Первая задача состоит в поддержке подростков, равно как и взрослых в приобретении ими осведомленности об их собственных ощущениях и в знании, что эти ощущения могут рассматриваться как "здоровые или нездоровые" для них самих. Решения этой задачи можно добиваться, делая упор на нескольких факторах, обусловливающих собой формирование мнения, а именно:
§ личный опыт: "что я наблюдаю вокруг себя и что испытываю при этом",
§ личные устремления: быть принятым в члены той или иной группы, быть "кем-то", быть важной персоной,
§ некоторые ценности, считающиеся в обществе важными,
§ факты и информация, влияющие на формы поведения.
При осведомленности об этих факторах и в результате оценки их становится возможной
осведомленность о собственных впечатлениях и понимании вещей.
Существуют пять подходов для анализа своего отношения к наркотикам:
Как формируется мнение
Первый подход - Воспоминания о своих пробах |
Иногда бывает полезно вспомнить о собственных первых пробах употребления того или иного вещества, например, сколь плох был вкус первой сигареты. Стоит произвести повторную оценку результатов этих проб.
Второй - анализ личных проблем, которые привели к пробам психоактивных веществ |
Не является ли злоупотребление наркотиками весомым ответом на эти "личные потребности"?
Третий – влияние ценностей общества. Эти ценности часто отражаются в традициях, песнях, поговорках, содержании кинофильмов, радио- и телевизионных программ и т.д. |
Когда дело касается таких ценностей, зачастую возникают некоторые вопросы, относящиеся к темам здоровья и жизни как таковой и т.д. Что такое здоровье и сколь ценно оно для меня? Существует ли какой-либо смысл моей жизни и стоит ли жить вообще?
|
Четвертый - анализ современной доступной информации |
Когда этот процесс завершен, должен иметь место следующий подход:
Пятый - освоение всей новой информации |
Для достижения этой цели используется ролевая игра в качестве педагогического средства.
Пятый подход особенно важен для тех людей, которые хотят изменить свои отношения к наркотикам и обрести новые формы поведения.
воспоминания о своих пробах | |
приобретение осведомленности о собственных потребностях | |
приобретение осведомленности об определенных ценностях в окружении | |
коррекция и увеличение объема доступной информации и передача ее другим | |
реализация новых альтернатив поведения |
Методы достижения второй цели:
Цель, которая должна быть достигнута, состоит в оказании помощи, как подросткам, так и взрослым, дабы они могли жить в соответствии с ценностями, которые считаются здоровыми, и принятия определенной точки зрения. Это непростой процесс, поскольку нередко существует большое несоответствие отношений действиям.
Учась противостоять давлению среды и соблазнам рекламы, идеализирующей и придающей привлекательность употреблению психоактивных веществ, мы должны приобретать следующие способности: устанавливать контакт с другими во избежание ощущения изолированности; разрешать конфликты, не прибегая к наркотикам и не доводя дело до разочарований в результатах. Однако, этого недостаточно для того, чтобы укрепляться в мнениях. Для достижения этой начальной цели необходимо приобретать навыки и умения, необходимые для ведения жизни, свободной от наркотиков.
|
Значение второй цели может легко уточняться в ходе лечения наркоманов. Эти наблюдения свидетельствуют, что дефицит соответствующих навыков и умений был одной из причин, приведшей к наркомании.
Средства достижения третьей цели
Третья цель подчеркивает влияние среды. Однако основной приоритет должен быть отдан личности, а не таким категориям как успеваемость, дисциплина и т. д. Достижение этой цели является особенно трудной задачей, поскольку необходимо отставить в сторону, как мелочи, так и грандиозные декларации о намерениях.
Обучение взрослых, профессионально связанных с детьми и подростками сводится к умению вести дискуссии "с личностной направленностью" и является долговременным, полезным "инструментом" создания атмосферы здоровья в школах.
Три цели первичной профилактики:
|