Конституционная реформа
На этом конституционный кризис 1993 г. продолжается. 5 октября распущен Московский совет, уволен генеральный прокурор В. Степанков, на место которого назначен А. Казанник. Увольняются главы регионов, поддержавших Верховный Совет. 7 октября Ельцин подписывает указ о начале поэтапной реформы конституции, фактически взяв на себя функции законодательной власти. Члены Конституционного суда во главе с председателем складывают с себя полномочия. Важным становится указ о реформе органов местного самоуправления, а также представительных органов власти, который президент подписывает 9 октября. Назначаются выборы в Совет Федерации, проводится референдум по проекту конституции.
12 декабря 1993 г. состоялись одновременно выборы в Госдуму и референдум по новой Конституции России. На выборах в Государственную думу первое место неожиданно для всех заняла Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). В числе лидеров были также КПРФ и «Выбор России». Первая Дума начала свою работу.
Большинство проголосовавших высказалось за предложенный Ельциным проект Конституции. И 25 декабря 1993 г. она вступила в силу. Россия стала президентской республикой. Согласно Конституции, главой государства является Президент. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.
Высший законодательный орган России – Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной думы (нижняя палата). Госдума принимает законы, утверждает премьер-министра, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, утверждает бюджет страны. Совет Федерации утверждает законопроекты, принятые Госдумой. Одобренные законопроекты поступают на подпись Президенту.
|
Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно осуществляет управление страной на основе законов РФ и принятого бюджета.
Судебная система – третья ветвь власти. Ее высшими органами являются Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Таким образом, в стране сформировалась новая политическая система, основанная на принципе разделения властей.
Федеративный договор
В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик.
В течение 1992 года происходило переименование многих регионов, а также обновление самой федеральной структуры России.
К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Так, в Чечне не признавали суверенитет России на её территории, в Татарстане собрались вводить собственную валюту и отказались платить налоги в республиканский бюджет.
Б. Ельцину удалось убедить глав регионов подписать Федеративный договор. Татарстан не подписал Федеративный договор, и с ним были начаты длительные переговоры. В результате этих переговоров в 1994 г. был заключен Договор «О разграничении предметов ведения между органами государственной власти РФ и Республики Татарстан и взаимном делегировании полномочий».
Подписание договора
31 марта 1992 г. республики РФ, за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерия»), руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе РФ. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.
|
В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ».
Все три договора вместе именовались как «Федеративный договор». Он был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 10 апреля 1992 г.
Таким образом, Федеративный договор – это нормативный акт (а точнее совокупность нескольких договоров), один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Состоит из трёх самостоятельных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.
|
Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.
Вопросы для самопроверки:
1. Укажите предпосылки конституционного кризиса 1993 г.
2. Каковы причины конституционного кризиса 1993 г.?
3. Что вы знаете об импичменте Ельцину Б.Н.?
4. В чем заключалась кульминация (высшая точка) конституционного кризиса 1993 г.?
5. Каковы основные положения Федеративного договора.
6. Когда была принята новая Конституция России?
Самостоятельная работа.
Ответить письменно на вопросы для самопроверки.
Выполнить самостоятельную работу и выслать ее на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id541076207 (в теме письма указать фамилию преподавателя и студента, дисциплину, дату выполненной работы)
Критерии оценивания ответов на контрольные вопросы
Оценка «5» ставится, если обучающийся: умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала на все вопросы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 6-7 вопросов, или допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при ответах.
Оценка «3» ставится, если обучающийся: дает полный и правильный ответ на 5 вопросов; излагает материал не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно, допускает ошибки при их формулировке.
Оценка «2» ставится, если обучающийся: не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.