Обязательные для отработки задания




Практическое занятие 3.

Тема: Предложения с осложняющими компонентами.

План:

1. Однородные члены предложения.

2. Обращения.

3. Вводные и вставные конструкции.

4. Обособление второстепенных членов.

4.1. Условия обособления.

4.2. Обособленные определения.

4.3. Обособленные приложения.

4.4. Обособленные обстоятельства.

4.5. Обособленные дополнения.

Литература

1. Бабайцева В. В., Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Часть ІІІ. – М.: Просвещение, 1987. – с. 139 – 166.

Домашнее задание.

1. Перепишите. Подчеркните осложняющие компоненты в предложениях.

 

1) Звезда печальная, вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины, и дремлющий залив, и черных скал вершины (А. Пушкин).

2) Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее (И. Тургенев).

3) Позади дома стоял сад, уже одичавший и заглушенный бурьяном и кустарником, Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой; сквозь стеклянную дверь видна была комната с паркетным полом, должно быть, гостиная (А. Чехов).

4) Марья Васильевна вместе с сыном, шестилетним красавцем, кудрявым мальчиком, Встретила Хаджи-Мурата в гостиной (Л. Толстой).

5) Леса, несмотря на тропический зной, не отличались тропической пышностью (А. Новиков-Прибой).

6) Род деятельности охотника Носкова никому, кроме вас и меня, не мог быть известен (М. Горький)

 

2. Дайте ответы на вопросы.

· Какие виды осложнения предложения вам известны?

· Почему они называются осложнением предложения?

· Какой связью соединяются однородные предложения?

· Могут ли однородные члены выражаться разными формами?

· Могут ли два определения, зависящие от одного слова и выраженные одной формой, быть неоднородными?

· Каким членом предложения является обращение?

· Каким членом предложения является?

· Каковы условия обособления второстепенных членов?

· Каким членом предложения является причастный оборот?

· Каким членом предложения является деепричастный оборот?

· Какие предлоги бывают в обособленных обстоятельствах?

· Какие предлоги бывают в обособленных дополнениях?

 

Аудиторная работа.

Обязательные для отработки задания

Задание 1. Прочитайте. Объясните правописание выделенных слов. Определите обособленные и однородные члены предложения.

Сад

От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головы. По дорожкам, вытягиваясь, мешая друг другу, росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где еще стояли тополи, сосны и старые липы, уцелевшие от прежних аллей. Дальше за ними сад расчищали для сенокоса. Там уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и старые груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши. Сад, все больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Около мельничной плотины был пруд, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница, неистово квакали лягушки. На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги, да вздрагивали речные лилии, потревоженные веселой рыбой. Тихий плес манил к себе, обещая прохладу и покой. (А.П.Чехов)

 

Задание 3. Замените, где это возможно, придаточные части деепричастным или причастным оборотом.

 

Как только мы спустились вниз, попали на развалины древнего караван-сарая. Я был удивлен, когда встретил там своих вчерашних попутчиков. Когда миновали подъем, открылось широкое ровное пространство.

Каменная стена утеса, которая нависала над морем, освещалась вечерними лучами солнца. Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек. А это синица, которая ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек.

 

Задание 4. Допишите обособленные приложения и определения.

 

Труды К. Ушинского … изучают и современные студенты...

И Франко... перевел на украинский язык произведения более 60 русских авторов.

И. Менделеев … создал рецепт русской водки …

Мы изучаем стихи А Пушкина …

Картины И. Левитана … очень нравились А. Чехову …

Платон … был учеником Сократа …

Аристотель … был учителем А. Македонского …

 

Задание 6. Перепишите, выделяя знаками препинания вводные слова. Подчеркните члены предложения.

 

Все казалось прочно сделанным. Казалось все прочно сделано. Она казалось ждала вопроса. Он желал вероятно развеселить нас. Это вполне вероятно. С одной стороны сада широкая полянка оканчивалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. С одной стороны надо дать отдохнуть лошадям, с другой – самому отдохнуть и подкрепиться.

 

Задание 8. Дополните предложения различными видами осложнения.

 

Ученица прочитала приветствие участникам конференции.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: