Психические свойства личности в отличие от процессов и состояний, характеризуются большей стабильностью и стойкостью. Стабильность свойств личности заключается в сходимости их проявлений! в одинаковых условиях. Стойкость свойств личности вовсе не означает их неизменности: под воздействием воспитания к самовоспитанию они претерпевают порой существенные изменения. Свойства личности: способности, направленность, темперамент, характер.
Термин «способности» имеет несколько трактовок
1. Способности - свойства психики человека, являющиеся совокупностью различных, психических свойств, процессов и состояний.
2. Способности - высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков
3. Способности - это то, что не сводится к наличным знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение и эффективное использование на практике.
Важно различать способности и знания, умения и навыки по отношению к которым способности выступают как возможности их формирования и эффективного использования. Способности являются прижизненными образованиями, в их развитии и формировании активно участвуют среда и воспитание. Природной, т.е. физиологической и функциональной, основой способностей, создающей предпосылки их развития, являются задатки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, т.е. задатки многозначны. Задатки, в отличие от способностей, направленных на содержание конкретной деятельности, ни на что сами по себе не направлены.
Направленность. Направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. В широком плане направленность - это отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает и вносит в его развитие. Направленность - это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение.
|
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке иерархии.
1. Влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения - это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
2. Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Желание, будучи осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет сознание будущей цели и построение плана.
3. Следующая форма направленности - стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включен волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
4. Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы. Интересы - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
|
5. Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т.е. интерес к определенному виду деятельности. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
6. Следующая форма проявления направленности личности - это идеал. Идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то к чему он стремится, на что ориентируется.
7. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
8. Убеждения - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.
|
Темперамент и характер. Темперамент – это индивидуальная особенность человека, определяющая динамику протекания психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов (в том числе эмоциональных процессов), подвижность, активность, быстрота или замедленность реакций.
Характер в значительно меньшей степени описывает динамичность личности, он находится в плоскости убеждений, взглядов, интересов, ценностей, определяет некоторые возможности личности. Ключевым для характера является понятие "отношение". Под характером часто подразумевается именно система отношений человека к другим людям, миру, к себе, к разного рода явлениям и пр.
Структура личности. Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности. Первый (Г. Олпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойств, второй (К. Юнг, К.А. Абульханова) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помощью категории "тип личности". Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе "от частного к общему", второй - к априорным, опирающемся на принцип "от общего к частному".
Описание структурной организации личности тесно связано с подходом к пониманию личности автора теории личности (например, структура личности по З.Фрейду).
Приведем модель структуры личности, предложенной К.К. Платонову.