ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
АРХИВНОЕ ДЕЛО
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АРХИВНОГО ДЕЛА: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Л.П. АФАНАСЬЕВА, к. и. н. РГГУ
> ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫИНФОРМАТИЗАЦИИ АРХИВНОГО ДЕЛА
> ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАТИЗАЦИИ АРХИВНОГО ДЕЛА
> ИНФОРМАТИЗАЦИЯ АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: КОНЦЕПЦИЯ
Автоматизированные технологии стали оказывать значительное влияние на теорию и методику архивного дела с началом эпохи, которую Питер Нортон назвал “эрой персональных вычислений”. Ее наступление ознаменовалось массовым распространением с начала 1980-х годов сравнительно дешевых персональных компьютеров, интенсивной разработкой программного обеспечения для ПЭВМ, совершенствованием пользовательского интерфейса этих программ. Этот процесс, пусть с опозданием почти на десятилетие, затронул и отечественные архивы. С этого момента мы можем проследить два направления в развитии информатизации архивного дела, которые развивались параллельно:
♦ стихийная информатизация на уровне отдельных архивов;
+ организованная информатизация на уровне архивной отрасли.
Начало стихийной компьютеризации сначала московских, а затем областных, краевых, городских архивов связано с конца 1980-х годов. Архивы приобретали ставшую доступной компьютерную технику, разрабатывали и внедряли программное обеспечение по собственному усмотрению. К середине 1990-х годов в архивной отрасли начал складываться неофициальный рынок программных продуктов, лидирующее положение на котором занимали сами архивы - разработчики программ: Российский центр космической документации, отдел автоматизации ВНИИДАД, Центр хранения и изучения документальных коллекций (ЦХИДК, с 1999 года в составе РГВА). В регионах программное обеспечение активно создавал Госу-
|
Таблица 1
Архив | РНЩ кд | ГАРФ | РГАЭ | РГВА | ЦХИДК | Московское городское объединение архивов |
Название ПО | "Учет фондов" | "Учет фондов" | "Учет фондов", "Паспорт архива" | БД "Перв ичный учет по храниливдм" | "Учет фондов" | "Учет фондов" по архивам объединения |
Разработч ик | РНИЦКД | РНИ Ц К Д | ВНИИДАД | РГВА | ЦХИДК | И нформ-центр Мос гор- архив а |
Формат(СУБД) | FOX PRO | FOX PRO | Clipper 5.5 | "Ребус” | Clipper 5.5 | Qand А |
№ 2, 2004
дарственный архив Пермской области и другие архивы. Очень редко программные продукты для архивов создавали профессиональные фирмы - системные интеграторы. Архивы внедряли программные продукты изолированно друг от друга. Первая общеотраслевая конференция по проблеме информатизации прошла лишь в 1996 году в г. Перми (ГАПО). Это приводило к тому, что архивы, действуя методом "изобретения велосипеда", создавали довольно разношерстные программы в разных средах и форматах, но предназначенные для решения одних и тех же задач. Вот, например, какие программы использовались в 1995 г. в архивах г. Москвы для учета документов: см. табл. 1.
Кроме того, в первой половине 1990-х гг. резко уменьшилось количество публикаций по проблеме компьютеризации архивного дела по сравнению с 1970 -1980 годами (хотя в предшествующий период уровень автоматизации отрасли был несравнимо ниже), что привело к снижению теоретического уровня разработки проблемы1. Архивами - разработчиками программ игнорировались международные стандарты описания документов.
|
Вместе с тем еще в конце 1980-х годов высказывались идеи о необходимости общеотраслевой программы компьютеризации архивного дела. Так, В.Д. Банасюкевич утверждал, что работа по развитию автоматизированных архивных технологий (ААТ) тормозится не только отсутствием современных технических средств, но и разрозненностью научно-техни- ческих решений. И поэтому разработку ААТ необходимо проводить в рамках единой концепции информатизации, которая будет способствовать тому, что автоматизированные системы архивов станут частью общегосударственной системы баз данных2.
Можно выделить несколько основных причин для направления информатизации архивного дела в централизованное русло.
> Управленческие причины. Составление общеотраслевого плана-прогноза позволяет не бросаться на решение первых же сиюминутных задач, а наметить приоритетные цели, которые должны быть реализованы в первую очередь, а значит, более рационально расходовать средства.
> Технологические причины. Единство применяемых решений ускорит и упростит процесс
внедрения ААТ. Архивы будут избавлены от необходимости самостоятельно разрабатывать ПО, которое уже внедрено в других архивных учреждениях. Централизованное изучение ПО, координация усилий архивов позволят избежать ошибок в выборе СУБД и формата данных, которые могут привести к потере всего массива.
> Методические причины. Централизация и унификация важны для создания информа- ционно-поисковых систем (АИПС) на межар - хивном уровне. Компьютерные технологии дают возможность объединения информационно-поисковых справочников отдельных архивов (путеводителей, описей, каталогов) в единую ме- жархивную автоматизированную информационно-поисковую систему, а также возможность объединения АИПС государственных и ведомственных архивов, депозитарных отраслевых фондов. Например, архивисты РНИЦ КД еще в начале 1990-х годов писали о перспективах создания на основе ЭВТ и средств связи (сетей) ни много ни мало как глобальной, общепланетарной. общедоступной мировой архивнойисторической базы. Эту задачу предлагалось решить в несколько этапов:
|
- создание локальных баз данных в архивах и региональных центрах;
- объединение локальных баз данных в региональные сети; включение в эту работу всех архивов региона;
Ф установление горизонтальных связей между сетями различных регионов; ф установление вертикальных связей между архивами и центральным органом управления архивным делом; ф объединение всех архивов в единую информационную сеть.
Увы, объединение информационных систем не только в межпланетном, но и в межар- хивном масштабе (то есть на втором этапе) невозможно без унификации программного и лингвистического обеспечения, совместимости форматов представления данных. На практике же в области программного обеспечения ин- формационно-поисковых систем в 1990-е годы царил еще больший разнобой, чем в области учетных программ. Для создания электронных каталогов, указателей, описей, путеводителей применялись СУБД Clipper, FoxPro для DOS и Windows в т.ч. “Ребус”, Clarion, FoxBase, CDS ISIS, IRBIS, Q and А, позже — Ms. Access,
[1] Ныне сведения о разрабатываемых архивами базах данных публикуются на сайте "Архивы России", в журналах 'Отечественные архивы", "Вестник архивиста", информационном бюллетене ассоциации "История и компьютер", периодике региональных органов управления архивным делом и зональных научно-методических советов.
[1] Банасюкевич ВД. Информатизация общества и государственная архивная служба // Советские архивы. 1990. № 1. С. 83.
Visual FoxPro, Oracle и другие. Приостанови- ласьразработка единых классификаторов.
Еще в большей степени требовала унификации методика учета документов. Дело в том, что одним из основных принципов учета является его централизация, то есть периодическое суммирование учетных данных на уровне архива, региона, отрасли. Но, учитывая разнообразие применявшихся программ, невозможно было осуществить не только сложную статистическую обработку, но и простое сложение учетных данных двух архивов. Большинство форматов было совместимо, но каждая база данных имела также свой состав полей и отчетов. Однако для осуществления учета наиболее удобен единый общеотраслевой формат.
Наконец, существовали важные предпосылки для унификации автоматизированных архивных технологий — высокая степень стандартизации и унификации архивного дела, существование основных правил работы государственных и ведомственных архивов, общеотраслевых стандартов и нормативов.
Организация внедрения информационных технологий осуществляется на различных уровнях:
Ф на уровне Архивного фонда РФ в целом;
> на уровне региона (республики, края, отрасли, города);
+ на уровне архива;
+ на уровне внедрения отдельной автоматизированной технологии (базы данных).
На уровне архивной отрасли в целом организация информатизации архивного дела регламентируется законодательными актами, постановлениями правительства, федеральными целевыми программами, отраслевыми программами, планами, стандартами, приказами органа управления архивным делом и другими нормативными документами.
В 1990 - 2000 гг. был принят ряд законодательных актов, составивших основу правовой базы информатизации архивного дела: Основы законодательства Российской Федерации "Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" (1993 г.); Положение об Архивном фонде РФ (1994 г.), Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993 г.); Закон РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” (1994 г.); Закон РФ “ Об информации, информатизации и защите информации” (1995 г.); Закон РФ “Об участии в международном информационном обмене” (1996 г.); Закон РФ "Об электронной цифровой подписи" (2002 г.) и другие.
Можно выделить следующие аспекты информатизации, ставшие объектами правового регулирования:
> авторские права на используемое архивами программное обеспечение и созданные архивами базы данных, другие информационные ресурсы (Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах"; Закон РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”, нормы международного права, например Бернской конвенции);
4 деятельность архивов по формированию и защите государственных информационных ресурсов — собственность на информационные ресурсы, доступ к государственным информационным ресурсам, защита персональных и конфиденциальных данных (Закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации”; Закон РФ “Об участии в международном информационном обмене”);
> правовой статус электронных документов - дефиниция, юридическая сила, вопросы комплектования электронными документами государственных архивов (основы законодательства Российской Федерации "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" (1993 г.); Положение об Архивном фонде РФ (1994 г.), законы “Об информации, информатизации и защите информации”, "Об электронной цифровой подписи", "Об электронной торговле" и др.). Создание и пополнение информационных
ресурсов — процесс не только трудоемкий, но и дорогостоящий (создание компьютерной среды, разработка и использование ПО). Поэтому важным аспектом является как соблюдение, так и защита авторских прав при внедрении и разработке программного обеспечения. Закон "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", принятый осенью 1992 года и вступивший в силу в 1994 году, законодательно регламентирует понятие "программа для ЭВМ" и "база данных". Под программой для ЭВМ понимается объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Программы ЭМВ и базы данных являются объектами авторского права.
Причем авторское право распространяется на базы данных и программы как выпущенные, так и не выпущенные в свет, для вступления в действие авторского права не требуется депонирования или регистрации баз данных (хотя возможна регистрация в установленном порядке). Обладатель авторских прав приобретает не только личные, но имущественные права. Это обязывает архив приобретать только лицензионное программное обеспечение, в цену которого входят авторские отчисления разработчикам ПО. В свою очередь, программы и базы данных, разрабатываемые в архивах, являются объектом авторского права. Что касается баз данных, то здесь есть специфическая особенность, которая за рубежом получила название "права базы данных". Ст. 5 закона предусматривает, что авторское право на базу данных признается при условии соблюдения авторского права на каждое из произведений, включенных в эту базу данных. Под составными частями базы данных, которые, в свою очередь, могут быть объектами авторского права, подразумевается система управления базами данных (СУБД) или язык программирования, на основе которого создана программа, и непосредственно данные. СУБД, используемая для создания базы данных, должна быть лицензионной. Что касается самих данных, то авторским правом на справочники (описи, путеводители), воплощаемые в электронной форме, обладает сам архив. Но архив, естественно, не обладает авторскими правами на документы, хранящиеся в нем. Поэтому вопрос об авторских правах может возникнуть в случае электронной публикации (например, в Интернете) или создания полнотекстовой базы данных на основе рукописей литературных и научных произведений, фотодокументов, стоп-кадров кинофильмов. В этом случае архиву необходимо получить согласие авторов на использование произведений в базе данных3.
Отечественное законодательство по авторскому праву не свободно от противоречий. Во- первых, обладателем авторских прав на программу для ЭВМ может быть физическое лицо (или несколько физических лиц) — программист- одиночка ("вольный художник") или творческий коллектив. В этом смысле авторское право на базу данных приравнивается к праву на другие плоды творчества: ст. 2 Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" и ст. 6 Закона "Об авторском праве и
смежных правах" приравнивают программы для ЭВМ к произведениям литературы, а базы данных - к сборникам. Но современная практика создания программного обеспечения далеко ушла от творчества одиночек. СУБД и другое программное обеспечение, необходимое для создания баз данных, производят мощные корпорации с множеством сотрудников. И определить персональный творческий вклад каждого разработчика бывает довольно сложно. Например, в создании электронного каталога архива принимают участие не только те, кто непосредственно участвовал в разработке программы и вводе данных, но и те сотрудники, которые производили выявление документов, выдачу их из хранилища, описание. Впрочем, в ст. 12 Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" есть оговорка о том, что если программа создана физическими лицами "в порядке выполнения служебных обязанностей", то имущественные права могут принадлежать работодателю. Впрочем, и физические лица в этом случае могут претендовать на авторское вознаграждение, о чем следует заключить договор с работодателем.
Обращает на себя внимание и другое противоречие. С одной стороны, отечественное законодательство предоставляет автору очень широкий круг прав. Автор и только автор может давать разрешение и определять условия (в договоре) не только выпуска в свет и модификации, но и воспроизведения (полного или частичного) в любой форме и распространения программы и базы данных. С другой стороны, учитывая техническую легкость копирования данных, совершенно не понятно, как автор может проконтролировать распространение, особенно в случае публикации данных в Интернете. В большинстве европейских законов есть исключения - позволяется без разрешения автора "справедливое распределение" (в английском законодательстве), "справедливое использование" (в законе США) и "личное копирование" (в большинстве европейских законов). Отечественный закон не предоставляет гарантий защиты авторского права и не предусматривает механизма регистрации авторского права на ПО и базу данных (патентования)4. Множество правовых проблем возникает в связи с созданием ресурсов архивов в Интернете.
Применение норм авторского права на программы для ЭВМ и базы данных в прак-
[1] Срок действия авторского права конечен — 50 лет с момента создания произведения, но авторское право может передаваться по наследству.
[1] Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М., 1994. С. 33.
тике информатизации архивного дела встречает множество препятствий. "Ножницы цен" лицензионного и пиратского программного обеспечения в нашей стране столь велики, а "черный рынок" в области IT-технологий столь мощен, что подавляющее большинство архивов в 1990-е годы использовало пиратское программное обеспечение. Архивы просто не имели средств для оплаты лицензионных программ. По мере усложнения программного обеспечения это грозит архивам не только конфликтами с законом, но и потерей данных. Владелец пиратской копии лишается технической под держки разработчика программ, не получает своевременно новых версий ПО и вынужден самостоятельно производить конвертирование данных при смене технологий, для чего архиву требуется квалифицированный штат программистов. В связи с этим все чаще звучит мнение о необходимости централизованного финансирования закупки ПО архивами в рамках общеотраслевой программы информатизации архивного дела. С другой стороны, защитить базы данных, созданные архивами, от неправомерного копирования также сложно, поэтому многие архивы не только не выставляют электронный НСА в Интернете, но и не предоставляют его пользователям в читальном зале.
Участие архивов в реализации государственной информационной политики регламентируется прежде всего Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” (1995 г.). Архивы играют важную роль в создании условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов власти и управления. Так, архивы принимают непосредственное участие в формировании и защите государственных информационных ресурсов, создании федеральных и региональных информационных систем и сетей.
Под информационными ресурсами понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Таким образом, под государственными информационными ресурсами понимают и документы, хранящиеся в архиве и созданные архивами базы данных. Согласно статье 7 закона, государственные информационные ресурсы подразделяются на:
> федеральные информационные ресурсы;
+ информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее
- информационные ресурсы совместного ведения);
> информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.
Под информационными системами понимают организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Таким образом, документы архива в совокупности с научно-справочным аппаратом, в том числе автоматизированным, представляют собой единую информационную систему.
Важное место в законе занимает вопрос о собственности на информационные ресурсы (ст. 6). Закон разграничивает полномочия владельца, собственника и пользователя информационных ресурсов и предоставляет собственнику широкие права по распоряжению, доступу и защите информации. Что касается архивов, то собственником ресурсов, созданных за счет средств государственного бюджета, является Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Эти ресурсы находятся в ведении соответствующих учреждений, которые должны осуществить их учет и защиту. Отдельные объекты федеральных ресурсов даже могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием.
Закон регулирует доступ к государственным информационным ресурсам. Государственные информационные ресурсы являются открытыми, кроме ресурсов ограниченного доступа (информация, относящаяся к государственной тайне, и конфиденциальная информация)5. Важно, что ст. 10 запрещает относить к ресурсам ограниченного доступа в числе других "документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов". Таким образом, архивные базы данных также относятся к ресурсам открытого доступа, поскольку они представляют "общественный интерес" и необходимы "для реализации прав, свобод и обязанностей граждан". Закон обязывает "организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов", к которым относятся и архивы, "обеспечивать условия для оперативного и полного предоставления пользова-
[1] Ограничения доступа к такого рода информации определены Основами законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах, Законом "О государственной тайне" и др.
телю документированной информации", закрепляет права граждан на доступ к информации (независимо от целей ее использования, в том числе коммерческого использования). Отказ в доступе к ресурсам может быть обжалован через суд. С другой стороны, закон обязывает архивы осуществлять охрану персональных данных. На практике это часто осуществляется путем "обезличивания данных", то есть доступ к базе данных предоставляется, кроме полей (поля), позволяющих идентифицировать запись базы данных с конкретным человеком (фамилия, адрес и др.). Закон предусматривает обязательную сертификацию информационных систем, "предназначенных для информационного обслуживания граждан и организаций". Кроме того, для государственных организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом (а к ним относятся и архивы), сертифицированию подлежат не только сами информационные системы, но и средства защиты информации (например, криптографические программы) - ст. 19. Наконец, закон регламентирует установление режима зашиты информации:
+ в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне;
> в отношении конфиденциальной документированной информации;
Ф в отношении персональных данных (ст. 21).
Защита от несанкционированного копирования проводится также и с целью защиты авторских прав разработчика программ.
Закон "Об участии в международном информационном обмене" призывает органы власти РФ не только создавать государственные информационные ресурсы, но и стимулировать расширение взаимовыгодного международного информационного обмена (в частности, путем содействия внедрению современных информационных технологий); обеспечивать своевременное и достаточное пополнение государственных информационных ресурсов Российской Федерации иностранными информационными продуктами. Под такого рода информационными продуктами можно понимать и электронный научно-справочный аппарат зарубежных архивов. Одновременно на органы власти возлагается обязанность по защите государственных информационных ресурсов Российской Федерации (ст. 4). Интересно, что если в пределах Российской Федерации открытые фонды библиотек и архивов запрещено относить к ресурсам ограниченного доступа, то при международном информационном обмене закон разделяет статус библиотек и архивов.
Открытые библиотечные фонды отнесены к документной информации, вывоз которой за пределы РФ не ограничен (ст. 7). Что касается документов Архивного фонда РФ, то они отнесены к документной информации, вывоз которой ограничен (ст. 8). Причем это ограничение распространяется и на перемещение с территории Российской Федерации документированной информации при предоставлении доступа пользователям, находящимся за пределами территории Российской Федерации, к информационным системам, сетям, находящимся на территории Российской Федерации. То есть ограничение распространяется не только на сами архивные документы, но и на базы данных по архивным документам (информационные системы). Возможность вывоза информации "определяется в каждом конкретном случае". Не совсем понятно, как это ограничение можно реализовать в отношении документов и справочников, помещенных в глобальной сети Интернет, которая не имеет границ и позволяет передать скопированные документы, минуя таможенные запреты. Но, согласно ст. 10 закона, для включения информационных систем, сетей в состав средств международного информационного обмена необходимо получение международного кода, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Российской Федерации. А для систем, содержащих информацию ограниченного доступа, необходимо еще разрешение Государственной технической комиссии при Президенте РФ и ФАПСИ. Напомним, что, согласно ст. 23 Основ законодательства об Архивном фонде РФ и архивах, запрещен вывоз документов государственной части Архивного фонда РФ, а также уникальных и особо ценных документов негосударственной части Архивного фонда РФ за пределы страны (кроме временного вывоза), но ничего не говорится об ограничении на вывоз документной информации. Координация деятельности в области международного информационного обмена осуществляется Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации. Деятельность по осуществлению международного информационного обмена подлежит обязательному лицензированию, а информационные системы и средства их защиты — сертифицированию.
Вопросы защиты информации при создании информационных ресурсов широко рассматривались в "Доктрине информационной безопасности РФ", утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Цель доктрины - совер
шенствование правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. В доктрине выделены четыре основные составляющие национальных интересов РФ в сфере информатизации:
Ф соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею;
> информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации;
+ развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи... а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов; + защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Все составляющие связаны с информатизацией архивного дела. Так, создание инфор- мационно-поисковых баз данных по материалам архивных документов облегчит доступ граждан к информации, в частности, выполнение социально-правовых запросов, непосредственно связанных с соблюдением прав и свобод человека. Недаром в доктрине одной из информационных угроз названо "неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам... к открытым архивным материалам", а также "дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы". В доктрине также отмечено, что наибольшую опасность в сфере духовной жизни представляет упадок архивов, музеев, недостаток их финансирования.
Ресурсы архивов являются частью государственных информационных ресурсов, и их развитие напрямую связано с информационной политикой государства. В доктрине предусмотрены принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Важным моментом также является гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управ
ления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения. Унификация информационных систем имеет важное значение для комплектования архивов электронными документами.
Среди других важных мер информационной безопасности названы:
> создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства;
> пресечение компьютерной преступности;
ф создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
> обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения и другие. Наконец, в законодательстве регламентирован статус документов на машинных носителях и электронных документов. Дефиниция понятия "документ на машинном носителе" приведена в ГОСТ Р-51141 - 98 "Делопроизводство и архивное дело: термины и определения": "Документ, созданный с использованием носителей и способов записи, обеспечивающих обработку его информации электронно-вычислительной машиной". Наиболее важным моментом является тот факт, что в Основах законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах и в Положении об Архивном фонде РФ утверждается, что в состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные фонды и архивные документы независимо от вида носителя. Это означает необходимость сохранения электронных документов наравне с документами на традиционных носителях. На электронные документы распространяются и другие нормы архивного законодательства. В Положении "Об Архивном фонде РФ" зафиксирован срок хранения ДМН, относящихся к государственной части Архивного фонда РФ в организациях-создателях до передачи в Государственный архив, — 5 лет. С учетом быстроты смены информационных технологий этот срок представляется неоправданно большим.
В правовом регулировании всех аспектов работы с электронными документами возникает множество нерешенных проблем.
Постановление Совета министров - Правительства РФ “О реализации государственной политики в архивном деле” (23 августа
1993 г.) предписывало Министерству науки и технической политики РФ с 1994 г. предусмотреть финансирование программы "Информатизация государственных архивов РФ" как составной части программы "Информатизация России". Однако программа была разработана позже.
В ноябре 1995 года коллегия Росархива одобрила концепцию информатизации архивного дела в России - первый документ о принципах и направлениях информатизации архивов на уровне всей отрасли. В работе над концепцией участвовали специалисты ВНИ- ИДАД, Росархива, РНИЦ КД, ИПУ АН РФ. Утверждение концепции было важным шагом в преодолении стихийности процесса информатизации отрасли. Концепция была основана на законодательных актах, затрагивающих сферу информатизации архивного дела, и послужила основой для разработки Программы информатизации архивного дела на 1997 - 2000 гг., изменений в Регламенте государственного учета архивных документов, "Основных правилах работы государственных архивов". Главной целью разработки концепции было преодоление разнобоя во внедрении автоматизированных архивных технологий (как в теоретических подходах, так и в конкретных технологических решениях) и осуществление реальной интеграции информационных ресурсов на межархивном уровне6. Концепция предполагает, что “создание автоматизированного научно-справочного аппарата, баз данных, содержащих электронные копии документов, развитие телекоммуникационных систем улучшит обеспечение пользователей архивной информацией, позволит более опе
ративно решить вопросы инфомационного обмена между архивными учреждениями, будет способствовать укреплению взаимодействия архивных учреждений с федеральными органами государственной власти”7. Концепция состояла из следующих разделов:
+ основные цели информатизации;
> состояние информатизации архивного дела; + основные направления и принципы информатизации;
+ программное обеспечение по основным видам деятельности архивных учреждений;
+ лингвистическое обеспечение;
+ архивные документы на нетрадиционных носителях;
> международное сотрудничество;
> организация работ по информатизации.
В концепции подводились итоги развития информатизации архивов к середине 90-х годов. К этому времени в межархивных базах данных было накоплено 250 тыс. записей. Правда, из них 70 тыс. записей — данные автоматизированного ЦФК, который перестал функционировать в середине 1990-х годов. Сводные данные по внутриархивным базам можно представить в виде табл. 2.
Из общего соотношения количества баз данных в федеральных архивах и в регионах (столбец 2) следует, что федеральные архивы имеют почти в 3 раза больше информационных ресурсов. Это объясняется их лучшей технической оснащенностью и финансированием (в основном за счет грантов зарубежных фондов). Однако во второй половине 1990-х годов ситуация стала изменяться, поскольку региональные архивы активно осуществляли компьютеризацию за счет местных бюджетов, а
Таблица 2
№ | АрхивыДзазы данных | Всего баз данных | Учетные базы данных | №< формационнопоисковые базы данных(НСА) | Административно- управленческие базы данных (планирование, бухгалтерия, кадры) |
Федеральные архивы | 77,60% | 1,40% | 98,50% | 0,10% | |
Региональные архивы | 22,40% | 40% | 54,30% | 5,70% | |
Всего (федеральные и региональные архивы) | 100% | 10% | 88,70% | 1,30% |
- Киселев И.Н. Информатизация архивного дела // Вестник архивиста. 1996. № 1. С. 60.
- Концепция информатизации архивного дела // Вестник архивиста. 1996. № 1. С. 69.
- В 2002 г. тематические информационно-поисковые базы данных были созданы в 65% архивов 35 субъектов РФ (Информационный бюллетень /Федеральная архивная служба. 2003. № 37. С. 51).