Лекция 3. Череп (лат. Cranium) - скелет головы.
План лекции.
· Положение человека в систематике
· Развитие черепа в филогенезе.
· Анатомия черепа.
· Функции черепа.
· Развитие черепа в онтогенезе.
· Возрастные особенности черепа человека.
Положение человека в систематике живой природы
тип – Хордовые (Chordata);
подтип – Позвоночные (Vertebrata);
класс – Млекопитающие (Mammalia);
подкласс - Плацентарные (Placentalia);
отряд – Приматы (Primates);
семейство Люди (Hominidae);
род – Человек (Homo);
вид - Человек разумный (Homo sapiens).
Развитие черепа человека в филогенезе
Рис. Черепа в ряду рода Человек
Анатомически череп делят на лицевой и мозговой отделы.
На рисунке видно, что размеры мозгового отдела черепа прогрессивно увеличивались, его объем становился более значительным, а лицевой отдел человека уплощается в ряду млекопитающих.
Первый из изображенных черепов принадлежит Человеку умелому (лат. Homo habilis) — первый из рода Homo, сем. гоминид; следующий за ним – Человеку выпрямленному (Homo erectus); затем Человеку неандертальскому (Homo neanderthalensis), самый последний – это Человек разумный (Homo sapiens).
Рис. Наше родословное древо
На рисунке показаны современные представители семейства гоминид, черепа рода Человек и указаны даты их появления на Земле.
Анатомия черепа.
Функции черепа:
· защищает головной мозг
· формирует начала органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус).
· формирует и защищает начало дыхательной и пищеварительной систем.
Объем черепной коробки составляет ок. 1500 см³; состоит из 8 парных и 7 непарных костей (всего 23 кости).
Однако, если приплюсовать 3 парные косточки внутреннего уха (всего 6), 29 костей.
|
В нем выделяют два основных отдела: лицевой, состоит из 15 костей: парные – верхняя челюсть, скуловая кость, слезная, небная, носовая, нижняя носовая раковина; непарные - нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость);
мозговой, состоит из 8 костей: лобная, затылочная, решетчатая, клиновидная – непарные; теменные, височные - парные. Каждый из них выполняет свою функцию, которая влияет на организм в целом.
В некоторых костях черепа имеются воздухоносные полости, соединяющиеся с носовой полостью. Это: клиновидная, решетчатая, лобная, височная кости и верхняя челюсть.
Воздухоносные кости черепа - лобная, клиновидная, решетчатая, височная кость и верхняя челюсть.
Лобная кость – непарная кость, относящаяся к переднему отделу свода черепа, клиновидная кость непарная кость в основании черепа; верхняя челюсть - парная кость лицевого отдела черепа, участвует в формировании глазницы, боковой стенки полости носа; решётчатаякость —отделяет носовую полость от полости черепа; височная кость участвует в образовании основания черепа; здесь расположен орган слуха и равновесия, внутренняя сонная артерия, кровоснабжающая головной мозг.
Функции полостей в костях черепа: полости уменьшает массу черепа при сохранении его прочности, располагаясь по периферии органов чувств, обеспечивают их тепловую изоляцию и обеспечивая уникальный тембр голоса (резонаторы).
Развитие черепа в онтогенезе. Индивидуальные, возрастные и половые особенности черепа.
Кости черепа развиваются из мезенхимы, которая окружает головной мозг. Череп в своем развитии проходит 3 стадии развития: перепончатую, хрящевую и костную. Перепончатая стадия у человека начинается очень рано - со 2-й недели эмбрионального периода, хрящевая - со 2-го месяца, костная стадия начинается в разных костях на различных сроках.
|
Череп новорожденного имеет следующие характерные черты:
форма и размеры черепа, соотношение частей отличаются от черепа взрослого; число костей больше; между костями крыши и основания черепа имеются прослойки перепончатой соединительной ткани и хряща; очень эластичен.
Размеры черепа у новорожденного в норме:
Расстояние между буграми теменных костей...............9,5 см
Расстояние между наружными слуховыми проходами.......8 см
Затылочно-лобный размер........................11,5 см
Затылочно-подбородочный размер.............13 см
Таблица 1. Сроки появления центров окостенения в костях черепа (по Б.М. Пэттену, 1959)
Рис. Соотношения черепа новорожденного и взрослого (по Андронеску).
А — новорожденный; Б — взрослый.
Одной из особенностей черепа новорожденного являются роднички.
Роднички новорожденного – это неокостеневшие места, в которых к моменту родов сохранилась перепончатая стадия развития (в процессе родов кости в них сближаются и это уменьшает поперечный размер таза, облегчая процесс родов); они располагаются в местах образования будущих швов. Полностью затягиваются примерно к двум годам, более позднее их закрытие должно насторожить.
Всего после рождения проявляется 6 отверстий между косточками черепа. 2 парных родничка (клиновидный и сосцевидный) закрываются очень быстро, иногда он закрыты уже к родам, их размеры в норме не более 5 мм.
|
Размеры родничков варьируют от 0,5 см до 3,5 см. Задний (малый) родничок имеет в норме размеры от 5 до 7 мм и затягивается на втором месяце. Закрытие переднего (большого) родничка зависит от пола ребенка (у мальчиков это происходит быстрее, чем у девочек). По форме передний родничок напоминает ромб; его размеры в среднем составляют 2х2 см.
Индивидуальные особенности черепа человека
Для оценки индивидуальных особенностей черепа оцениваются при помощи краниометрического и краниоскопического исследований.
Для выявления формы черепа проводят следующие измерения: длину, ширину и высоту и по соотношению размеров между собой вычисляют поперечно–продольный (черепной), высотно–продольный и высотно-широтный указатели (индексы).
Затем рассчитываются следующие показатели:
Черепной указатель (индекс) – ширина, умноженная на 100 и разделенная на длину. Он позволяет выделить форму черепа.
Высотно-продольный указатель – это отношение высоты к длине умноженное на 100. Он выделяет тоже форму, но в другой измерении.
Высотно-широтный индекс - отношение высоты к ширине*100) позволяет оценить форму в третьей проекции.
Для оценки основных размеров и объема черепа, используют формулу Пирсона:
мужской череп = 542,6 + 0,000266*Д*Ш*В, женский череп = 812,0 + 0,000156*Д*Ш*В, где Д – длина, Ш – ширина, и В – высота черепа.
Средний объем черепа у мужчин составляет 1350–1400 см 3, у женщин на 10 % меньше (1150–1260 см 3). Индивидуальные вариации объема колеблются от 1000 до 2000 см 3 и зависят от изменения массы и объема головного мозга.
Краниоскопия описывает разные структуры: бугры, отростки, линии, отверстия, борозды и т.д., образующие рельеф наружной и внутренней оболочки черепа; для краниоскопической оценки применяют балльную систему.
Вопросы для самоконтроля:
1. Укажите положение человека в систематике (от типа до вида).
2. Как менялся череп в ряду предков нашего вида?
3. Назовите отделы, которые выделяют в черепе человека.
4. Укажете число костей в них.
5. Объясните, с чем связано их разное количество.
6. Укажите функции черепа.
7. Назовите воздухоносные кости черепа и укажите их функции.
8. Назовите кости, образующие основание черепа.
9. Объясните различия черепа новорожденного ребенка и взрослого человека.
10. Расскажите, что Вы знаете о родничках (что это такое, их названия, место расположения, сроки закрытия, размеры).
11. Какие методы используют для оценки индивидуальных особенностей черепа?