Практика.
Характеристика предприятия
ЗАО «Тендер» является сетью розничных магазинов «Магнит».
В ассортимент магазина входят следующие товарные группы:
· Алкогольные напитки;
· Зерномучные, пищевые концентраты;
· Кондитерские изделия;
· Консервы;
· Масло, жиры;
· Молочные продукты;
· Мясопродукты.
ЗАО «Тендер» имеет лицензию на розничную торговлю алкогольной продукции
Тип розничного торгового предприятия ЗАО «Тендер» - универсам «Магнит». Форма обслуживания – самообслуживание. Торговая площадь отдельного супермаркета, входящего в торговую сеть – 400 кв.м.
Торговая марка магазина – «Магнит».
В соответствии с Уставом ЗАО «Тендер» создано для осуществления следующих видов деятельности:
- Розничная торговля, закупочная деятельность товарами народного потребления производственно-технического назначения, в том числе лицензионными;
- Создание собственной сети экспортно-импортных базы складов, оказание складских услуг;
- Другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
В структуру управления универсама «Магнит» входит директор филиала, товаровед, администратор торгового зала, кассиры, упаковщики, рабочие.
В торговом зале постоянно присутствует администратор торгового зала.
Режим работы универсама «Магнит» - с 8 до 22 часов.
Организация охраны труда на предприятии включает организацию пожарной безопасности, а также организацию нормальных условий труда.
При приеме на работу каждый работник проходит вводный инструктаж по технике безопасности. Инструкция по охране труда представлена в Приложении. В инструкции обязанности работодателя и работника в области охраны и условий труда, правила работы с электроустановками, правила пожарной безопасности.
|
В торговом зале в одну рабочую смену работает администратор торгового зала, два грузчика, три упаковщика, три кассира. Учитывая, что пик продаж в будни приходится на вечернее время, в это время персонал работает максимально оперативно. Процесс обслуживания можно представить следующим образом: покупатель, взяв товар в торговом зале, подходит к кассиру для расчета. В это время его товар упаковывают в полиэтиленовые пакеты, кассир рассчитывает покупателя и благодарит за покупку. Чтобы максимально эффективно использовать рабочее время персонала, численность сотрудников торгового зала подобрана таким образом, чтобы не было простоев в работе. По мере расходования товаров упаковщики производят выкладку товаров на витрины.
Рассчитаем коэффициент использования торговой площади универсама «Магнит»
Длина торгового зала, м – 40
Ширина торгового зала, м – 10
Определяем установочную площадь под мебель и оборудование по формуле:
Sу = Sт.з. * Ку,
Где Sт.з. – площадь торгового зала, м2;
Ку – нормативный коэффициент установочной площади по пожарной безопасности;
Кунорм = 0,15
Sу = Sт.з. * Ку = 40*10*0,15 = 60,0 м2
Таблица 1 - Определение площади, занятой под торговым оборудованием торговой зала универсама «Магнит»
№ п/п | Наименование | Размеры, м | Количество | Площадь (Sуст.факт), м2 | |
Длина | Ширина | ||||
Горка пристенная для выкладки и продажи товаров | 2,42 | 0,64 | 15,48 | ||
Горка пристенная для продажи овощей и фруктов | 2,64 | 0,62 | 6,55 | ||
Кассовая кабина | 1,20 | 1,05 | 5,04 | ||
Стол для упаковки товаров | 1,00 | 0,60 | 2,4 | ||
Стол для установки контрольных весов | 1,25 | 0,65 | 1,62 | ||
Холодильная витрина | 3,7 | 1,08 | 11,8 | ||
Прилавок холодильный | 0,88 | 14,08 | |||
Шкаф холодильный | 1,50 | 0,75 | 4,5 | ||
Тара-оборудование для продовольственных товаров | 0,62 | 0,45 | 1,1 | ||
Рохля | 1,1 | 0,7 | 1,1 |
|
Sуст.факт = 63,6
Фактический коэффициент использования площади торгового зала определяется:
Ку = Sуст.факт / S т.з.
Коэффициент Ку может отклоняться от нормативного Ку на величину = 0,02.
Ку = Sуст.факт / S т.з. = 63,6/400= 0,16
Вывод: торговая площадь универсама «Магнит» используется максимально эффективно. Коэффициент установочной площади близок к нормативному.
Торговый зал универсама «Магнит» оборудован столиком для упаковки, контрольными весами, что улучшает качество обслуживания покупателей.
Также торговый зал универсама «Магнит» оборудован тележками для выкладки и продажи, тарой-оборудованием для продажи товаров, что облегчает труд работников торговли. В магазине установлены современные электронные весы и кассовые машины, что сокращает затраты времени покупателей на приобретение товаров. Для сохранения качества товаров в магазине установлено холодильное оборудование: холодильная витрина, прилавок холодильный, шкаф холодильный.
Все оборудование находится в хорошем состоянии. Сотрудники торгового зала регулярно проходят обучение правилам работы с оборудованием, правил техники безопасности.
Изучение ассортиментной политики Универсама «Магнит»
|
Ассортиментный перечень товаров для розничной торговли (кроме алкогольной продукции и напитков) универсама «Магнит» представлен в табл. 2.
Таблица 2
Наименование товаров | Количество разновидностей |
МЯСО И ПРОДУКТЫЕГО ПЕРЕРАБОТКИ Мясо свежее Колбасные изделия Солено – копченые мясные изделия Мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия Мясные консервы Субпродукты | |
РЫБА И РЫБНЫЕ ПРОДУКТЫ Рыба свежая замороженная Соленые рыбные товары Копченые рыбные товары Консервы и пресервы Икра и нерыбные продукты моря | |
ОВОЩИ И ФРУКТЫ Свежие овощи и фрукты Сушеные овощи и плоды Консервы Замороженные овощи | |
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ Крупы Мука Хлебобулочные изделия Макаронные изделия Сухарные изделия | |
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ Молоко Кисломолочные товары Молочные консервы Сыры Мороженое | |
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ Сахаристые изделия Мучные изделия | |
ПРОЧИЕ ТОВАРЫ(чай, пряности и др.) | |
ИТОГО |
Как видно из таблицы 2 ассортимент, предлагаемый покупателям предприятием универсама «Магнит» довольно широк. Он включает мясные, рыбные, зерномучные товары, кондитерские и др. в сумме 5576 наименований. Кроме того в ассортименте универсама «Магнит» присутствуют алкогольные товары
Далее в табл. 3 представлены объемы и структура реализации по видам товаров.
Таблица 3 - Объем и структура по видам товаров (тыс. руб.)
Наименование | Изменение | ||||||
Сумма, тыс. руб. | Уд.вес | Сумма, тыс. руб. | Уд.вес | Суммы | Уд.вес | ||
Мясо и продукты его переработки | 1112,7 | 28,7% | 1315,75 | 29,2% | +203,05 | 0,5% | |
Рыба и рыбные продукты | 421,4 | 10,87% | 415,9 | 9,23% | - 5,5 | -1,64% | |
Кондитерские изделия | 353,6 | 9,12% | 405,54 | 9,0% | + 51,94 | -0,12% | |
Зерномучные товары | 18,6% | 816,41 | 18,12% | + 95,41 | -0,48% | ||
Овощи и плоды | 10,75% | 494,4 | 10,97% | + 84,4 | +0,22% | ||
Молочные продукты | 801,3 | 20,67% | 22,17% | +197,7 | +1,5% | ||
Прочие | 1,29% | 1,31% | + 2 | +,3% | |||
Итого: | 100,00% | 100,00% | +629 | 0,00% | |||
Из табл. 3 видно, что из представленного перечня товаров наибольший удельный вес в объеме реализации в 2010 и 2011 гг. пришелся на мясные продукты- 28,7 % от общего объема реализации представленных товаров в 2009 г. и 29,2 % - в 2011 г. Как видно, произошло увеличение на 0,5 %. Увеличение объемов реализации наблюдается практически по всем товарам, за исключением рыбы и рыбных товаров (объем их реализации в 2011 г. снизился на 5,5).
В качестве основного сегмента рынка сбыта данного предприятия можно выделить население, проживающее в районе, близлежащем к универсаму «Магнит».Объемы закупок покупатели делают разные, исходя из имеющихся средств и составов их семей.