В прошлый раз мы познакомились и установили что это условие более или менее длительного общения. Воспользуемся карточками именами и продолжим.
Общение является одним из главнейших условий того, что мы все здесь люди, личности. Этого, как правило, нельзя вспомнить, но как мы научились ходить, говорить, есть по- человечески, следить за собой, одеваться и многое другое - конечно в процессе общения. Сначала с самыми близкими. Потом мы научились играть со своими сверстниками и взрослыми, тоже общаясь, взаимодействуя. Все представления о себе и об окружающем физическом и социальном мире мы получили в общении. От того, как и с кем мы общаемся, зависит и наша уверенность в себе и способность противостоять и подчиняться давлению, которое на нас оказывается, насколько правильно мы понимаем чувства у себя и окружающих намерения свои и чужие. В ходе общения мы удовлетворяем множество своих потребностей. Общение может быть эффективным и неэффективным. Главное условие эффективного общения - то понимание эмоций, чувств другого человека и умение сообщить о собственном эмоциональном состоянии.
Общение протекает с помощью речи, это очевидно. Но это не все. Представьте себе людей говорящих на разных языках. Как они общаются? Жест, мимика, поза, интонации - это неречевые (невербальные) составляющие общения.
А теперь давайте попробуем, посмотрим, как это выглядит на практике.
Разбиваемся на пары, и каждый сначала своему партнеру дает речевое сообщение любое ну, например, что он делал вчера вечером, или какой то случай, эпизод, который он недавно наблюдал или с ним произошел или любимое время года, любимое животное. Другой внимательно слушает и наблюдает. Затем партнеры меняются ролями. (10 мин).
|
Давайте обсудим, что у нас получилось.
Теперь давайте играть в угадайку каждый, кто хочет, придумывает позу, которая выражает определенные чувства или состояние или желание. А мы все остальные будем пытаться отгадать, что это такое.
А теперь поговорим о том, как меняется общение у человека в состоянии опьянения. Как мы отличаем пьяного от трезвого в общении. Запах, смазанная речь, непонимание собеседника, избыточная жестикуляция, искусственная веселость или внезапное непонятное озлобление, придирчивость. Давайте запишем на листочках, как выглядит пьяный человек (отдельные признаки).
Кто- то хочет показать пьяного или пьяную? Кто рискнет? Почему, скорее всего, это будет смешно?
А табакокурение оно имеет какое-нибудь значение для общения или нет? Как общаются курящий и некурящий? Каково курящему в обществе некурящих и наоборот? Почему для курящих предусмотрены специальные места? Почему иногда в объявлениях о приеме на работу говорится “лиц с вредными привычками просим не беспокоиться” т.е. не наводить дополнительных справок о приеме на работу?
Упражнение “броуновское движение” - каждый намечает себе траекторию и двигается по ней, движение происходит все быстрее, начинаются столкновения. Что такое траектория, путь каждого? Это можно сравнить с различными точками зрения, которые могут быть сходны, различны, пересекаться. Когда мы увеличиваем скорость и начинаются столкновения, может быть это похоже на беседу, где никто не успевает выслушать друг друга и хочет непременно сказать свое. Кроме того, у каждого была своя тактика: одни, во что бы то ни стало, хотели осуществить свой план, другие были уступчивы и меняли свой путь, третьи его замедляли.
|
Обсуждение результатов, подведение итогов занятия.
Сегодня мы установили, что на общение влияет состояние, в котором находятся участники, партнеры, чувства которые они испытывают и которые выражают, можно сказать, настроение. На общение влияет и ситуация, в которой происходит контакт. Не случайно я предложила вам некоторые правила нашего общения. Эти правила делают нашу ситуацию более определенной. Если подумать, то в каждой ситуации общения есть свои правила, в каждой семье есть свои правила общения, они порой могут быть тяжелыми для членов семьи, но все равно это негласные нормы, по которым общаются мать, отец, дети. Еще наше общение зависит от целей, с которыми мы вступаем в контакт. Простой пример: учитель и ученик. Учителю нужно научить, вложить знания, а что нужно ученику? Может быть, ему нужно получить эти знания, может быть ему нужно просто свидетельство об образовании, может быть ему не нужно ни того, ни другого, а просто соответствовать требованиям родителей. Наконец не нужно ничего и он сам не знает, зачем учиться. В зависимости от этого складываются отношения с учителями, родителями по поводу учебы. Но помимо этого есть еще огромное количество поводов и людей, с которыми мы находимся в контакте. Другой пример мальчику нравится девочка, он стремится завоевать ее симпатию, девочке нравится другой мальчик и она, с одной стороны не против пококетничать с этим, а с другой не собирается заходить слишком далеко. Что будет думать мальчик, если он не знает о целях девочки?
Итак, мы установили, что общение зависит от настроения, состояния, ситуации, и целей. Если кто-то хочет, может предложить свой пример, попробуем разобрать.