Упражнение на составление предложений.




Картотека дидактических игр

«Сколько слов?»

 

Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

Описание:

Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: "Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?" После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш, затем слова, в которых этого звука нет. (5-6 ответов.)

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов: "Мишка спит", и спрашивает: "А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш; слово, в котором нет этого звука". После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое - второе (слит), воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Например, дошкольник назвал фразу "Машина едет" и говорит: "Первое слово машина, второе - едет. В слове машина есть звук ш, в слове едет - звука ш нет". Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: "Едет зеленая машина", перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении "Мама купила Тане плюшевого мишку" дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плюшевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

Упражнение на составление предложений.

Цель: Составлять предложения по «живой модели»

Оборудование: игрушка - кукла

Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения

Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла). Слово красивая –сядет, а выйдет слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла). Слово кукла –попляши. Слово любимая –похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».

№ 3 Упражнение - работа с предложением.

Цель: Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку

Описание: Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом например, ИГРУШКА (любое другое слово). Опрашивает 5-6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему.

Дидактическая игра «Назови вкусные слова ».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 43).

Цель: расширять представление о словах.

Материал: фишки - призы, корзинка.

Ход игры: дети набирают корзинку «вкусных вещей», складывая в неё фишки, которые даёт воспитатель за каждое правильно названное слово.

Дидактическая игра «Короткие и длинные слова ».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 42).

Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные).

Материал: учебное пособие «Звуковые часы» (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Учите, играя». Москва. «Мозаика – Синтез», 2005) или предметные картинки (часы, лук, коровы, гуси, шар, рыба, дом, пароход и др., стрелка; мелкие игрушки, фишки - призы, корзинка.

Ход игры: воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами (термин «слог» не употребляется).

Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня,дорога, машина, пароход и т. д.

Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или

фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания).

Дидактическая игра «Звуковые часы».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 43).

Цель: расширять представление о словах. Знакомство с протяжённостью слов (короткие, длинные).

Материал: учебное пособие «Звуковые часы» (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Учите, играя». Москва. «Мозаика – Синтез», 2005) фишки - призы, корзинка.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со «Звуковыми часами» и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов.

Дидактическая игра «Телеграф».

(Н. С. Варенцова. «Обучение дошкольников грамоте». Пособие для педагогов.

Для занятий с детьми 3-7 лет. Издательство Мозаика-Синтез. Москва 2009, страница 44).

Цель: закрепление знаний о протяженности слов, продолжать знакомить с протяженностью слов (слова бывают длинные и короткие).

Материал: мелкие игрушки, фишки.

Ход игры: педагог объясняет детям правила работы телеграфа и предлагает отправить телеграмму. Педагог называет несколько одно-, двух-, трёхсложных слов, а дети «передают их по телеграфу» (отхлопывают, отстукивают, количество слогов в них). Для того,чтобы дети не сбивались, можно выкладывать мелкие игрушки или фишки в соответствии с количеством слогов в слове.

«Слово можно прошагать»

Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)

Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг.» Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.- Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

Считать шаги не надо, главное- обратить внимание на длительность звучания слова.

 

«Отыщем картинку»

Цель - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.

Оборудование. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.

Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание
слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.

Вариант 1

Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".

Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.


«Найди фишке место»

Цель игры: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), опираясь на громкое проговаривание.

Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена предметная картинка и схема: прямоугольник, разделѐнный на три части. В правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

Ход игры. Играть может несколько человек, но не больше, чем заготовлено карточек. Все карточки и фишки лежат на столе. Играющие берут себе по одной карточке, рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове - названии картинки, выкладывая на соответствующее место по схеме фишку. Затем берут следующую карточку. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут проанализированы. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек.

Картинки к игре: зебра(б), автобус(с), халат(л), аист(с), цапля(ц), улей(у), индюк(к), лось(о), зубр(р), ручка(ч), газета(т), часы(ы), кошка(ш), финиш(ш), солнце(ц).

 

 

«Пройди вокруг и не заблудись»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

Описание игры.

Игра состоит из игровых полей (для каждого звука отдельное поле), на которых помещены картинки и схемы. От картинки к картинке проложены лабиринты: они начинаются от каждого участка схем и подходят к следующим картинкам. Только один лабиринт приведет к следующей картинке: тот, который отходит от верной позиции заданного звука (звук задан буквой, находящейся в углу игрового поля). Если игрок правильно определит место звука на каждой картинке, он пройдѐт лабиринтом от картинки к картинке и вернется к началу движения (двигаться надо по часовой стрелке с любой картинки). Выигрывает тот, кто раньше вернѐтся к началу на своем игровом поле.

«Из слогов - предложение»

Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них - предложения.

Ход игры. Ребѐнку даѐтся карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение. Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ребѐнок выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Затем на следующей строчке анализирует следующую группу картинок, составляет второе слово из первых слогов и так далее, пока не расшифрует все слова. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.
«Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Организация. Каждый ребѐнок изображает слово. Воспитатель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мѐд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мѐд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мѐд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мѐд любит медвежонок). Заменим слово «мѐд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться). Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...) «Дополни предложение» Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Игровые правила. Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово. Игровые действия. Бросание и ловля мяча.

Ход игры. Воспитатель говорит несколько слов предложения, а дети должны дополнить его новыми словами, чтобы получилось законченное предложение, например: «Мама купила... - …книжки, тетради, портфель», - продолжают дети



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: