе накапливалось много тяжелого, но после свидания и разговоров с ним снова воцарялось какое-то спокойствие под воздействием душевой и радостной встречи, тебе оказанной. А ходил я к нему и в минуты радости, и в дни печали, зная, что всегда найду теплый прием и глубокое понимание, получу добрый совет.

Я уже говорил о том, что Николай Герасимович любил книги и много читал. Серьезные, исторические, — читал серьезно, углубленно. А вот беллетристику — новые повести и романы — выборочно, не все подряд, хотя содержание их, что поражало, мог пересказать и пересказывал иной раз лучше, чем, скажем, тот, кто прочитал эту книгу от первой и до последней страницы. Он как-то интуитивно предсказывал, чем кончится судьба того или иного героя. Любил, когда ему читала вслух Вера Николаевна историю Карамзина, книги Ключевского, Тарле… Слушал внимательно, особенно любил Пушкина. Многое из него знал наизусть. Томик «Евгения Онегина» всегда лежал на его столике у кровати.

Николай Герасимович внимательно следил за внутренней и внешней политикой нашей страны.

Трех сыновей воспитал Николай Герасимович. Они учились, росли на моих глазах. Женились. Семья разрасталась. В нее входили новые люди. Николай Герасимович умел сделать так, чтобы в доме всем было легко и просто. По выходным дети приезжали на дачу. За столом отец расспрашивал сыновей о работе и учебе. Они были для него «окошком» в обычную жизнь. Часто приезжали с друзьями и товарищами. И со всеми Николай Герасимович находил общий язык и общие интересы. Был всегда внимателен к тому, что они говорили. Это, по-видимому, сближало с ним молодежь. С сыновьями он не был строг, но и не баловал. Если хотел что-то подсказать — выражал одной-двумя фразами. Уговаривать не любил. Воспитывал их такими, каким был сам. Дети любили отца, и его слово было для них законом.

Характеризуя людей, Николай Герасимович ни о ком не говорил плохо. Недостатков не скрывал, но на первый план выдвигал достоинства, считал, что это поднимает человека и обязывает его больше, чем критика. Он был зорким и трезвым в оценке людей. Умел о сложном сказать доступно, а главное, уважительно. В каждом человеке старался подметить лучшее.

Одевался Николай Герасимович аккуратно, но скромно. Дома к столу выходил всегда в костюме. Предпочитал носить старые вещи, к новым долго не мог привыкнуть. Больше всех остальных дней в году любил и почитал последнее воскресенье июля — День Военно-Морского Флота. В этот день у Кузнецовых было особенно многолюдно. Часто праздник совпадал с днем рождения Николая Герасимовича (24 июля), но и в этом случае любая попытка гостей произнести первый тост за его здоровье решительно отвергалась. Признавался только один первый тост — за Военно-Морской Флот нашей страны.

Нельзя не вспомнить о том, как прекрасно выступал Николай Герасимович. Мне приходилось не раз слушать его в конференц-зале Главного морского штаба. Он очень редко пользовался написанным текстом, хотя всегда его имел. Я сам видел, как тщательно работал он над такого рода докладами. Но не видел, чтобы он когда-нибудь читал с листа, выступая с трибуны.

Среди командного и личного состава флота Николай Герасимович Кузнецов пользовался большим авторитетом. Его по-настоящему любили и ценили моряки. Видимо, еще и поэтому книги его немедленно раскупались.

Невозможно, конечно, коротко рассказать о его жизни — одаренной, яркой и трудной, целиком отданной Родине и нашему флоту.

 

 

ХРОНОЛОГИЯ [95] основных событий жизни, государственной и общественной деятельности Адмирала Флота Советского Союза Кузнецова Николая Герасимовича

 

1904 г.

24 (11) июля — родился Н.Г. Кузнецов в д. Медведки Котласского района Архангельской обл. В книге церковного прихода за 1904 г. записано: «В деревне Медведки сего прихода и волости у казенного крестьянина Герасима Федоровича Кузнецова и законной жены его Анны Ивановны, оба православные, родился сын Николай 11 июля 1904 г.»

С 1912 по 1915 гг. — учился в церковно-приходской школе. Окончил три класса.

1915 г.

июль — умер отец. «Никогда не забуду: «Иди домой», — сказала мне соседка, и я почему-то сразу понял, что случилось что-то непоправимое. «Умер-то не вовремя, в самую страдную пору», — слышал я, когда мы двигались к деревне Выставка, где церковь Троицы. С горы спускалось кладбище, на нем в зеленом холмике давно уж он лежит». (Кузнецов Н.Г. Накануне. М., 1990. С. 9).

1916 г.

лето — мать отдала 12-летнего сына «в люди» в чайную купца Попова в Котласе, откуда его вскоре забрал дядя Павел Федорович Кузнецов и увез к себе в Архангельск помогать по хозяйству и учиться. Год учился вместе с сыном дяди в школе.

1917 г.

лето — уехал в деревню помогать матери по хозяйству.

С осени 1917 по 1918 г. — поступил (по совету товарища и с согласия дяди) на службу рассыльным в Управление работ по улучшению Архангельского порта. «По моему росту мне всегда давали на 2—3 года больше, поэтому меня приняли на работу без больших расспросов, убедившись, что я отлично знаю город, а, стало быть, в состоянии выполнять работу рассыльного» (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 10).

1918 г.

июнь — уехал в деревню помогать матери по хозяйству.

осень — поступил работать на деревенскую мельницу, так как в Архангельск вернуться не удалось в связи с высадкой там в июле интервентов, создавших свою военную флотилию и устремившихся к Котласу.

1919 г.

осень — мать отвезла Николая в Котлас к брату, бывшему кронштадтскому матросу, а теперь осмотрщику вагонов на железной дороге Дмитрию Ивановичу Пьянкову. Дядя обещал пристроить парня в депо, сказал «жди» и уехал в рейс. Николай познакомился на пристани с военным моряком, посоветовавшим ему идти во флотилию. «Не забудь взять справку о годе рождения, тебе, видно, лет 17. Вот тогда я и прибавил себе два года, упросив в сельсовете написать справку с 1902 годом рождения» (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 11).

13 октября — поступил на военную службу в Северодвинскую флотилию, готовый немедленно идти в бой. «Но начальник усадил меня, как более грамотного, перестукивать на грохочущем «Ундервуде» секретные и совершенно секретные донесения с фронта. Только к концу года я выпросился на канонерскую лодку в боевой экипаж» (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 11).

конец года — зачислен краснофлотцем. В составе флотилии участвовал в гражданской войне.

1920 г.

21 февраля — освобожден Архангельск. Северодвинскую флотилию расформировали. Николая в числе молодых матросов оставили продолжать службу сначала в Мурманске, затем в Архангельске. Прошел шестимесячную строевую подготовку.

осень — переведен в Петроград и зачислен в Центральный флотский экипаж.

с 06.12.20 по 20.09.22 — учился в подготовительной школе при училище. Чтобы убедить приемную комиссию в искреннем желании учиться морскому делу, приписывает на заявлении: «Обязуюсь прослужить на флоте сверх обязательного срока, за каждый месяц обучения в школе — полтора месяца. Желаю изучить английский язык».

1921 г. — вступил в комсомол.

1922 г.

с 20 сентября — переведен в Военно-морское училище[96]. Курсант. «Итак, моя мечта — навсегда связать свою судьбу с флотом — обрела реальность. Желтое здание бывшего Морского корпуса стало моим домом…» (Кузнецов Н.Г. Накануне. ML, 1966. С. 12).

с 15 августа по 12 сентября — в практическом плавании на «Авроре».

1924 г.

январь — в числе подразделения моряков-курсантов, входивших в питерскую делегацию, участвовал в похоронах В.И. Ленина. Возвратясь в училище, подал заявление о вступлении в ряды ВКП(б). Принят кандидатом в члены ВКП(б).

со 2 июня по 1 сентября — во втором практическом плавании на крейсере «Аврора» вокруг Скандинавии с заходом в порты Швеции и Норвегии: Гётенберг, Берген, Трондгейм и более длительными стоянками в наших портах Мурманске и Архангельске.

1 октября — временно допущен к исполнению обязанностей командира отделения. Из учебной характеристики того времени: «Развитие выше среднего. Курс усваивает легко. Решителен, выдержан… Говорит коротко, толково, командирским языком. Связно, сжато и грамотно излагает мысль письменно… Был перегиб: изучал два языка в ущерб остальному, теперь поправился… Трайнин».

1925 г. — принят в члены ВКП(б).

с 16 мая по июнь — в практическом плавании на канонерской лодке «Красное Знамя».

с 22 июня по 6 сентября — на практических занятиях в Петергофской морской базе.

14 октября — назначен командиром 1-го отделения 1-го взвода роты «А» первого курса нового набора.

31 октября — скончался нарком по Военным и Морским делам М.В. Фрунзе. Послан в Москву вместе с курсантами роты в составе ленинградской делегации на похороны М.В. Фрунзе. Наркомом назначен К.Е. Ворошилов.

1926 г.

с 20 мая по 25 сентября — в практическом плавании на линкоре «Парижская Комунна». Из аттестации на корабельного курсанта Н. Кузнецова: «Очень способный, общее развитие хорошее. Выдержан. Спокоен. Инициативен. Здоров. Выправка хорошая. Специальная подготовка отличная. Политическая подготовка хорошая. Будет хорошим артиллеристом».

5 октября — закончил ВМУ им. М.Ф. Фрунзе с отличием и с правом выбора флота. Приказом по РККФ № 5/6 удостоен звания командира РККФ с зачислением в средний строевой командный состав ВМС РККА. От запроса начальника штаба Морских Сил Балтфлота Л.М. Галлера служить при штабе МС Балтфлота (пр. по РККФ № 579) отказался. Изъявил желание служить на Черном море, на крейсере «Червона Украина». «Итак, я изменил Балтике с ее линкорами, избрал Черное море и крейсер «Червона Украина» («Адмирал Нахимов»), строительство которого началось еще перед революцией и закончилось только в 20-х годах» (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 29).

12 октября — приказом по РККФ № 579 назначен в Морские Силы Черного моря (МСЧМ) и направлен в распоряжение начальника штаба МСЧМ.

27 октября — приказом по РККФ № 427 Наморси[97]назначен вахтенным начальником крейсера «Червона Украина». Кроме основной должности, ему вменены обязанности командира первого плутонга (батареи) и командира строевой роты. Исполнял обязанности по август 1927 г.

октябрь — выехал в г. Николаев, где на судостроительном заводе находился крейсер. «Спустя полгода на флагштоке «Червоны Украины» взвился Военно-морской флаг — наш корабль стал военным кораблем. Постоянно на наших глазах и при нашем участии новый крейсер становился более слаженным организмом. Начались учебные стрельбы из пушек и торпедами. Мы совершали длительные плавания. Два года спустя «Червону Украину» можно было уже считать боевым кораблем… На «Червоной Украине» я понял, что подготовка хороших опытных командиров — сложный, длительный процесс. Чем стремительнее развивается техника, тем короче сроки постройки корабля. Зато подготовка офицеров становится более продолжительной: ведь им приходится осваивать более сложную технику».

1927 г.

с августа по 1 октября 1929 г. — приказом № 19 Наморси Черного моря назначен старшим вахтенным начальником крейсера. В очередной аттестации появилась запись: «Заслуживает продвижения во внеочередном порядке».

12 сентября — поход в Сочи с командующим флотом В.М. Орловым и членом военного совета Г.С. Окуневым. «Вышли мы в ночь на 12 сентября. Не успели скрыться маяки Южного берега Крыма, и Ялта еще находилась в траверзе крейсера, как нас сильно тряхнуло, корабль будто выскочил на камни или ударился о какой-то тяжелый предмет. «Стоп машины!» Что случилось? Ответа никто не мог дать. Вскоре пришло известие: в Крыму землетрясение. На следующий день корабль отдал якорь на открытом сочинском рейде. На корабль прибыл начальник Морских Сил Р.А. Муклевич, и «Червона Украина» взяла курс на Крым». (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 41).

1928 г.

с 27 мая по 3 июня — поход в Стамбул. «Нам предстояло встретить и эскортировать яхту «Измир», на которой из Стамбула возвращался падишах Афганистана Аманулла-хан, посетивший нашу страну и Турцию….3 июня готовились выйти из Стамбула… Возник пожар у котла… Долгое время пожар у действующего котла служил темой для тренировок и внезапных учений, которые устраивали на корабле» (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 38).

1929 г.

26 июля — поход в Сочи. На борту крейсера в сопровождении командующего Черноморским флотом В.М. Орлова и члена военного совета Г.С. Окунева — Сталин и Орджоникидзе с дочерью.

с 1 октября 1929 г. по 4 мая 1932 г. — учился в Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова. «В Военно-морской академии мы получили солидное оперативно-тактическое образование, основательно изучили многие проблемы будущей войны на море. Именно в стенах академии нам привили правильные взгляды на роль флота в обороне нашей Родины. Исходя из единой для всех Вооруженных Сил стратегии, мы ясно стали видеть место флота как одного из видов Вооруженных Сил» (Кузнецов Н.Г. Накануне. С. 48, 55).

— за время учебы в академии изучил немецкий и французский языки.

1931 г. — использует очередной отпуск в плавании на торгово-пассажирском судне в Кильскую бухту, Гамбург, Гулль, Лондон.

4 мая — закончил академию с отличием и с правом выбора моря. Награжден Наморси РККА пистолетом системы Коровина с надписью: «Командиру-ударнику Николаю Герасимовичу Кузнецову за успешное окончание академии».

с 5 мая 1932 г. по 3 ноября 1933 г. — старший помощник крейсера «Красный Кавказ» на Черном море (приказ РВС СССР № 360). «Крейсер «Красный Кавказ» — совершенно новый, проходящий испытания. На нем было установлено качественно новое все — от корабельной радиотрансляции до артиллерии…» (Королев В. Герои великого океана. Владивосток, 1967, С. 286).

кампания 1932 г. — служба на крейсере. По итогам кампании в аттестации записано: «Проявляет любовь и заботу к крейсеру. В походной обстановке вынослив… Оставить в должности ст. помощника ввиду короткого практического стажа для накопления опыта, после чего может быть повышен в категории… Должности вполне соответствует. — Ралль, Лаухин, Душенов, Гугин».

К обязательным качествам старпома Н.Г. Кузнецов относил: умение не терять равновесия, быть строгим, сочетать строгость с поощрительными мерами, не унывать, когда не клеится дело, — бодрость духа и хорошее настроение должны чувствоваться во всех распоряжениях старпома. У старпома должны быть крепкие нервы.

Командир крейсера «Красный Кавказ» А.М. Гущин вспоминал: «…Установленный порядок на корабле долгие годы сохранялся. Старпомовская закалка помогала мне в боевых условиях… Даже после войны на крейсере я наблюдал, как установившиеся традиции еще жили на нем, передавались от одного состава команды к другому».

— год потребовался старпому, чтобы команда крейсера превратилась в дружный сплоченный боевой коллектив, способный четко действовать в любых сложных ситуациях. В1933 г. крейсер вошел в состав боевого ядра Черноморского флота. Штаб флота при его проверке установил, что организация службы на крейсере отработана значительно лучше, чем на других кораблях, учитывая при этом особую заслугу старшего помощника командира крейсера.

1933 г.

15 марта — присвоено звание капитана 2-го ранга в соответствии с приказом № 001168 наркома обороны о новых званиях командного состава.

кампания 1933 г. — совершает длительные походы в Турцию, Грецию, Италию. Из аттестации 1933 г.: «Заслуживает продвижения по службе во внеочередном порядке. — Командир крейсера «Красный Кавказ» Н.Ф. Заяц. 23.11.33».

осень 1933 г. — осенние флотские учения.

с ноября 1933 по 15.08.36 г. — командир крейсера «Червона Украина». Назначен приказом № 08 РВС СССР.

с осени 1933 по осень 1934 г. — под руководством и при деятельном участии командира крейсера разработана система боевой готовности одиночного корабля, принятая позже на всех флотах СССР; отработан метод экстренного прогревания турбин, принятый на всех флотах, позволивший готовить турбины вместо 4 часов за 15—20 минут; отработаны стрельбы главного калибра на самых больших скоростях хода крейсера и на предельной дальности обнаружения цели. На крейсере начато движение «Борьба за первый залп». Чисто артиллерийское понятие «первый залп» превратилось в общефлотское, стратегическое, позволившее значительно повысить боеготовность соединений ВМФ и распространившееся на все флоты СССР; впервые артиллеристы стали использовать самолет для корректировки невидимой цели. «На флоте многие заговорили о методах организации боевой подготовки «по системе Кузнецова», — писала газета «Красный флот», — только сам командир утверждал, что он ничего нового не создал».

1934 г.

осень — награжден орденом «Знак Почета» за успешные летние учения крейсера «Червона Украина».

1935 г.

— вывел крейсер на первое место в Морских Силах СССР.

сентябрь — награжден легковой автомашиной ГАЗ-А С.Г. Орджоникидзе, совершившим поход на крейсере.

ноябрь — командующий флотом И.К. Кожанов подверг крейсер всесторонней проверке, приказал обеспечить экстренный прогрев турбин, выход в море по тревоге, проверил организацию службы на общекорабельном учении, имитируя бой с противником и получение «тяжелых повреждений», с которым предстояло бороться личному составу. Команде пришлось отражать атаки самолетов, ликвидировать последствия нападений торпеды в «правый борт», бороться с пожаром в носовом отсеке, провести боевые стрельбы по щиту и конусу, буксируемому самолетом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: