Основные виды аргументов.




ПОНЯТИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ РЕЧИ.

Во время публичного выступления, в ходе презентации, при проведении беседы, переговоров постоянно приходится отстаивать свою точку зрения, опровергать мнение оппонентов, убеждать, а зачастую и переубеждать слушателей.

Аргументация - логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Существует два аспекта аргументации: логический и коммуникативный.

В логическом отношении аргументация – это процедура отыскания опоры, оснований для некоторого высказывания и выражение этого в строгой форме.

В коммуникативном плане аргументация – это процесс передачи, истолкования и внушения информации, присутствующей в исходном положении.

Конечная цель этого процесса – формирование некоторого убеждения. Цель можно считать достигнутой, если человек понял и принял наше исходное положение. Потребность в аргументации возникает на том этапе рассмотрения проблемы, когда сформулированы возможные способы её решения, но не ясно, который из них обладает преимуществами.

Убеждать можно в правоте своего мнения, в необходимости совершения, продолжения или прекращения действия. На этой основе выделяются виды аргументирующей речи: убеждающая речь и побуждающая. Общая цель – убедить аудиторию в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Спорный вопрос – предмет спора, разногласий, который должен иметь разрешение.

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет призыва к непосредственному действию.

Убеждающая речь.

Убеждает в правоте какого-либо мнения. Отвечает на вопрос «Чему верить?». Задача оратора – убедить в правильности тезиса.

Разновидности убеждающей речи:

– выступление в научной и политической дискуссиях;

– выступление за круглым столом.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– речь должна быть краткой, продолжаться не более 3 мин.;

– необходимо избегать эмоциональной перенасыщенности, для этого не проявлять, а затрагивать сильные эмоции (чувства гнева, ненависти, справедливости, несправедливости);

– речь должна быть убедительной, но ненавязчивой, отвечать конкретной ситуации;

– необходимо использовать короткие фразы;

– психологические доводы эффективнее логических.

Побуждающая речь.

Убеждает в необходимости какого-либо действия, поведения. Отвечает на вопрос «Что делать?». Призыв может быть прямым, когда действие должно наступить немедленно, или косвенным, когда действие наступает через какое-то время. Покупайте! Страхуйтесь! Примите участие! Пожертвуйте!

Разновидности побуждающей речи:

– речь на митинге;

– речь на предвыборном собрании;

– прямой призыв к действию;

– речь-протест.

Некоторые рекомендации, чтобы речь имела успех:

– нужно дать слушателям все данные для принятия решения, не должно остаться неясностей или недоговоренностей;

– речь должна приводить аудиторию к согласию;

– должна вызывать интерес;

– должна учитывать, может ли аудитория совершить действие;

– должна завершаться прямым призывом к действию.

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫАРГУМЕНТОВ И СТРУКТУРА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

Основные виды аргументов.

Начиная с античных времен принято делить доводы на логические (рациональные), обращенные к разуму слушателей, и психологические (иррациональные), оказывающие воздействие на чувства.

К логическим аргументам относятся следующие:

- теоретические или эмпирические обобщения и выводы,

- ранее доказанные,

- аксиомы и постулаты,

- определения основных понятий конкретной области знаний,

- утверждения о фактах.

В ходе аргументации важно разграничивать факт и мнение.

Факт - это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Мнение - суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что-либо.

Факты существуют сами по себе, независимо от того, как мы их оцениваем и используем в своих целях. На мнения влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными. Поэтому факты являются более надёжными аргументами. К мнениям же необходимо относиться критически, учитывать исторические и социальные условия, которые оказали влияние на их формирование.

Достаточно весомыми логическими доводами считаются статистические данные. Однако цифрами нельзя злоупотреблять. Обилие цифр оглушает слушателей, затрудняет восприятие содержания речи. Важно, чтобы статистические данные отражали реальное положение дел, не искажали действительность.

Значительную роль в убеждающей речи играют психологические доводы:

· аргументы, обращенные к интересам аудитории, затрагивающие чувство собственного достоинства адресата, его материальные, экономические, социальные интересы, физическое благополучие, свободу, удобство, привычки.

· доводы к общности морально-этических, нравственных норм убеждающего и убеждаемого

· апелляция к чувствам, которая делится на угрозы и обещания.

· доводы к доверию (ссылка на авторитет) и доводы к недоверию.

Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, его субъективное отношение к предмету речи. Психологические аргументы - это обращение к предрассудкам, к чувствам, к желаниям, к интересам адресата.Психологические доводы практически могут затрагивать любые чувства, помогая добиться желаемого результата.

Конечно, если оратор в своем выступлении затрагивает какие-либо чувства, то его речь больше воздействует на слушателей, она лучше запоминается. Психологи доказали, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние слушателя, егосубъективное отношение к предмету речи.

И. Ильф и Е. Петров в «Двенадцати стульях» великолепно показали, как Остап Бендер играет на честолюбивых чувствах васюкинцев, рисуя им потрясающие перспективы развития Васюков в случае проведения там международного шахматного турнира. Васюкинские шахматисты внимали ему «с сыновней любовью».

Необходимо помнить, что психологические аргументы могут быть использованы недобросовестными людьми в качестве уловок и спекулятивных приёмов, например:

· аргумент к силе (вместо логического обоснования прибегают к различным видам принуждения).

· аргумент к невежеству (используется неосведомленность оппонента).

· аргумент к выгоде (агитируют принять тезис, потому что это выгодно в каком-либо отношении).

· аргумент к состраданию (вместо реальной оценки конкретного поступка взывают к жалости, человеколюбию, состраданию) и др.

Не следует забывать, что дело не в количестве приводимых доводов, а в их качестве. Различают аргументы сильные, слабые и несостоятельные.

Сильные аргументы основываются надокументальном подтверждении данной позиции, авторитетных мнениях и компетентных источниках. Они, как правило,не вызывают критики, их невозможно опровергнуть, разрушить, не принять во внимание.

Слабые аргументы чаще всего объясняются недостаточной компетентностью или недоступностью источника. Они могут легко вызвать сомнение оппонентов. Против них легко найти возражение, трудно опровергаемое.

Несостоятельными называются аргументы, когда доводы полностью опровергаются оппонентом. Они позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их.

Контраргумент - это аргумент, направленный против приведённых доводов оппонента с целью их нейтрализации. Контраргументы также могут быть сильными, слабыми и несостоятельными.

Структура доказательства:

1. Тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать). Тезис – это выдвинутое пропонентом суждение, которое он обосновывает в процессе аргументации. Тезис является главным структурным элементом аргументации и отвечает на вопрос: «Что обосновывают?» В качестве тезиса могут выступать теоретические положения науки, которые складываются из одного, нескольких или целой системы взаимосвязанных суждений.

2. Аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис). Они исполняют роль основания, или логического фундамента аргументации, и отвечают на вопрос: «Чем, с помощью чего ведется обоснование тезиса?» В качестве аргументов могут выступать различные по своему содержанию суждения: теоретические или эмпирические обобщения; утверждения о фактах; аксиомы; определения и конвенции.

3. Демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов). Демонстрация – это логическая связь между аргументами и тезисом. В общем виде она представляет собой одну из форм условной зависимости. В соответствии со свойствами условной зависимости истинность аргументов достаточна для признания истинным тезиса при соблюдении правил вывода.

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают «Потому что».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: