Вместе с тем давайте не забывать, что в России еще немало школ, которые безнадежно отстали, которые годами выпускают плохо образованных, невоспитанных, слаборазвитых в интеллектуальном, духовном и физическом отношении выпускников, где (как это ни прискорбно, но мы просто вынуждены это констатировать) работают неквалифицированные, некомпетентные руководители и учителя, взаимно устраивающие друг друга. Это школы, которые ждут, что кто-то их обеспечит новыми программами и методиками, кто-то объяснит, как нужно по-новому работать, кто-то будет руководить их развитием, — это школы, руководители и учителя которых порой даже спекулируют на том, что они работают во вполне приемлемом режиме функционирования. Разумеется, эти маленькие хитрости некоторых руководителей и педагогов должны правильно пониматься и критиковаться органами образования, родителями и учащимися, прогрессивной частью педагогов этих школ.
С точки зрения управления режимы стабильного функционирования и развития школы и сами процессы функционирования и развития, безусловно, имеют существенные различия, которые будут рассмотрены в специальных табл. 1—3, а также в гл. VII.
В заключение отметим, что переход школы из одного режима жизнедеятельности в другой непрост, и для обеспечения быстрого, безболезненного перехода школы в новое состояние (в инновационный режим) руководителям придется решать целый ряд сложных проблем.
Среди них:
— интеллектуальные, научно-методические проблемы (разработка концепций, программ, стратегий перехода и т.д.);
— ресурсные проблемы (финансы, оборудование, помещения, кадры, время);
— человеческие проблемы (формирование отношения в коллективе к смене режима жизнедеятельности, мотивация, преодоление сопротивления новому, в режим поиска сначала приходят люди, а уже потом школа как система!);
|
— нормативно-правовые (разработка положений, уставов, учредительных документов, получение разрешения на эксперимент, аккредитация, аттестация, лицензирование и т.д.).
В решении этих проблем огромная роль принадлежит грамотному управлению, обеспечивающему не любой, а именно наиболее экономный (по расходам времени и сил) и наиболее надежный (с точки зрения получения спрогнозированных результатов) путь.
§ 3. Функционирование и развитие школы
(Через сравнение - к пониманию сущности и специфики)
Для более четкого понимания сущности и специфики, а также для грамотного различения режимов функционирования и развития рассмотрим две таблицы, где сравниваются объекты управления, процессы их обеспечения и некоторые характеристики управления для обоих рассматриваемых режимов жизнедеятельности школы.
Считаем своим долгом предупредить читателя, что всякая таблица как форма статична, и если приходится в ней отражать динамичные, а тем более взаимосвязанные процессы, то их некоторые искажения неизбежны. В нижеприведенных таблицах мы покажем различия режимов функционирования и развития, но это ни в коей мере не уменьшает их взаимосвязи, взаимопереходов, о которых мы писали. Воспринятые только в совокупности, оба процесса дают полную и реальную характеристику жизнедеятельности школы.
В заключение этого раздела мы еще раз напоминаем читателям, что проанализированный здесь материал было бы неправильно трактовать как текст, в котором сравнивается управление развитием с плохим управлением функционированием, или что режим функционирования изначально плох и потому всегда хуже режима развития. Напоминаем, что наша книга адресована руководителям развивающихся школ или школ, переходящих в этот режим." И потому еще раз подчеркиваем: если школа работает в стабильном режиме функционирования, дает устойчивые, оптимальные для современных условий образовательные результаты и это удовлетворяет учителей, и детей, и родителей, и все другие слои общества, определяющие социальный заказ школе, то нет никаких оснований, пользуясь материалом этого параграфа, осуждать такие школы.
|
Таблица 1
Сравнение сущности и специфики объектов управления в школах, работающих в режиме
функционирования и в режиме развития
Параметры сравнения | Режимы жизнедеятельности | |
Функционирование | Развитие | |
Вид образовательного учреждения | Сохранение прежнего типа (вида) образовательного учреждения. | - Начав с локальных и модульных изменений в рамках прежнего типа школы, последовательное продвижение к созданию образовательного учреждения нового типа (адаптативная школа- система, школа разноуровневого обучения, школа-комплекс, колледж, гимназия, лицей, школа с профилирующим обучением, школа с углубленным изучением отдельных предметов, школа-лаборатория, школа для детей с дефектами здоровья, профшкола, школа-техникум, аграрная школа, средний сельскохозяйственный образовательный комплекс и т.д. |
Объект управления | Учебно-воспитательный процесс, а также процессы его обеспечения в стабильном режиме (работа с кадрами, родителями и т.д.) | Инновационный процесс, т.е. освоение новшеств в деятельности школы (имеется в виду и в учебно-воспитательном процессе, и в управлении, и в со здании условий) |
|
Параметры сравнения | Режимы жизнедеятельности | |
Функционирование | Развитие | |
Потребность объектов в управлении | Объект требует от администрации обеспечения порядка, стабильности, неизменности содержания и организации учебно-воспитательного процесса, преемственности в управляющей системе школы, методах управления | Объект требует от руководителей, всех субъектов управления "лидерства, смелости, инициативы, решительности как в обновлении самой школы, так и в обновлении ее управляющей системы |
Характеристики образовательной деятельности: Цели и задачи | Воспроизводство наработанного опыта (практики) образования, стремление сохранить имеющиеся результаты, поддержание и использование имеющегося потенциала школы | Наращивание, рост потенциала школы и повышение эффективности его использования, создание или освоение нового опыта, стремление создать новую практику образования, дающую новое его качество, необходимое не столько для нынешней, сколько для будущей жизнедеятельности учащихся |
Содержание образования | Использование устоявшихся традиционных идей, знаний основ наук, учебных предметов | Использование новых идей, новых научных знаний, введение новых учебных дисциплин, ранее не преподававшихся в школе |
Технологии, методики обучения | Использование наработанных в прежние годы методик обучения, ориентированных на поддержание нынешнего (возможно, и оптимального для имеющихся условий и задач) уровня образования, воспитания и развития детей | Освоение и разработка новых форм, методов, средств обучения, ориентированных на получение образования, соответствующего требованиям социального заказа завтрашнего дня (т.е. спрогнозированным требованиям социального заказа ко времени окончания группой учащихся общеобразовательной школы) |
Организация учебно-воспитательного процесса | Сохранение имеющейся, например, классно-урочной системы обучения со сложившимся числом учебных дней в неделе, смен, ступеней образования и т.д. | Экспериментальное освоение новых систем организации учебно-воспитательного процесса (изменение продолжительности уроков, числа учебных дней, смен, создание новой структуры ступеней образования, освоение предметно-урочной, цикло-блочной системы организации учебно-воспитательного процесса, переход в режим полного дня, сдвоенных и строенных уроков, освоение лекционно-семинарской системы обучения, зачетной системы контроля, монтессорианской, штайнеровской или иных систем организации учебно-воспитательного процесса) |
Таблица 2