Особенности работы с разновозрастными отрядами.
Не смотря на то, что в большинстве детских лагерей по ряду причин одновозрасные детские отряды традиционно предпочтительней. В небольшой части лагерей также по ряду причин имеет место быть активно востребованной практика разновозрастных детских отрядов.
Причины создания разновозрастного отряда (их типология):
1. Наличие дружеских и семейных отношений - образуются группы внутри коллектива, которые чрезвычайно сложно разбить
2. Нехватка мест в других отрядах.
3. Выезд сложившимся коллективом. Это могут быть спортивные или творческие коллективы – объединяет общее дело.
4. Традиция лагеря или эксперимент
! Формирование разновозрастных отрядов почти всегда вынужденная мера. Такие отряды надо включать в организационную структуру лагеря, если отряды в лагере обычно делятся на старшие и младшие, то РВО надо по возможности встраивать в категорию старших отрядов, т.к. старшие дети не будут чувствовать себя наказанными, оказавшись с малышами, а те, в свою очередь, будут тянутся за более взрослыми ребятами.
! Работать на разновозрастном отряде сложнее, чем с одновозрастными.
Трудности, которые возникают при работе:
· Организация отрядных мероприятий любого типа, будь то выступление на сцене и заканчивая играми от вожатого – приходится выбирать, комбинировать и адаптировать (не так много существует игр, в которые с удовольствием соглашаются играть и старшие и младшие). Сложность – придумать универсальную программу для всех.
· Возрастной барьер между детьми – так или иначе, дети поделятся по «возрастным слоям» и взаимодействовать между друг другом будут с определенными сложностями.
· Поощрения и наказания подбираются индивидуально (по принципу «здесь и сейчас»)
· Расселение по комнатам – вместе селить старших и младших в одной палате нежелательно – будут возникать запутанные конфликты без правых и виноватых, также будет сказываться негативное влияние старших.
· У разного возраста детей - разные особенности, уровни физического развития и потребности (необходимо знать полную информацию об особенностях детей младшего, среднего и старшего школьного возраста).
· Невозможность создания «полного» отряда – из-за возрастных особенностей детей, отряд не сможет стать единым в том понимании, как это бывает на одновозрастном отряде, однако, это не исключает того, что они будут сплоченными (и, зачастую, даже лучше, чем одновозрастные отряды).
Положительные черты:
· При хороших отношениях с отрядом, старшие дети будут помогать следить и воспитывать младших, а младшие будут «стучать» на старших.
· Общение разных возрастных групп между собой (обмен опытом, информацией, поддержка друг друга).
· Соревновательность взаимоотношений с ребятами не своего возраста, которой нет в отношениях с родителями и сверстниками (младшие будут стараться делать все для того, чтобы завоевать авторитет у старших.
· Хорошая возможность для вожатого «отточить» навыки применения различных игр (втч. адаптировать и создавать ролевые игры, мероприятия), а также научиться задействовать каждый «возрастной слой» в мероприятиях и иной КТД
· Создание специфической «тайной атмосферы отряда» - дети в разновозрастном отряде охотнее придумывают традиции, легенды и свои собственные «фишки»
Есть еще несколько необходимых условий для вожатого:
§ Все правила и элементы игр вводите постепенно, по-разному объясняя каждой возрастной группе. Лучше, если роль «объяснялки» возьмет на себя старший ребенок из отряда.
§ Ни в коем случае не делите отряд внутри на подгруппы – не показывайте это детям.
§ Придерживайтесь идеи «полезности» любой деятельности и ориентируйтесь на результат, тогда можно будет избежать разногласий.
§ Выбирайте деятельность, включающую в себя сразу несколько направлений и калейдоскоп возможностей: спартакиада, поход, спорт, театр, экскурсии, полезные дела. В этом случае каждый найдет занятие по душе.
§ В разновозрастном отряде нужно демонстрировать: младшим – заботу, старшим – уважение.
Все остальное же делается, как в обычном отряде.
Несмотря на определенные особенности и порой даже сложности в работе с разновозрастным отрядом, вы получите огромный опыт и новые знания, потому что придется комбинировать разные методы работы и воспитания.
Постоянный детский коллектив (классы, творческие и спортивные коллективы).
Постоянный детский коллектив может быть представлен как одновозратсным (школьный класс), так и разновозрастным отрядом (творческий или спортивный коллектив). При работе с ПДК очень важно сразу же «поставить себя» не только перед детьми, но и перед воспитателями/учителями/вожатыми.
Трудности, которые возникают при работе:
· Так как это ПДК, то вожатого на таком отряде дети зачастую позиционируют в качестве аниматора/гостя.
· Наличие приехавших вместе с детьми учителей, воспитателей, своих вожатых и как итог - отсутствие вашего авторитета для данных детей. Зависимость детей от их мнения и позиции.
· Необходимость договариваться с учителями/вожатыми/воспитателями о распределении авторитета.
· Сложности в налаживании контакта с коллективом – они уже друг друга знают, а вы для них – чужой человек.
· Наличие у коллектива индивидуальных занятий (тренировки, тренинги, занятия, уроки)
· Сложность в выборе игр и мероприятий (большинство коллективов имеют свои мероприятия и игры).
· Сложности в «приучиванию» детей к распорядку и правилами в лагере (опять же, из-за воспитателей и учителей)
Положительные черты:
· Слаженный коллектив с поставленной дисциплиной (но это не точно)
· Наличие вспомогательных воспитателей и учителей, с помощью которых можно управлять детьми.
· Имеющаяся у данного коллектива развлекательная программа (в подавляющем большинстве случаев, коллективы имеют свои интерактивные мероприятия: своя игра, квест, вечер песни, просмотр кино и др).
· Отсутствие необходимости в придумывании номеров – всегда есть заготовленные номера и куча идей по выступлению.
Социальные категории
К детям «социальных категорий» применяется все то, что применяется для обычных детей. Единственный момент, который тут необходимо учитывать – индивидуальная ситуация ребенка (бывает такое, что из-за сложной ситуации в семье, привычные рычаги воздействия окажутся недоступными и вашей задачей станет найти подход к данному ребенку, разобравшись с характером ребенка и его положением в семье).
Немножко иной принцип работы вас ожидает, если вам попадается отряд воспитанников из детского дома, интерната или ресурсного центра.
Трудности, которые возникают при работе:
· Проверка на прочность от детей – дети будут проверять вас внутри своего коллектива, создавая ситуации и оценивая вашу реакцию.
· Наличие приехавших вместе с детьми воспитателей и как итог – сложность завоевания авторитета среди данных детей. Зависимость детей от мнения и позиции воспитателей.
· Распространенность вредных привычек среди старших детей (и вам придется с этим бороться или мириться).
· Большая вероятность совершения противоправных действий детьми между собой (частое явление – рукоприкладство, кража), а также, нарушения режима и правил лагеря.
· Частая необходимость индивидуального подхода к ребенку (трудные жизненные ситуации разные и подход к ребенку, который в нее попал должен быть индивидуальным)
· Замкнутость детей, которая сложилась под влиянием социума и «проходящих» в его жизни людей.
· Наличие детей, которым необходимо принимать «подавляющие и угнетающие» препараты (нарушение психики)
· В некоторых случаях, дети данной категории оказываются беспомощными в быту.
· Во многих (но не во всех) детских домах воспитательная цель одна — «чтобы не было ЧП». Усвоив это правило крепко накрепко, в отрядах ребята придерживаются той же политики — хулиганят, но тихо. Потому и выявить зачинщика в таком случае бывает нелегко.
Положительные черты:
· Слаженный коллектив с жесткой поставленной дисциплиной.
· Наличие вспомогательных воспитателей, с помощью которых можно управлять детьми.
· Наличие заготовленных номеров и кучи идей по выступлениям.
· Наличие хорошего административного рычага – за грубое нарушение правил, ребенок рискует отправиться обратно, чем подведет направляющую организацию в целом (накажет себя и детский дом), поэтому дети из данной категории не нарушают правила и ведут себя лучше и дисциплинированней, чем обычно.
К детям данной категории применяется все то, что используется на других детях. Дети из детских домов желают видеть в вожатом совершенно иного человека: не воспитателя или надзирателя, а взрослого человека, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Важным принципом работы становится данный принцип: опирайтесь не на свой опыт, а на жизненный опыт ребят, ищите ответы и пути решения в ИХ прошлом.
Будучи вожатым на таком отряде не ставьте целью заслужить авторитет и любовь ребят. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам. Ставьте целью, чтобы бывший беспризорник, детдомовец, поднял голову, отвлекся от процесса выживания, чтобы от твоей деятельности и активности засиял мир, засиял добром, любовью, новыми знаниями, новыми впечатлениями.
Индивидуальный подход и внимание требуются каждому ребенку, но во сто крат они нужнее тем, кто не по своей воле остался без родителей. Ребята из детских домов и интернатов видят в тебе больше, чем просто вожатого. От тебя ждут не скучных назиданий, с тобой хотят дружить, доверять тебе самое сокровенное, учиться у тебя тому, что в тебе нравится им. Если в каждом ребенке ты сможешь увидеть личность, заслуживающую твоего внимания, уважения, нуждающуюся в тебе и не проигнорируешь это, авторитет тебе обеспечен.
Работа с детдомовцами - это проверка на собственные личностные качества, просто методики здесь не срабатывают. Зато, поработав с ними, уже точно понимаешь, что представляешь собой как человек. И помни, им не нужна твоя жалость, им нужна твоя человечность!