Алгоритм действий при интервьюировании




Этапы Действия Цели
Подготовка к интервьюированию Психологически настроиться на общение с гражданином Обеспечение доверительного общения юриста и обратившегося за получением правовой помощи человека
Подготовить рабочее место
Обеспечить себя необходимой информационной базой
Поприветствовать посетителя, представиться, расположить человека к общению
Определить регламент встречи
Пригласить клиента к началу рассказа
Основной этап: проведение интервью Выслушать свободный рассказ клиента Получение достоверной, юридически значимой информации по делу, выявление целей и интересов гражданина
Задать дополнительные вопросы для устранения пробелов и неточностей свободного рассказа
Выяснить суть проблемы, ставшей поводом для обращения к юристу
Установить историю событий в хронологической последовательности
Вести записи
Подведение итогов интервьюирования Пересказать полученную информацию для определения целей и интересов гражданина Определение направлений и форм дальнейшей совместной работы
Подведение итогов интервьюирования Распределить обязанности по получению недостающей информации (получение документов, формирование возможной доказательственной базы)  
Договориться о времени и месте следующей встречи

В ходе интервьюирования юрист получает необходимую для оказания правовой помощи информацию. После сопоставления фактических обстоятельств по делу с законодательными нормами, регулирующими данные общественные отношения, изучения правоприменительной практики, юрист вырабатывает позицию по делу. Он определяется со способами разрешения правовой проблемы (или же приходит к выводу о невозможности ее правового разрешения) (См. гл. 6 "Формирование позиции по делу"). Остается лишь донести результат своего труда до человека, обратившегося за правовой помощью, проконсультировав его.

Казалось бы, самые сложные и трудоемкие действия в триаде "интервьюирование – выработка позиции – консультирование" остались позади, в двух предыдущих стадиях работы по делу. Однако недооценивать значимость последней из этих стадий – консультирования – было бы серьезной ошибкой. Вся проведенная юристом работа по делу может быть сведена к нулю некачественным консультированием. Ведь от того, насколько точно человек воспримет совет юриста, будет зависеть эффективность его дальнейших действий по реализации того или иного способа правового поведения и защиты нарушенных прав в сложившихся условиях.

Под консультированием в правовой практике принято понимать "процесс взаимодействия юриста и клиента по поводу жизненной проблемы с целью выявления возможных правовых вариантов ее решения и их последствий, уяснения путей и способов реализации выбранного варианта"[4].

Как достичь понимания на обыденном уровне выработанного юристом профессионального обоснования проблемы?

Как помочь человеку из возможных вариантов решения проблемы выбрать приемлемый для него?

Каким может быть в конкретном случае оптимальный вариант защиты нарушенных прав и законных интересов?

В процессе консультирования, также как и в интервьюировании, можно выделить психологический и правовой аспекты. В отношении психологического аспекта можно сказать, что на данной стадии юрист пользуется теми результатами, которые были достигнуты им на первой (или предыдущих, если их было несколько) встрече. Юрист уже контактировал с человеком, которого ему предстоит проконсультировать, определил его социально-психологический тип, выбрал линию собственного поведения при общении. Все это, безусловно, облегчает задачу по построению эффективного взаимодействия с клиентом в ходе консультирования. Но вместе с тем на этой стадии работы по делу коммуникативные качества юриста должны проявиться в несколько ином направлении, чем при проведении интервьюирования. Взаимодействующие субъекты здесь меняются ролями: теперь уже юрист выступает для гражданина источником информации (а не наоборот, как при интервьюировании), что, естественно, требует от юриста новых качеств. Речь его должна быть убедительна, доводы аргументированы.

Правовой же аспект выражается в передаче юристом клиенту правовой информации (выработанных им вариантов разрешения проблемы) и помощи в выборе наиболее оптимального в сложившейся ситуации правового пути. При этом в практике выделяют два возможных подхода к формированию взаимоотношений между юристом и гражданином в ходе консультирования.

Первый подход – "опора юриста на собственный профессионализм". Реализуя данный подход, юрист сам, без учета мнения гражданина, решает, как лучше разрешить сложившуюся правовую проблему. Обосновывается это тем, что только специалист в области юриспруденции, опираясь на профессиональные знания и опыт, может принять правильное решение.

Второй подход – "опора на мнение клиента". Реализуя этот подход, юрист предоставляет гражданину право самому определиться со способом разрешения существующей у него правовой проблемы. При этом юрист обязан разъяснить доверителю все имеющиеся варианты решения проблемы, их правовые последствия. Юрист может рекомендовать тот или иной способ правового поведения, но окончательный выбор должен сделать сам гражданин.

Последний подход представляется более удачным, позволяющим учесть мнение и интересы доверителя, разделить с ним ответственность за выбор формы и способа защиты нарушенного права, оспариваемого интереса.

Пожалуй, одним из наиболее сложных моментов в консультировании – особенно для начинающих юристов – является объяснение человеку, что его проблема не имеет правового разрешения, и юрист не в силах ему помочь. Возможно, гражданин обратился к юристу слишком поздно, когда уже пропущен срок для обжалования какого-либо решения, акта, и нет оснований для его восстановления (признания уважительными причин пропуска); или еще до консультации он уже исчерпал все правовые средства защиты своих прав: имеется вступившее в силу судебное решение (иногда несколько решений судов первой и второй инстанции). Иногда проблема вообще носит не правовой, а психологический характер (сложности во взаимоотношениях с родственниками, соседями, коллегами и т.д.), и человеку лучше обратиться за помощью к психологу, нежели к юристу. Тем не менее клиент порой уверен в том, что именно в юридической консультации ему обязаны помочь: "Ведь вы же юристы и должны все знать, а иначе, зачем вы тогда здесь сидите?" Юрист должен быть психологически готов к подобным ситуациям. Он должен уметь объяснить гражданину, убедить его, что может разрешить далеко не все возникающие у людей проблемы. Должен научиться спокойно, аргументированно разъяснить, по каким причинам оказание правовой помощи в конкретном случае невозможно.

Таблица 4.2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: