Теория добрачного сексуального поведения




Исследование добрачного сексуального поведения является одним из важнейших направлений социологии семьи. Лидерами в этом отношении являются американские социологи семьи. В США отмечается неуклонный рост числа работ, посвященных добрачному сексуальному поведению. При этом американские социологи уделяют растущее внимание как разработке методических аспектов изучения этой проблемы, так и более глубоким теоретическим их интерпретациям, сочетая данные локальных исследований с результатами регулярно проводимых общенациональных опросов. В теоретическом плане для американской социологии семьи характерно постепенное смещение акцентов с так называемых «чистых» концепций добрачного сексуального поведения подростков к теориям более общего плана, в которых сексуальное поведение рассматривается как частный случай социального поведения вообще.

В рамках «чистого» подхода наиболее известны работы американского социолога Аиры Рейсса, который разработал автономную теорию гетеросексуальной терпимости, сыгравшую стимулирующую роль в развитии социологических исследований добрачного сексуального поведения.

Среди общих теорий добрачного сексуального поведения, в которых последнее предстает как одна из разновидностей социального поведения, выделяются такие, как теория референтной группы, социализационная теория, теория согласованности установок и поведения, и теория проблемного поведения.

Первая из них — теория референтной группы. В центре ее — анализ воздействия различных референтных групп, с которыми связана жизнь подростка, на его установки и поведение. Эта теория устанавливает значительную роль родителей в формировании отношения к добрачным половым связям: строгого и репрессивного или более либерального. В рамках этого подхода была выявлена значительная роль семьи в этих явлениях, хотя она может меняться под влиянием окружения ровесников, друзей и социальной среды.

Теория социализации ориентирует на анализ соотносительного влияния различных агентов социализации на сексуальное поведение подростков. В рамках этого подхода в центре внимания оказывается процесс формирования сексуальной идентичности личности (т.е. осознания себя представителем определенного пола с принятием соответствующих половых и сексуальных ролей), а также научения сексуальному поведению. Хотя этот социализационный процесс начинается буквально с самых первых дней жизни человека, именно в подростковом возрасте происходит превращение усвоен­ных человеком полоролевых ожиданий и требований, социокультурных норм и установок в реальное сексуальное поведение. В рамках социализационного подхода была предложена концепция сексуального сценария. Этот подход акцентирует внимание на согласованности установок и поведения, на анализе сексуального поведения в связи с общей ценностно-ориентированной структурой личности (принятые ценности, степень религиозности и др.) и конкретным жизненным опытом подростков. Этот подход позволил выявить, что на сексуальное поведение подростков наиболее существенное влияние оказывают: интенсивность прошлого сексуального опыта, сексуальное поведение ближайших друзей, а также длительность и характер текущих гетеросексуальных отношений.

в рамках общей теории проблемного поведения, разработанной С.Л. и Р. Джессорами, сексуальное поведение рассматривается как проявление проблемного поведения (пьянство, наркомания, социальный протест и т.д. — другие его проявления). В теории проблемного поведения рассматриваются два блока переменных, детерминирующих его возникновение и развитие. С одной стороны, это переменные, отражающие влияние демографических и других социальных структурных факторов, с другой — влияние социализации. Эти две группы факторов действуют на проблемное поведение двумя путями: прямо (непосредственно) и через два блока социально-психологических переменных. Один из них — это, по сути, структура личности. Он включает мотивационную структуру, установочную структуру и личностную структуру контроля. Второй социально-психологический блок отражает индивидуальное восприятие окружающей социальной микросреды, включая «дистальную структуру» (родительская поддержка и контроль, поддержка и контроль со стороны друзей и «совместимость» двух этих источников влияния) и «промежуточную структуру» (родительское и дружеское восприятие | проблемного поведения, модель проблемного поведения друзей). В теории проблемного поведения, как легко понять, по существу синтезируются принципы упомянутых выше подходов. Она рассматривает добрачное сексуальное поведение подростков целостно, системно. Одним из важных выводов из общей теории проблемного поведения является вывод о «сцепленности» проблемных поведений, что выражается, в том, что существует тесная связь между временем вовлечения в одно проблемное поведение (например, началом пьянства или злоупотреблением наркотиками) и временем начала другого (например, сексуального поведения подростков). В американской социологии семьи большое внимание уделяется межпоколенным взаимовлияниям как одному из факторов подросткового сексуального поведения, особенно в связи с анализом возраста рождения первого ребенка. В ряде исследований была, на­пример, исследована связь между сексуальным поведением девочек-подростков и возрастом их матерей в момент их рождения.

В частности, в исследовании Г. Прессер была зафиксирована четкая связь между возрастом матери в момент рождения респондентки и ее собственным репродуктивным поведением: дочери более молодых матерей сами рожали своего первого ребенка (соответственно начинали половую жизнь) в более раннем возрасте. Г. Прессер предположила, что эта связь отражает процесс ролевого моделирования, в котором дочери в ходе социализации воспринимают тайминг материнства, схожий с тем, который был присущ их матерям.

Аналогичные результаты были получены в начале 1980-х гг. Дж. Кард, которая на основе данных национального лонгэтьюдного исследования (375 тыс. учеников старших классов в 1960 г.) обнаружила, что дети родителей-подростков имеют существенно более высокую вероятность родить ребенка в более раннем возрасте и иметь большее число детей в первые 11 лет после окончания школы, чем их одноклассники".

Дж.Р. Кан и К.Е. Андерсон, используя данные национального обследования формирования семьи 1988 г. (NSFG-1988), проанализировали тенденции влияния межпоколенных связей на подростковую рождаемость у женщин, достигших подросткового возраста между 1950-ми и 1980-ми гг. Согласно их выводам, существует четкая взаимосвязь. между сексуальным и репродуктивным поведением матерей и дочерей: дочери, рожденные их матерями в подростковом возрасте, также имеют существенно более высокую (например, белые женщины в два раза более высокую) вероятность родить ребенка в подростковом возрасте, чем те, чьи матери родили их в более старшем возрасте. Они также установили, что решающую роль в межпоколенных связях играет не биологическое наследование, а социально-экономические факторы и «семейный контекст», в котором росли дети. Выявленные тенденции отражают, с одной стороны, ослабление социальных норм в целом, а с другой — ослабление норм, направленных «против внебрачных рождений», т.е. современное общество в возрастающей степени рассматривает внебрачные рождения как «нормальные», нормативные явления36.

Иными словами, современные тенденции добрачного сексуального и репродуктивного поведения отражают дальнейшее ослабление семейных ценностей, ослабление, охватившее уже нуклеарную (малодетную) семью, сохраняющую пока еще то единство отношений супружества, родительства и родства, на котором, как мы уже говорили, основывается сама семья. Они являются, следовательно, выражением глобального кризиса семьи как социального института.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: