Выделение научно-технической интеллигенции как особого общественного образованияв составесовременнойроссийской интеллигенции диктуется условиями формирования в России информационно-технологического обществаи быстрым его научно-техническим развитием.
Известно, что до конца XVIII в. понятие «интеллигенция» означало «особо тонкое понимание». До 1914г. слово «интеллигенция» считалось русизмом. В словаре Вебстера оно писалось курсивом и означало «понимание». «Intelligentsia» тракто-
валось так – русские интеллектуалы, находящиеся обычно в оппозиции правительству.
Корни слова «интеллигенция» восходят к латино-римскому периоду всемирной истории и происходят от глагола «понимать» (мыслить, размышлять). Именно эти качества личности всегда являлись одним из критериев для характеристики человека, относящегося кобразованному, мыслящему слою общества.
Древнеримским мыслителям его сущность представлялась си-
нонимом способности понимать, познавать не только окружающий
мир, но и самоё себя. А в немецкой классической философии – это
одновременно и создающая и размышляющая способность субъекта, состояние «теоретического духа», достигшего своего самосознания.
Интеллигенцию разделяют также по профессиональной специализации:
- на интеллигенцию массовых профессий (учителя, врачи, инженеры, военные) и
- на интеллигенцию научную и художественную.
В отечественной литературе, исследующей проблемы идентификации научно-технической интеллигенции, наиболее часто используется социокультурный подход, в соответствии с которым последняя понимается как особая социокультурная группа высокообразованных и культурных людей с определёнными духовно-нравственными качествами, занятых научным или техническим творчеством для выработки и реализации научных идей, технических средств и технологий (в том числе информационных), а также обеспечивающих безопасное для человека, общества и природы функционирование техники и технологии и осуществляющих подготовку новых научно-технических кадров.
Научно-техническая интеллигенция должна выступать связующим звеном между наукой, техникой и культурой, обеспечивая научно-технический прогресс, не противоречащий социально-культурному, духовному развитию человека и общества, устранять противоречия между технической и гуманитарной культурой.
Её деятельность является всеобъемлющей и подразумевает:
- развитие материальной культуры (обслуживание и cовершенство-вание материально-технического производства, разработку и внедрение новой техники и технологии в целях повышения качества жизни и создания более комфортных условийтруда);
- развитие духовной культуры (гуманизация современной техники и технологии);
- создание и распространение научных и технических знаний во всех сферах общества, в том числе посредством распространения электронных коммуникаций, информационных технологий и компьютерной техники;
- управление научно-техническим прогрессом общества для предотвращенияего негативного воздействия на окружающую природную среду, личность, социум.
Российская действительность постсоветского времени продемонстрировала несколько моделей отношения интеллигенции, в том числе научно-технической, в частности, к участию или неучастию в общественно-политической жизни.
Первая модель представлена теми выходцами из интел-лектуально-духовной среды, которые предприняли попытку «хождения во власть», непосредственного участия в органах политической власти. Отметим, что со времени формирования слоя образованных людей ведёт свое начало и история его взаимоотно-шений с властью.
Раскол во власти формирует ситуацию появления новых вакансий на политическом олимпе. На интеллигенцию и падает выбор, так как обществу свойственно считать, что высокий уровень интеллекта в сочетании с впечатляющим набором положительных
моральных характеристик закономерно обеспечивает соответству-ющее качество политической элиты. В начальный период своего становления новая власть, как правило, ищет опору среди авторитетных людей.
Другая модель представлена теми, кто несвязан с выдвижением каких-либо конструктивных предложений; основу их позиции составляет критика и только критика. Нет навыка созидательно и позитивно смотреть на свой труд, гораздо привычнее переживать, негодовать, страдать,чем искать какой-то выход из конкретнойситуации.
Выделение научно-технической интеллигенции как особого общественного образования в составе современной российской интеллигенции диктуется условиями формирования в России информационно-технологического общества и быстрым его науч-но-техническим развитием. Нередко имеющие при этом место технократическое, дегуманизированное мышление и приоритет науки и техники над духовными потребностями человека вызывают необходимость наличия в российском обществе определённой социальной силы, непосредственно связанной с достижениями науки и техники и характеризующейся в то же время высокой духовностьюи наличием гуманистических ценностей.
Таким образом, речь идет о таком общественном образовании, которое могло бы обеспечить прогресс науки, техники и технологии, не противоречащий социально-культурному, духовному развитию человека и общества.