Условия образовательной деятельности | Режимы жизнедеятельности | |
Функционирование | Развитие | |
Кадровое обеспечение | Состав кадров сложился, он стабилен, повышение квалификации учителей осуществляется в интересах получения оптимальных результатов по традиционным учебным программам и методикам | Должен осуществляться специальный подбор кадров на конкурсной основе (под новые учебные дисциплины) или по контракту приглашаются специалисты из вузов и техникумов по вновь вводимым дисциплинам, (В настоящее время из-за острого дефицита педагогических кадров многие развивающиеся школы не могут пока реализовать это требование, но при улучшении кадровой ситуации к нему надо стремиться.) Осуществляется не только повышение квалификации, но и в случае необходимости переподготовка кадров для обеспечения нового содержания образования; организуются специальные занятия с учителями по методике развития своего опыта, освоения чьего-либо опыта или научных разработок и обязательно по методике организации экспериментов |
Научно-методическое обеспечение | Используются традиционные учебные планы, программы, технологии обучения и воспитания, традиционные учебники и пособия, обеспечивающие требования сегодняшнего дня | Разрабатываются новые учебные планы, создаются модифицированные или новые учебные программы, вводятся новые дисциплины, разрабатываются и осваиваются экспериментальные учебники и пособия и соответствующие им технологии обучения, ориентированные на новое качество образования; устанавливаются связи с кафедрами вузов, ИПК, лабораториями НИИ |
Финансовое обеспечение | Учебно-воспитательный процесс обеспечивается в основном в пределах отпущенных по бюджету финансовых средств; дополнительные средства изыскиваются только в том случае, когда с их помощью можно повысить результаты работы школы до оптимального для требований сегодняшнего дня уровня (при условии, что повышение результатов значительно и дополнительные финансы целесообразно для этого изыскивать) | Рассчитывается сметная стоимость программы развития и изыскиваются новые бюджетные и внебюджетные источники (спонсорство, платные образовательные услуги, предпринимательская деятельность школы, продажа новых программ, разработок, платное повышение квалификации педагогов других школ на основе своего опыта и др.) |
|
Условия образовательной деятельности | Режимы жизнедеятельности | |
Функционирование | Развитие | |
Материально-техническое обеспечение | Учебно-воспитательный процесс организован на имеющейся материальной базе; она может обновляться только в случае прогнозирования ощутимого эффекта от этого обновления при работе по прежним программам, планам, технологиям | Создается новая материальная база учебно-воспитательного процесса, обеспечивающая новые результаты развивающейся школы |
Мотивационное обеспечение | Создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе в той мере, в какой это необходимо для поддержания стабильного функционирования школы в рамках связей и отношений, определенных формальной организационной структурой | Специальная работа руководителей по изучению ведущих (доминирующих) мотивов, ценностей, устремлений, интересов и потребностей педагогов с тем, чтобы на этой основе обеспечить целенаправленное стимулирование всех участников образовательного процесса на постановку для себя, класса и школы новых, напряженных целей, на определение своей активной позиции в инновационном процессе, на максимальную самореализацию себя как личности, на повышение престижа школы и своего собственного, на достижение максимального удовлетворения от работы и учебы |
Нормативно-правовое обеспечение | Использование типовых документов, регламентирующих стабильный режим жизнедеятельности школы | Разработка и утверждение пакета своих, оригинальных, учитывающих специфику нового образовательного учреждения документов (устав, положение, решение учредителей, программы развития, концепции, программы эксперимента и др.) для открытия экспериментальной площадки или инновационной школы, а также подготовка документов, необходимых для аттестации на новый статус |
Таблица 3
|
Сравнение некоторых характеристик управления в школах, работающих в режиме функционирования и в режиме развития*
Параметры сравнения | Режимы жизнедеятельности | |
Функционирование | Развитие | |
Назначение управления | Управление предназначено для поддержания имеющегося потенциала школы, имеющихся результатов ее деятельности | Управление предназначено для создания нового более высокого потенциала школы, позволяющего ей перейти в новое качественное состояние, которое обеспечивало бы новые результаты |
Субъект управления | Как правило, это только администрация школы при ограниченных правах, слаборазвитых функциях органов учительского, ученического и родительского самоуправления, деятельность которых, скорее, напоминает ритуальную игру в самоуправление, поскольку" реальные права сосредоточены только в руках дирекции школы. Администрация может прислушиваться к мнению органов самоуправления, учитывать его, иметь с этими органами вполне цивилизованные взаимоуважительные отношения, но реальное право принятия решения остается за администрацией. Принцип единоначалия превалирует над принципом коллегиальности в управлении. Это ни в коем случае не следует рассматривать как отрицательную особенность, если описанный субъект обеспечивает цели школы, работающей в режиме функционирования | Все участники инновационного процесса: штатные руководители школы, учителя, учащиеся, родители, спонсоры, педагогически грамотная и заинтересованная в делах школы общественность, разветвленная система органов управления, наделенных широким набором функций, полномочий и, что особенно важно, реальных прав, обеспечивающих активные (субъектные) функции всех участников процесса развития школы |
Параметры сравнения | Режимы жизнедеятельности | |
|
* Сравнение организационных структур управляющих систем, а также содержания, способов и особенностей реализации управленческих действий, осуществляемых субъектами в школах, работающих в режиме функционирования и в режиме развития, приведено в гл. VII.
* Ожегов СИ. Словарь русского языка. — М., 1990. — С.641.
** Советский энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 1108
*** Философский энциклопедический словарь. — М., 1993. — С.561
**** Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. С.-П., 1904. — Т.79. — С. 135.
* Мы изначально отвергаем обвинения возможных оппонентов в использовании нами реакционных идей социального дарвинизма, основанного на примитивном, вульгарном, прямолинейном переносе принципов развития из области естественных наук в социальные. В нашем случае речь идет о метафорическом использовании, о корректном, неизвращенном применении дарвиновской триады принципов к объекту нашего рассмотрения, речь идет только о корректной редукции, а не прямом переносе. В связи с возможными обвинениями в некорректном употреблении дарвиновской триады принципов развития приведем еще и точку зрения видных специалистов в области менеджмента М. Мескона, М. Альберта.Ф. Хедоури, высказанную ими в их всемирно известной книге «Основы менеджмента» (М., 1994. — С. 113-114): «Согласно теории эволюции Чарлза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших».
* Пригожин И. От существующего к возникающему. — М., 1985; Николис Г.,
Пригожий И. Познание сложного. — М., 1990.
** Синергетика — от греч. synergetikos —совместный, согласованно действующий.
* Имеется в виду ситуация, при которой школа, директор, его заместители, учитель, ученик, регион сами ставят цели своей деятельности, сами определяют способы их достижения, сами осуществляют контроль и анализ результатов и т.п. Речь идет не только о саморазвитии индивида, но и о саморазвитии организации, становящейся субъектом.
** Для еще большего понимания синонимичности понятий «развитие» и «саморазвитие» мы советуем читателю вспомнить характеристику феномена «упрямство духа», описанного выдающимся австрийским психологом Виктором Франклом в его интереснейшей книге «Человек в поисках смысла» (М., 1990), которую мы очень рекомендуем прочесть.