Факторы, определяющие организацию и методику расследования




Методика расследования преступлений на железнодорожном транспорте

1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте. Факторы, определяющие организацию и методику расследования 3

2. Методика расследования наиболее распространенных преступлений на железнодорожном транспорте 6

Список литературы 16

1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте.

Факторы, определяющие организацию и методику расследования

Для железнодорожного транспорта характерны особые виды уголовно наказуемых деяний, способы их совершения и сокрытия. Эти обстоятельства требуют разработки специальных методов раскрытия таких преступлений и сбора доказательственной информации.

Расследование преступлений на железнодорожном транспорте обусловлено спецификой его работы, огромным сосредоточением материальных ценностей и людей, большой протяженностью транспортных артерий, круглосуточной работой. Постоянное движение поездов дает возможность преступникам быстро скрываться, маскироваться среди пассажиров. Это затрудняет установление места совершения криминальных деяний и преступников, установление свидетелей, проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

Органы внутренних дел на железнодорожном транспорте обеспечивают раскрытие и расследование преступлений, ведут профилактическую работу, осуществляют розыск уголовных элементов, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест отбытия наказания, пропавших без вести.

Зона обслуживания органов внутренних дел на железнодорожном транспорте — весь подвижной состав, находящийся на путях и железнодорожных станциях, все стационарные объекты на станциях, вокзалах и перегонах в пределах полосы отвода.

Особое значение в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений имеет хорошо поставленная организация взаимодействия между органами транспортной прокуратуры, подразделениями транспортной милиции, территориальными органами внутренних дел, военизированной охраной, а также с пассажирской и грузовой службами управлений и отделений железной дороги. Это взаимодействие имеет различные формы: а) взаимная информация об оперативной обстановке на обслуживаемом участке или объекте и лицах, которые могут появиться на железнодорожном транспорте с целью совершения преступлений; б) проведение совместных мероприятий, направленных на предупреждение криминальных деяний, выявление лиц без определенного места жительства и рода занятий, розыск преступников; в) совместная проверка на грузовых станциях прибывающих грузовых поездов; при смешанных перевозках; г) совместная проверка состояния сохранности грузов в пакгаузах, складах, на контейнерных площадках, проверка правильности погрузки и выгрузки, соблюдение пропускного режима, рассмотрение материалов служебных расследований по фактам пропажи грузов.

Среди лиц, совершающих преступления на железнодорожном транспорте, выделяются три категории. Это, во-первых, работники железных дорог. В силу профессиональных обязанностей доступ к грузам имеет большая группа лиц: члены локомотивных бригад, проводники, сотрудники военизированной охраны, составители поездов, осмотрщики вагонов, стропальщики, приемосдатчики, грузчики и т. д. Среди них встречаются ранее судимые, ведущие сомнительный образ жизни, нарушающие общественный порядок. Во-вторых, местные жители, проживающие вблизи объектов железнодорожного транспорта. Для этой категории характерны такие преступления, как кража вещей у пассажиров на вокзалах, грабежи и разбои в пригородных поездах и в полосе отвода, а также кражи грузов из подвижного железнодорожного транспорта, в товарных и отстойных парках и на контейнерных площадках. Третью группу составляют преступники — гастролеры, лица без постоянного места жительства и работы, а также осужденные, сбежавшие из мест отбывания наказания. В момент передвижения с помощью транспорта они чаще всего совершают кражи, грабежи и разбои на станциях и набережных, изнасилования и убийства в отстойных парках и на перегонах.

Эффективность расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, определяется, во-первых, тем, насколько следователь знает особенности своей работы, во-вторых, знаком ли он со способами совершения преступлений в условиях транспорта и, в-третьих, насколько своевременно и тактически правильно проводит он следственные действия, широко используя для этого помощь специалистов, как взаимодействует с работниками дознания транспортных и территориальных органов внутренних дел.

Одним из факторов, определяющих организацию и методику расследования преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, является несовпадение в большинстве случаев места преступления с местом его обнаружения. Производство расследования в этих случаях становится более трудоемким, требует дополнительного времени.

В условиях железнодорожного транспорта особое значение приобретает фактор времени. Уголовные элементы используют транспорт не только для совершения преступлений, но и для сокрытия следов, выезда в безопасные для них места. Поэтому для успешного расследования криминальных деяний, проведения неотложных следственных действий, раскрытия преступления по горячим следам важно незамедлительно получить информацию о нем. Установление времени совершения позволит определить место происшествия, так как время их совершения не совпадает по времени с местом его обнаружения. Это свойственно для случаев, когда криминальные деяния осуществляются на перегоне, в пути следования. Установление времени совершения преступления и его места позволяет затем развернуть работу по установлению лиц, причастных к нему.

Наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми на объектах железнодорожного являются хищения грузов, кражи вещей у пассажиров, спекуляция, мошенничество, взяточничество, наезды подвижного состава на лиц, не занятых работой на транспорте, а также повреждения путей сообщения и преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшие крушения и аварии.

Такие преступления против личности, как хулиганство, разбойные нападения и грабежи совершаются чаще всего в вечернее и ночное время на вокзалах, перегонах и платформах, в электропоездах и лесопосадках, расположенных вдоль железнодорожных путей. Эти уголовно наказуемые деяния совершают, как правило, лица молодого возраста и в группе. Железнодорожный транспорт используют как для совершения преступления, так и для того, чтобы скрыться с места происшествия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: