Проект Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и архивное законодательство




ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО

АРХИВНОЕ ДЕЛО

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Л.П. АФАНАСЬЕВА, к. и. н. РГГУ

> ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫИНФОРМАТИЗАЦИИ АРХИВНОГО ДЕЛА

> ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАТИЗАЦИИ АРХИВНОГО ДЕЛА

> ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: КОНЦЕПЦИЯ

Автоматизированные технологии стали оказывать значительное влияние на теорию и методику архивного дела с началом эпохи, ко­торую Питер Нортон назвал “эрой персональ­ных вычислений”. Ее наступление ознамено­валось массовым распространением с начала 1980-х годов сравнительно дешевых персо­нальных компьютеров, интенсивной разработ­кой программного обеспечения для ПЭВМ, со­вершенствованием пользовательского интер­фейса этих программ. Этот процесс, пусть с опозданием почти на десятилетие, затронул и отечественные архивы. С этого момента мы можем проследить два направления в разви­тии информатизации архивного дела, которые развивались параллельно:

♦ стихийная информатизация на уровне от­дельных архивов;

+ организованная информатизация на уров­не архивной отрасли.

Начало стихийной компьютеризации сна­чала московских, а затем областных, краевых, городских архивов связано с конца 1980-х го­дов. Архивы приобретали ставшую доступной компьютерную технику, разрабатывали и вне­дряли программное обеспечение по собственно­му усмотрению. К середине 1990-х годов в ар­хивной отрасли начал складываться неофици­альный рынок программных продуктов, лиди­рующее положение на котором занимали сами архивы - разработчики программ: Российский центр космической документации, отдел авто­матизации ВНИИДАД, Центр хранения и изу­чения документальных коллекций (ЦХИДК, с 1999 года в составе РГВА). В регионах про­граммное обеспечение активно создавал Госу-

Таблица 1

Архив РНЩ кд ГАРФ РГАЭ РГВА ЦХИДК Московское городское объединение архивов
Название ПО "Учет фондов" "Учет фондов" "Учет фондов", "Паспорт архива" БД "Перв ичный учет по храниливдм" "Учет фондов" "Учет фондов" по архивам объединения
Разработч ик РНИЦКД РНИ Ц К Д ВНИИДАД РГВА ЦХИДК И нформ-центр Мос гор- архив а
Формат(СУБД) FOX PRO FOX PRO Clipper 5.5 "Ребус” Clipper 5.5 Qand А

№ 2, 2004

дарственный архив Пермской области и другие архивы. Очень редко программные продукты для архивов создавали профессиональные фир­мы - системные интеграторы. Архивы внедря­ли программные продукты изолированно друг от друга. Первая общеотраслевая конференция по проблеме информатизации прошла лишь в 1996 году в г. Перми (ГАПО). Это приводило к тому, что архивы, действуя методом "изобрете­ния велосипеда", создавали довольно разношер­стные программы в разных средах и форма­тах, но предназначенные для решения одних и тех же задач. Вот, например, какие программы использовались в 1995 г. в архивах г. Москвы для учета документов: см. табл. 1.

Кроме того, в первой половине 1990-х гг. резко уменьшилось количество публикаций по проблеме компьютеризации архивного дела по сравнению с 1970 -1980 годами (хотя в пред­шествующий период уровень автоматизации отрасли был несравнимо ниже), что привело к снижению теоретического уровня разработки проблемы1. Архивами - разработчиками про­грамм игнорировались международные стан­дарты описания документов.

Вместе с тем еще в конце 1980-х годов высказывались идеи о необходимости общеот­раслевой программы компьютеризации архи­вного дела. Так, В.Д. Банасюкевич утверждал, что работа по развитию автоматизированных архивных технологий (ААТ) тормозится не только отсутствием современных технических средств, но и разрозненностью научно-техни- ческих решений. И поэтому разработку ААТ необходимо проводить в рамках единой кон­цепции информатизации, которая будет спо­собствовать тому, что автоматизированные системы архивов станут частью общегосудар­ственной системы баз данных2.

Можно выделить несколько основных при­чин для направления информатизации архи­вного дела в централизованное русло.

> Управленческие причины. Составление общеотраслевого плана-прогноза позволяет не бросаться на решение первых же сиюминут­ных задач, а наметить приоритетные цели, которые должны быть реализованы в первую очередь, а значит, более рационально расхо­довать средства.

> Технологические причины. Единство при­меняемых решений ускорит и упростит процесс

внедрения ААТ. Архивы будут избавлены от необходимости самостоятельно разрабатывать ПО, которое уже внедрено в других архивных учреждениях. Централизованное изучение ПО, координация усилий архивов позволят избежать ошибок в выборе СУБД и формата данных, ко­торые могут привести к потере всего массива.

> Методические причины. Централизация и унификация важны для создания информа- ционно-поисковых систем (АИПС) на межар - хивном уровне. Компьютерные технологии дают возможность объединения информационно-по­исковых справочников отдельных архивов (пу­теводителей, описей, каталогов) в единую ме- жархивную автоматизированную информаци­онно-поисковую систему, а также возможность объединения АИПС государственных и ведом­ственных архивов, депозитарных отраслевых фондов. Например, архивисты РНИЦ КД еще в начале 1990-х годов писали о перспективах создания на основе ЭВТ и средств связи (се­тей) ни много ни мало как глобальной, обще­планетарной. общедоступной мировой архивнойисторической базы. Эту задачу предлагалось решить в несколько этапов:

- создание локальных баз данных в архивах и региональных центрах;

- объединение локальных баз данных в ре­гиональные сети; включение в эту работу всех архивов региона;

Ф установление горизонтальных связей меж­ду сетями различных регионов; ф установление вертикальных связей между архивами и центральным органом управ­ления архивным делом; ф объединение всех архивов в единую инфор­мационную сеть.

Увы, объединение информационных сис­тем не только в межпланетном, но и в межар- хивном масштабе (то есть на втором этапе) невозможно без унификации программного и лингвистического обеспечения, совместимости форматов представления данных. На практи­ке же в области программного обеспечения ин- формационно-поисковых систем в 1990-е годы царил еще больший разнобой, чем в области учетных программ. Для создания электронных каталогов, указателей, описей, путеводителей применялись СУБД Clipper, FoxPro для DOS и Windows в т.ч. “Ребус”, Clarion, FoxBase, CDS ISIS, IRBIS, Q and А, позже — Ms. Access,

[1] Ныне сведения о разрабатываемых архивами базах данных публикуются на сайте "Архивы России", в журна­лах 'Отечественные архивы", "Вестник архивиста", информационном бюллетене ассоциации "История и компью­тер", периодике региональных органов управления архивным делом и зональных научно-методических советов.

[1] Банасюкевич ВД. Информатизация общества и государственная архивная служба // Советские архивы. 1990. № 1. С. 83.

Visual FoxPro, Oracle и другие. Приостанови- ласьразработка единых классификаторов.

Еще в большей степени требовала унифи­кации методика учета документов. Дело в том, что одним из основных принципов учета явля­ется его централизация, то есть периодичес­кое суммирование учетных данных на уровне архива, региона, отрасли. Но, учитывая раз­нообразие применявшихся программ, невоз­можно было осуществить не только сложную статистическую обработку, но и простое сло­жение учетных данных двух архивов. Боль­шинство форматов было совместимо, но каж­дая база данных имела также свой состав по­лей и отчетов. Однако для осуществления уче­та наиболее удобен единый общеотраслевой формат.

Наконец, существовали важные предпо­сылки для унификации автоматизированных архивных технологий — высокая степень стан­дартизации и унификации архивного дела, су­ществование основных правил работы государ­ственных и ведомственных архивов, общеот­раслевых стандартов и нормативов.

Организация внедрения информационных технологий осуществляется на различных уровнях:

Ф на уровне Архивного фонда РФ в целом;

> на уровне региона (республики, края, от­расли, города);

+ на уровне архива;

+ на уровне внедрения отдельной автомати­зированной технологии (базы данных).

На уровне архивной отрасли в целом орга­низация информатизации архивного дела рег­ламентируется законодательными актами, по­становлениями правительства, федеральными целевыми программами, отраслевыми про­граммами, планами, стандартами, приказами органа управления архивным делом и други­ми нормативными документами.

В 1990 - 2000 гг. был принят ряд законо­дательных актов, составивших основу право­вой базы информатизации архивного дела: Ос­новы законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" (1993 г.); Положение об Архивном фонде РФ (1994 г.), Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993 г.); Закон РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” (1994 г.); Закон РФ “ Об информа­ции, информатизации и защите информации” (1995 г.); Закон РФ “Об участии в междуна­родном информационном обмене” (1996 г.); Закон РФ "Об электронной цифровой подписи" (2002 г.) и другие.

Можно выделить следующие аспекты ин­форматизации, ставшие объектами правового регулирования:

> авторские права на используемое архива­ми программное обеспечение и созданные архивами базы данных, другие информа­ционные ресурсы (Закон РФ "Об авторс­ком праве и смежных правах"; Закон РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”, нормы международного пра­ва, например Бернской конвенции);

4 деятельность архивов по формированию и защите государственных информационных ресурсов — собственность на информаци­онные ресурсы, доступ к государственным информационным ресурсам, защита персо­нальных и конфиденциальных данных (За­кон РФ “Об информации, информатизации и защите информации”; Закон РФ “Об уча­стии в международном информационном обмене”);

> правовой статус электронных документов - дефиниция, юридическая сила, вопросы комплектования электронными документа­ми государственных архивов (основы за­конодательства Российской Федерации "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" (1993 г.); Положение об Архивном фонде РФ (1994 г.), законы “Об информа­ции, информатизации и защите информа­ции”, "Об электронной цифровой подписи", "Об электронной торговле" и др.). Создание и пополнение информационных

ресурсов — процесс не только трудоемкий, но и дорогостоящий (создание компьютерной среды, разработка и использование ПО). Поэтому важ­ным аспектом является как соблюдение, так и защита авторских прав при внедрении и раз­работке программного обеспечения. Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз дан­ных", принятый осенью 1992 года и вступив­ший в силу в 1994 году, законодательно регла­ментирует понятие "программа для ЭВМ" и "база данных". Под программой для ЭВМ пони­мается объективная форма представления со­вокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычисли­тельных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. База данных - это объективная форма представления и организации совокуп­ности данных (например, статей, расчетов), си­стематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Программы ЭМВ и базы дан­ных являются объектами авторского права.

Причем авторское право распространяется на базы данных и программы как выпущенные, так и не выпущенные в свет, для вступления в действие авторского права не требуется депо­нирования или регистрации баз данных (хотя возможна регистрация в установленном поряд­ке). Обладатель авторских прав приобретает не только личные, но имущественные права. Это обязывает архив приобретать только лицензи­онное программное обеспечение, в цену которо­го входят авторские отчисления разработчикам ПО. В свою очередь, программы и базы дан­ных, разрабатываемые в архивах, являются объектом авторского права. Что касается баз данных, то здесь есть специфическая особен­ность, которая за рубежом получила название "права базы данных". Ст. 5 закона предусмат­ривает, что авторское право на базу данных признается при условии соблюдения авторско­го права на каждое из произведений, включен­ных в эту базу данных. Под составными частя­ми базы данных, которые, в свою очередь, мо­гут быть объектами авторского права, подразу­мевается система управления базами данных (СУБД) или язык программирования, на основе которого создана программа, и непосредствен­но данные. СУБД, используемая для создания базы данных, должна быть лицензионной. Что касается самих данных, то авторским правом на справочники (описи, путеводители), вопло­щаемые в электронной форме, обладает сам архив. Но архив, естественно, не обладает ав­торскими правами на документы, хранящиеся в нем. Поэтому вопрос об авторских правах может возникнуть в случае электронной публи­кации (например, в Интернете) или создания полнотекстовой базы данных на основе рукопи­сей литературных и научных произведений, фотодокументов, стоп-кадров кинофильмов. В этом случае архиву необходимо получить со­гласие авторов на использование произведений в базе данных3.

Отечественное законодательство по автор­скому праву не свободно от противоречий. Во- первых, обладателем авторских прав на про­грамму для ЭВМ может быть физическое лицо (или несколько физических лиц) — програм­мист- одиночка ("вольный художник") или твор­ческий коллектив. В этом смысле авторское право на базу данных приравнивается к пра­ву на другие плоды творчества: ст. 2 Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" и ст. 6 Закона "Об авторском праве и

смежных правах" приравнивают программы для ЭВМ к произведениям литературы, а базы данных - к сборникам. Но современная прак­тика создания программного обеспечения да­леко ушла от творчества одиночек. СУБД и другое программное обеспечение, необходимое для создания баз данных, производят мощные корпорации с множеством сотрудников. И оп­ределить персональный творческий вклад каж­дого разработчика бывает довольно сложно. Например, в создании электронного каталога архива принимают участие не только те, кто непосредственно участвовал в разработке про­граммы и вводе данных, но и те сотрудники, которые производили выявление документов, выдачу их из хранилища, описание. Впрочем, в ст. 12 Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" есть оговорка о том, что если программа создана физическими ли­цами "в порядке выполнения служебных обя­занностей", то имущественные права могут принадлежать работодателю. Впрочем, и фи­зические лица в этом случае могут претендо­вать на авторское вознаграждение, о чем сле­дует заключить договор с работодателем.

Обращает на себя внимание и другое про­тиворечие. С одной стороны, отечественное за­конодательство предоставляет автору очень широкий круг прав. Автор и только автор мо­жет давать разрешение и определять условия (в договоре) не только выпуска в свет и моди­фикации, но и воспроизведения (полного или частичного) в любой форме и распростране­ния программы и базы данных. С другой сто­роны, учитывая техническую легкость копиро­вания данных, совершенно не понятно, как автор может проконтролировать распростра­нение, особенно в случае публикации данных в Интернете. В большинстве европейских за­конов есть исключения - позволяется без раз­решения автора "справедливое распределение" (в английском законодательстве), "справедли­вое использование" (в законе США) и "личное копирование" (в большинстве европейских за­конов). Отечественный закон не предоставля­ет гарантий защиты авторского права и не предусматривает механизма регистрации ав­торского права на ПО и базу данных (патенто­вания)4. Множество правовых проблем возни­кает в связи с созданием ресурсов архивов в Интернете.

Применение норм авторского права на программы для ЭВМ и базы данных в прак-

[1] Срок действия авторского права конечен — 50 лет с момента создания произведения, но авторское право может передаваться по наследству.

[1] Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994. С. 33.

тике информатизации архивного дела встре­чает множество препятствий. "Ножницы цен" лицензионного и пиратского программного обеспечения в нашей стране столь велики, а "черный рынок" в области IT-технологий столь мощен, что подавляющее большинство архи­вов в 1990-е годы использовало пиратское про­граммное обеспечение. Архивы просто не име­ли средств для оплаты лицензионных про­грамм. По мере усложнения программного обеспечения это грозит архивам не только кон­фликтами с законом, но и потерей данных. Владелец пиратской копии лишается техни­ческой под держки разработчика программ, не получает своевременно новых версий ПО и вынужден самостоятельно производить конвер­тирование данных при смене технологий, для чего архиву требуется квалифицированный штат программистов. В связи с этим все чаще звучит мнение о необходимости централизо­ванного финансирования закупки ПО архи­вами в рамках общеотраслевой программы ин­форматизации архивного дела. С другой сто­роны, защитить базы данных, созданные ар­хивами, от неправомерного копирования так­же сложно, поэтому многие архивы не только не выставляют электронный НСА в Интерне­те, но и не предоставляют его пользователям в читальном зале.

Участие архивов в реализации государ­ственной информационной политики регламен­тируется прежде всего Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” (1995 г.). Архивы играют важ­ную роль в создании условий для качествен­ного и эффективного информационного обес­печения граждан, органов власти и управле­ния. Так, архивы принимают непосредствен­ное участие в формировании и защите госу­дарственных информационных ресурсов, созда­нии федеральных и региональных информа­ционных систем и сетей.

Под информационными ресурсами понима­ются отдельные документы и отдельные мас­сивы документов, документы и массивы доку­ментов в информационных системах (библио­теках, архивах, фондах, банках данных, дру­гих информационных системах). Таким обра­зом, под государственными информационны­ми ресурсами понимают и документы, храня­щиеся в архиве и созданные архивами базы данных. Согласно статье 7 закона, государ­ственные информационные ресурсы подразде­ляются на:

> федеральные информационные ресурсы;

+ информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее

- информационные ресурсы совместного ве­дения);

> информационные ресурсы субъектов Рос­сийской Федерации.

Под информационными системами пони­мают организационно упорядоченную сово­купность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информаци­онные процессы. Таким образом, докумен­ты архива в совокупности с научно-справоч­ным аппаратом, в том числе автоматизиро­ванным, представляют собой единую инфор­мационную систему.

Важное место в законе занимает вопрос о собственности на информационные ресурсы (ст. 6). Закон разграничивает полномочия владель­ца, собственника и пользователя информаци­онных ресурсов и предоставляет собственнику широкие права по распоряжению, доступу и защите информации. Что касается архивов, то собственником ресурсов, созданных за счет средств государственного бюджета, является Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы находятся в ведении соответствующих учреждений, которые долж­ны осуществить их учет и защиту. Отдельные объекты федеральных ресурсов даже могут быть объявлены общероссийским нацио­нальным достоянием.

Закон регулирует доступ к государственным информационным ресурсам. Государственные информационные ресурсы являются открыты­ми, кроме ресурсов ограниченного доступа (ин­формация, относящаяся к государственной тай­не, и конфиденциальная информация)5. Важ­но, что ст. 10 запрещает относить к ресурсам ограниченного доступа в числе других "доку­менты, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов". Таким образом, архивные базы данных также относятся к ресурсам от­крытого доступа, поскольку они представляют "общественный интерес" и необходимы "для реализации прав, свобод и обязанностей граж­дан". Закон обязывает "организации, ответ­ственные за формирование и использование информационных ресурсов", к которым отно­сятся и архивы, "обеспечивать условия для опе­ративного и полного предоставления пользова-

[1] Ограничения доступа к такого рода информации определены Основами законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, Законом "О государственной тайне" и др.

телю документированной информации", закреп­ляет права граждан на доступ к информации (независимо от целей ее использования, в том числе коммерческого использования). Отказ в доступе к ресурсам может быть обжалован че­рез суд. С другой стороны, закон обязывает ар­хивы осуществлять охрану персональных дан­ных. На практике это часто осуществляется путем "обезличивания данных", то есть доступ к базе данных предоставляется, кроме полей (поля), позволяющих идентифицировать запись базы данных с конкретным человеком (фами­лия, адрес и др.). Закон предусматривает обя­зательную сертификацию информационных систем, "предназначенных для информацион­ного обслуживания граждан и организаций". Кроме того, для государственных организаций, которые обрабатывают документированную ин­формацию с ограниченным доступом (а к ним относятся и архивы), сертифицированию под­лежат не только сами информационные систе­мы, но и средства защиты информации (на­пример, криптографические программы) - ст. 19. Наконец, закон регламентирует установле­ние режима зашиты информации:

+ в отношении сведений, отнесенных к госу­дарственной тайне;

> в отношении конфиденциальной докумен­тированной информации;

Ф в отношении персональных данных (ст. 21).

Защита от несанкционированного копиро­вания проводится также и с целью защиты авторских прав разработчика программ.

Закон "Об участии в международном ин­формационном обмене" призывает органы вла­сти РФ не только создавать государственные информационные ресурсы, но и стимулировать расширение взаимовыгодного международно­го информационного обмена (в частности, пу­тем содействия внедрению современных ин­формационных технологий); обеспечивать сво­евременное и достаточное пополнение государ­ственных информационных ресурсов Российс­кой Федерации иностранными информацион­ными продуктами. Под такого рода информа­ционными продуктами можно понимать и элек­тронный научно-справочный аппарат зарубеж­ных архивов. Одновременно на органы власти возлагается обязанность по защите государ­ственных информационных ресурсов Российс­кой Федерации (ст. 4). Интересно, что если в пределах Российской Федерации открытые фонды библиотек и архивов запрещено отно­сить к ресурсам ограниченного доступа, то при международном информационном обмене за­кон разделяет статус библиотек и архивов.

Открытые библиотечные фонды отнесены к документной информации, вывоз которой за пределы РФ не ограничен (ст. 7). Что касает­ся документов Архивного фонда РФ, то они отнесены к документной информации, вывоз которой ограничен (ст. 8). Причем это ограни­чение распространяется и на перемещение с территории Российской Федерации документи­рованной информации при предоставлении до­ступа пользователям, находящимся за преде­лами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находя­щимся на территории Российской Федерации. То есть ограничение распространяется не толь­ко на сами архивные документы, но и на базы данных по архивным документам (информа­ционные системы). Возможность вывоза ин­формации "определяется в каждом конкрет­ном случае". Не совсем понятно, как это огра­ничение можно реализовать в отношении до­кументов и справочников, помещенных в гло­бальной сети Интернет, которая не имеет гра­ниц и позволяет передать скопированные до­кументы, минуя таможенные запреты. Но, со­гласно ст. 10 закона, для включения инфор­мационных систем, сетей в состав средств международного информационного обмена не­обходимо получение международного кода, по­рядок выдачи которого устанавливается Пра­вительством Российской Федерации. А для систем, содержащих информацию ограничен­ного доступа, необходимо еще разрешение Го­сударственной технической комиссии при Пре­зиденте РФ и ФАПСИ. Напомним, что, соглас­но ст. 23 Основ законодательства об Архивном фонде РФ и архивах, запрещен вывоз доку­ментов государственной части Архивного фонда РФ, а также уникальных и особо ценных доку­ментов негосударственной части Архивного фонда РФ за пределы страны (кроме времен­ного вывоза), но ничего не говорится об огра­ничении на вывоз документной информации. Координация деятельности в области между­народного информационного обмена осуществ­ляется Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации. Де­ятельность по осуществлению международно­го информационного обмена подлежит обяза­тельному лицензированию, а информационные системы и средства их защиты — сертифици­рованию.

Вопросы защиты информации при созда­нии информационных ресурсов широко рас­сматривались в "Доктрине информационной безопасности РФ", утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Цель доктрины - совер­

шенствование правового, методического, науч­но-технического и организационного обеспече­ния информационной безопасности Российской Федерации. В доктрине выделены четыре ос­новные составляющие национальных интере­сов РФ в сфере информатизации:

Ф соблюдение конституционных прав и сво­бод человека и гражданина в области полу­чения информации и пользования ею;

> информационное обеспечение государствен­ной политики Российской Федерации, свя­занное с доведением до российской и меж­дународной общественности достоверной ин­формации о государственной политике Рос­сийской Федерации;

+ развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии ин­формации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и свя­зи... а также обеспечение накопления, со­хранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; + защита информационных ресурсов от не­санкционированного доступа.

Все составляющие связаны с информати­зацией архивного дела. Так, создание инфор- мационно-поисковых баз данных по материа­лам архивных документов облегчит доступ граждан к информации, в частности, выпол­нение социально-правовых запросов, непосред­ственно связанных с соблюдением прав и сво­бод человека. Недаром в доктрине одной из информационных угроз названо "неправомер­ное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам... к открытым ар­хивным материалам", а также "дезорганиза­ция и разрушение системы накопления и со­хранения культурных ценностей, включая ар­хивы". В доктрине также отмечено, что наи­большую опасность в сфере духовной жизни представляет упадок архивов, музеев, недоста­ток их финансирования.

Ресурсы архивов являются частью госу­дарственных информационных ресурсов, и их развитие напрямую связано с информацион­ной политикой государства. В доктрине пре­дусмотрены принятие и реализация федераль­ных программ, предусматривающих формиро­вание общедоступных архивов информацион­ных ресурсов федеральных органов государ­ственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Важ­ным моментом также является гармонизация отечественных стандартов в области инфор­матизации и обеспечения информационной бе­зопасности автоматизированных систем управ­

ления, информационных и телекоммуникаци­онных систем общего и специального назначе­ния. Унификация информационных систем имеет важное значение для комплектования архивов электронными документами.

Среди других важных мер информацион­ной безопасности названы:

> создание безопасных информационных тех­нологий для систем, используемых в про­цессе реализации жизненно важных функ­ций общества и государства;

> пресечение компьютерной преступности;

ф создание информационно-телекоммуникаци­онной системы специального назначения в интересах федеральных органов государ­ственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

> обеспечение технологической независимос­ти страны в области создания и эксплуата­ции информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения и другие. Наконец, в законодательстве регламенти­рован статус документов на машинных носи­телях и электронных документов. Дефиниция понятия "документ на машинном носителе" приведена в ГОСТ Р-51141 - 98 "Делопроиз­водство и архивное дело: термины и определе­ния": "Документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычис­лительной машиной". Наиболее важным момен­том является тот факт, что в Основах законо­дательства РФ об Архивном фонде РФ и архи­вах и в Положении об Архивном фонде РФ утверждается, что в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от вида носителя. Это означает необходимость сохранения электронных документов наравне с документами на традиционных носителях. На электронные документы распространяются и другие нормы архивного законодательства. В Положении "Об Архивном фонде РФ" зафик­сирован срок хранения ДМН, относящихся к государственной части Архивного фонда РФ в организациях-создателях до передачи в Госу­дарственный архив, — 5 лет. С учетом быстро­ты смены информационных технологий этот срок представляется неоправданно большим.

В правовом регулировании всех аспектов работы с электронными документами возни­кает множество нерешенных проблем.

Постановление Совета министров - Пра­вительства РФ “О реализации государствен­ной политики в архивном деле” (23 августа

1993 г.) предписывало Министерству науки и технической политики РФ с 1994 г. предус­мотреть финансирование программы "Инфор­матизация государственных архивов РФ" как составной части программы "Информатиза­ция России". Однако программа была разра­ботана позже.

В ноябре 1995 года коллегия Росархива одобрила концепцию информатизации архи­вного дела в России - первый документ о прин­ципах и направлениях информатизации ар­хивов на уровне всей отрасли. В работе над концепцией участвовали специалисты ВНИ- ИДАД, Росархива, РНИЦ КД, ИПУ АН РФ. Утверждение концепции было важным шагом в преодолении стихийности процесса инфор­матизации отрасли. Концепция была основа­на на законодательных актах, затрагивающих сферу информатизации архивного дела, и по­служила основой для разработки Программы информатизации архивного дела на 1997 - 2000 гг., изменений в Регламенте государ­ственного учета архивных документов, "Ос­новных правилах работы государственных архивов". Главной целью разработки концеп­ции было преодоление разнобоя во внедрении автоматизированных архивных технологий (как в теоретических подходах, так и в конк­ретных технологических решениях) и осуще­ствление реальной интеграции информацион­ных ресурсов на межархивном уровне6. Кон­цепция предполагает, что “создание автома­тизированного научно-справочного аппарата, баз данных, содержащих электронные копии документов, развитие телекоммуникационных систем улучшит обеспечение пользователей архивной информацией, позволит более опе­

ративно решить вопросы инфомационного об­мена между архивными учреждениями, будет способствовать укреплению взаимодействия архивных учреждений с федеральными орга­нами государственной власти”7. Концепция состояла из следующих разделов:

+ основные цели информатизации;

> состояние информатизации архивного дела; + основные направления и принципы инфор­матизации;

+ программное обеспечение по основным ви­дам деятельности архивных учреждений;

+ лингвистическое обеспечение;

+ архивные документы на нетрадиционных носителях;

> международное сотрудничество;

> организация работ по информатизации.

В концепции подводились итоги развития информатизации архивов к середине 90-х го­дов. К этому времени в межархивных базах данных было накоплено 250 тыс. записей. Правда, из них 70 тыс. записей — данные ав­томатизированного ЦФК, который перестал функционировать в середине 1990-х годов. Сводные данные по внутриархивным базам можно представить в виде табл. 2.

Из общего соотношения количества баз данных в федеральных архивах и в регионах (столбец 2) следует, что федеральные архивы имеют почти в 3 раза больше информацион­ных ресурсов. Это объясняется их лучшей тех­нической оснащенностью и финансированием (в основном за счет грантов зарубежных фон­дов). Однако во второй половине 1990-х годов ситуация стала изменяться, поскольку регио­нальные архивы активно осуществляли ком­пьютеризацию за счет местных бюджетов, а

Таблица 2

АрхивыДзазы данных Всего баз данных Учетные базы данных №< формационно­поисковые базы данных(НСА) Административно- управленческие базы данных (планирование, бухгалтерия, кадры)
           
  Федеральные архивы 77,60% 1,40% 98,50% 0,10%
  Региональные архивы 22,40% 40% 54,30% 5,70%
  Всего (федеральные и региональные архивы) 100% 10% 88,70% 1,30%

- Киселев И.Н. Информатизация архивного дела // Вестник архивиста. 1996. № 1. С. 60.

- Концепция информатизации архивного дела // Вестник архивиста. 1996. № 1. С. 69.

- В 2002 г. тематические информационно-поисковые базы данных были созданы в 65% архивов 35 субъектов РФ (Информационный бюллетень /Федеральная архивная служба. 2003. № 37. С. 51).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: