Упражнение на местах: «Почувствуй ритм телом»




Клепикова Марина Аббасовна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 5,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Проблема развития чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.

Я, как и швейцарский педагог, композитор Ж.Далькроз, верю в силу формирования чувства ритма. Он считает, что последнее развивается у всех детей путём ритмических упражнений.

Поэтому моя тема по самообразованию – «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста».

Сегодня я представлю примеры проявления ритмического чувства детей в различных видах музыкальной деятельности.

Моя цель сегодня: познакомить вас, уважаемые коллеги, с моим личным опытом развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей».

А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М.Теплов)

Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Предлагаю вашему вниманию небольшие видео ролики. Я собрала нарезки с выступлений детей, чтобы проиллюстрировать, как проявляется ритмическое чувство у ребят в разных видах музыкальной деятельности.

Показ видеороликов

(Ритм в пении, ритм в танцах, ритм в инсценировках и музыкальных играх)

Возвращаясь к теории, хочу сказать, что своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства», возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».

Однако надо помнить, что как нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки для активизации ритмического чувства детей, так же нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут охватить целиком.

Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности.

Первыми я брала задания, направленные на развитие ощущения пульсации, используя музыку с четким ритмом. Затем параллельно с развитием у учащихся ощущения метрической пульсации постепенно добавляла задания на усвоение ритмических фигур.

Предлагаю рассмотреть варианты заданий и примеры проявления ритмического чувства дошкольников по видам музыкальной деятельности.

Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать:

· Тактильное уподобление (младший возраст). Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.

· Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.

· Оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.

· Творческие ритмопластические импровизации.

Для развития чувства ритма при пении можно использовать следующие упражнения:

· Прохлопывание ритма ладошками, палочками.

· Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.

· Пение по ритмическим картинкам.

· Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).

· Хлопки по кругу. (Или игра «Зеваки и торопыги» — Картушина)

· Подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.

В своё время Швейцарский педагог и композитор Ж.Далькроз, которого я ранее уже упоминала, выдвинул идею использования движения как средства формирования музыкальности детей.

Ритм в музыке и ритм пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.

Сейчас я предлагаю вам на своих местах выполнить упражнение, которое помогает почувствовать всем телом ритмичность музыки. Для этого нужно только встать. Музыка для упражнения подбирается с четко выраженным ритмом. У нас это будет рок-н-рол.

Упражнение на местах: «Почувствуй ритм телом»

Я полностью согласна с Эмилем Жак-Далькрозом, что для правильного, ритмичного и легкого выполнения танцевальных движений нужны систематические упражнения, в которых ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, вырабатывается техника движений и тренируется/развивается чувство ритма:

· Пружинящие полуприседания и вставания на носки, вырабатывающие навык пружинящего движения.

· Ритмичное движение под музыку в соответствии с её жанровыми, характерными особенностями (марш, полька, королевский марш льва муз. Сен-Санса, шествие кузнечиков муз. С. Прокофьева, Хромой козлик Кабалевского) – передача музыкального образа.

· Упражнения на ритмичные движения персонажей (медведь, лиса, заяц…) – передача музыкального образа.

· Танцевальные импровизации.

· Воспроизводить по подгруппам разный ритмический рисунок: одна группа воспроизводит «топающая пятка» — половинки, другая «дробный шаг» — четверти, третья «носочки» движется в ритме восьмыми.

· Отработка понятия музыкальная пауза в движении.

· Узнавать танец, пляску по ритмическому рисунку.

· Выделение музыкальной фразы жестами.

· Движение с музыкой и без неё.

· Музыкальные игры на развитие чувства ритма.

Работа над развитием чувства ритма у дошкольников включает разные формы (задания, упражнения). Я в своей работе с детьми использую многие из них. В том числе — авторские, составленные на основе методики работы по развитию чувства ритма И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. (Книга «Этот удивительный ритм»).

Работа над ритмом при пении представлена в книге М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».

А сейчас, в продолжение темы осенней прогулки, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, превратиться в детей и отправиться на прогулку по Кольскому краю, во время которой, я надеюсь, вы узнаете много интересного. Начнем нашу прогулку в сопровождении ребят подготовительной группы. Повторяйте, пожалуйста, движения за ними.

Ритмическая игра «МОХ»

(видео)

Чтобы нам было веселее в путь, предлагаю продолжить его с песней. А с какой, попробуйте узнать по ритму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: