Предисловие
Настоящий стандарт разработан на основе СТО СМК НГПУ 700244-0102-2016 «Выпускная квалификационная работа. Требования.», введенный в действие с 14 января 2016 года (приказ от 11 января 2016 года №16 – УМФ).
Общие положения
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) являются видом учебной деятельности, который завершает процесс освоения обучающимся образовательной программы ВО. Содержание ВКР и уровень ее защиты рассматриваются как основной критерий при оценке уровня профессиональной подготовки выпускника.
Цель защиты ВКР – определение уровня готовности выпускника к выполнению самостоятельной профессиональной деятельности (трудовых функций).
По итогам защиты ВКР государственная экзаменационная комиссия принимает решение о присвоении обучающемуся соответствующей квалификации.
ТРЕБОВАНИЯ К ВКР
Общие требования
ВКР бакалавра (бакалаврская работа) – законченное исследование на заданную тему по образовательной программе ВО, написанное лично обучающимся под руководством руководителя, содержащее элементы научного исследования и свидетельствующее об умении автора работать с литературой, различными информационными источниками, обобщать и анализировать фактический материал; демонстрирующее владение общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными, предметными и специальными компетенциями, приобретенными при освоении образовательной программы.
В зависимости от уровня обученности и научных интересов обучающихся, возможны следующие типы ВКР:
а) ВКР научно-исследовательская предполагает описание или обозначение актуальной научной проблематики (в теоретической части работы или во введении) и исследование конкретного предметного материала в русле заявленной научной проблематики. В ВКР должно проявиться знание автором основных методов исследования, умение их применять, владение научным стилем речи (рекомендуется для студентов, обучающихся по направлению: Лингвистика).
б) ВКР прикладная может представлять собой применение конкретной научной методики анализа или описания к не исследованному ранее или недостаточно изученному материалу, а также материалу, востребованному в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной организации (рекомендуется для студентов, обучающихся по направлению: Педагогическое образование).
Независимо от типа к ВКР бакалавра предъявляются следующие требования:
а) актуальность исследуемой проблемы, возможность использования результатов исследования в практической деятельности в соответствующей образовательной или другой области;
б) соответствие названия работы ее содержанию, четкая целевая направленность, актуальность;
в) логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах;
г) корректное изложение материала с учетом принятой научной терминологии, научный стиль написания;
д) достоверность полученных результатов и обоснованность выводов;
е) оформление работы в соответствии с установленными требованиями.
Объем ВКР должен быть достаточным для изложения путей реализации поставленных задач, не перегружен малозначащими деталями и составлять от 40 до 50 страниц (без учета приложений).
Требования к содержанию структурных элементов ВКР
ВКР должна содержать следующие структурные элементы:
а) титульный лист;
б) оглавление;
в) обозначения и сокращения (при необходимости);
г) введение;
д) основная часть;
е) заключение;
ж) библиографический список;
и) список использованных источников (при необходимости);
к) приложения (при необходимости).
Титульный лист
Титульный лист оформляется в соответствии с СТО СМК НГПУ 700244-0101-01. Получить титульный лист необходимо в деканате за 10 дней до процедуры защиты ВКР.
Оглавление
Оглавление размещают после титульного листа и задания на ВКР (при его наличии), начиная со следующей страницы, и продолжают на последующих листах (при необходимости). Оглавление ВКР включает в себя:
- введение,
- наименование всех глав,
- наименование параграфов,
- заключение,
- библиографический список,
- список использованных источников (при необходимости),
- обозначения приложений и их наименований (при необходимости) с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы ВКР.
При оформлении «Оглавления» необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- номера страниц указанные в нем должны совпадали с фактическими номерами страниц работы;
- заголовки глав, параграфов в оглавлении должны совпадать с заголовками в тексте ВКР.
Несовпадения могут возникнуть при доработке текста ВКР. Избежать подобных ошибок может помочь автособираемое оглавление и его своевременное обновление.
Обозначения и сокращения
Структурный элемент «Обозначения и сокращения» - это перечень обозначений и сокращений, используемых в ВКР. Обозначения и сокращения приводятся в алфавитном порядке с необходимой расшифровкой и пояснениями.
Например:
ВКР – выпускная квалификационная работа
КР – курсовая работа
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт.
Введение
Введение включает в себя:
- актуальность темы
- объект исследования
- предмет исследования
- цель исследования
- задачи исследования
- теоретическую базу исследования
- практическую базу исследования (при необходимости)
- методы исследования
- практическую значимость исследования
- структура ВКР (не обязателен)
Актуальность темы исследования определяется степенью ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения обозначенных проблем или вопросов. Она может определяться также недостаточной разработанностью проблемы, изучаемой обучающимся в рамках ВКР или его практической значимостью.
Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.
Предмет исследования – это то, что находится в рамках, в границах объекта.
Иным словами, объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело, а предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, познается целостный объект, выделяются его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Формулируя объект и предмет исследования необходимо обращать особое внимание на заявленную тему исследования, так как именно в ней отражены объект исследования, а иногда и предмет.
Например: