Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)

Педагогический Институт

Кафедра ППДНО

 

Направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

Профиль «Начальное образование»

Уровень высшего образования бакалавриат

Форма обучения очная

 

Реферат

По дисциплине «Актуальные проблемы методики преподавания математики в начальных классах» на тему:

«Развитие пространственного мышления младших школьников на основе конструирования. Оригами»

 

Выполнил: студент группы НО-116 Ямина Евгения Александровна

Проверил: ст. пр., доцент Болотова Татьяна Владимировна

 

Владимир 2020г.

Содержание:

Стр.

1. Определение пространственного мышления..............................................3

2. Значение развития пространственного мышления....................................3

3. Возрастные этапы развития пространственного мышления и способы его развития...................................................................................................4

4. Определение оригами, история его возникновения...................................9

5. Виды оригами..............................................................................................13

6. Базовые формы оригами.............................................................................15

7. Оригами в математике................................................................................16

8. Анализ учебников.......................................................................................17

9. Список используемой литературы............................................................25


Определение пространственного мышления

Пространственное мышление – это такой вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач (Л.П. Русинова) [2].

Значение развития пространственного мышления

Пространственное мышление играет немаловажную роль в жизни каждого человека. По окончанию школы многие из полученных знаний забываются, а способность ориентироваться в пространстве остаётся на всю жизнь [3].

Человек с развитым пространственным интеллектом легче остальных справляется со многими профессиональными и просто жизненными задачами.

Пространственное мышление играет не малую роль в таких профессиях как: художник, дизайнер, архитектор, инженер и т.д. Но не только в работе используется этот вид мышления. Мы сталкиваемся с пространственным мышлением и в обыденной жизни, сами того не замечая, например: ребенок различает геометрические фигуры, выбирает кратчайший маршрут до детской площадки, придумывает конструкции из Lego — все это благодаря пространственному мышлению. Развивать его никогда не рано, можно и нужно в любом возрасте [4].

Кстати, традиционно считается, что у мужчин лучше развито пространственное мышление и ориентация на больших расстояниях, а у женщин лучше способность ориентироваться в небольшом пространстве. Вот откуда совет психологов: «Если вы потеряли дома вещь, попросите о помощи женщину, а если заблудились на улице, спросите дорогу у мужчины ».

Пространственный интеллект опирается на две умственные способности, это:

· способность к пространственной визуализации, т.е. воображение, позволяющее выстраивать в сознании пространственные образы;

· пространственное мышление, т.е. процесс мысленного манипулирования этими изображениями.

Изучение в школе геометрии направлено не столько на то, чтобы вырастить из детей математиков, сколько на развитие именно этой способности [1].

Дети с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в литературе! Пространственное мышление позволяет создавать в голове целые динамические картины, своего рода кинофильм, основанные на прочитанном отрывке текста. Такая способность существенно облегчает анализирование художественной литературы и позволяет сделать процесс чтения намного более интересным. И, конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках рисования и труда [5].

Возрастные этапы развития пространственного мышления и способы его развития

Пространственное мышление развивается с раннего детства, когда ребенок начинает совершать свои первые движения. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается, примерно, в подростковом возрасте. Однако в течение жизни возможно его доразвитие и преобразование [5].

Рассмотрим основные возрастные этапы развития детского пространственного мышления: до 3 лет, в три-пять лет, у дошкольников (5-7 лет), у младших школьников (7 лет и старше).

Малыши (до 3 лет)

С рождения до 2-3 лет ребенок учится обрабатывать сигналы, поступающие в головной мозг из органов чувств – зрения, слуха, обоняния, осязания. И объемное восприятие основано на взаимодействии зрительных, слуховых и двигательных анализаторов.

К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).

Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом. Задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания.

Ребенок до 3 лет уже может:

  • различать кривые и прямые линии;
  • находить точки пересечения линий;
  • отличать горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
  • различать основные геометрические фигуры.

Способы формирования пространственного мышления до 3 лет:

  • находить точки и соединять их;
  • рисовать фигуры из точек (повторяя образец);
  • строить из счетных палочек разные фигуры, домики, некоторые буквы.
  • Необходимо поощрять рисование, аппликацию, лепку – это занятия, требующие активного измерения.

Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)

В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.

У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже – в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ребенку 3-5 лет по силам:

  • повторять простые узоры и орнаменты, состоящие из линий;
  • сравнивать длину отрезков, размеры фигур;
  • соединять точки по цифрам, чтобы получился рисунок (если дошкольник знает порядковый счет);
  • различать прямой, тупой, острый углы.

Способы стимулирования пространственного мышления в 3-5 лет:

  • игры на формирование трехмерных представлений – «Помести кошку» (необходимо выбрать животное и предположить, в какой предмет оно может уместиться), «Расставь правильно» (необходимо расположить предметы по указанию взрослого), «Составь маршрут»;
  • задания на манипуляции с фигурами (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе);
  • картинки, требующие охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других («где находится кошка? – за домом»).
  • вырезание из бумаги симметричных предметов и снежинок;
  • дорисовывание вторых половинок картинок;
  • занятия оригами;
  • складывание пазлов и создание геометрических аппликаций.

Дошкольники (5-7 лет)

В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».

В 5-7 лет дети должны уметь:

  • различать понятия размера и формы;
  • свободно оперировать пространственными отношениями между предметами (большой-маленький, ближе-дальше, вверх-вниз, над-под, за-перед и т.д.);
  • различать левую и правую руку, сторону;
  • понимать заданное направление, чтобы перемещаться в соответствии с ним;
  • мысленно соотносить между собой объекты, находящиеся в поле зрения;
  • ориентироваться в двухмерном пространстве (плоскость с длиной и шириной).

Названные образовательные требования предъявляет к будущим ученикам школа. Это необходимо для облегчения адаптации к школе и понимания учебного материала, перечисленные умения очень пригодятся первокласснику.

Развитие пространственного мышления в 5-7 лет:

  • игры на внимательность. Например, ребенок пристально осматривается в помещении, где он находится, и запоминает окружающие его предметы. Взрослый задает вопросы с использованием слов, указывающих на месторасположение, например, «какого цвета стол слева от тебя?»;
  • графические диктанты;
  • занимательные задания на объемное мышление;
  • специальные развивающие игры;
  • повседневные бытовые задачи.
  • настольные игры, такие как Танграм, «Геометрика», шашки, шахматы, нарды.
  • Вместе нарисуйте планы помещений и местности, играйте в поиск «клада» с помощью карты-плана.

Младшие школьники (7+ лет)

Развитием трехмерного мышления школьников занимаются учителя – на уроках математики, окружающего мира, труда, рисования. В младших классах дети, в основном, учатся мыслить «на плоскости», но по мере взросления задачи становятся «трехмерными».

Ребенок старше 7 лет умеет:

  • моделировать положение объектов в пространстве – представлять, не прибегая к физическому перемещению предметов;
  • обращать внимание на пространственные отношения между предметами, их взаимное расположение и его изменение;
  • видеть картину с разных точек зрения, определять или выбирать правильную проекцию трехмерного предмета – посмотреть на фигуру с одной стороны и понять, как она выглядит с другой. К 9 годам школьник уже способен на более сложные операции, связанные с координированием перспектив, например, определить исходя из разных проекций, как выглядит трехмерная фигура;
  • формулировать в устной речи пространственные характеристики объекта.

Тренировка пространственного мышления в 7 лет и старше:

  • задания на соотнесение предметов в пространстве и на плоскости относительно друг друга. Например, «нарисуй стакан, тарелку и нож так, чтобы нож оказался справа от тарелки и слева от стакана»;
  • задания на перечерчивание фигур: простое копирование точь-в-точь, перерисовка с примерным изменением размера или точным масштабированием, воспроизведение изображения по памяти;
  • рисовка маршрутов – например, своего пути от дома до школы или маршрут сказочного героя, движущегося по воображаемому замку;
  • творческие задания с любыми видами конструкторов – не по схеме, а с помощью собственных навыков; при этом необходимо задавать исходные параметры, например, средневековый замок с тремя башнями, двухэтажный гараж с парковкой и т.д.
  • Игры с кубиками «по-взрослому» – создание сложных конструкций и преобразование их, складывание фигур по «тени» (схематичному изображению одной, двух или трех проекций);
  • Составление вместе с ребенком трехмерных пазлов, постройка объемных моделей предметов.

К подростковому возрасту развитие трехмерного мышления считается полностью завершенным, но даже во взрослом возрасте имеет смысл тренировать его с помощью упражнений и решения пространственных задач.

Профессор психологии Дэвид Уттал из Северо-Западного Университета (США) и профессор психологии Нора Ньюкомб из Университета Темпл (США) научно доказали, что люди всех возрастов благодаря обучению могут улучшить практически все известные типы пространственных навыков [4].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: