Первые книги по оригами.




Первым японским изданием по оригами считается книга "Семба-цуру ориката", которая вышла в свет в 1797 г. Перевод её названия "как сложить тысячу журавлей" явно намекает на старинную легенду, утверждающую, что тысяча сложенных классических бумажных птиц помогает осуществить желания. Книга целиком посвящена складыванию одной-единственной модели – журавлика. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювами. Автором "Сембадзуру ориката" считается настоятель храма Рокан. В том же 1797 г. он выпустил книгу "Чашингура ориката", в которой было показано, как с помощью складывания и ножниц сделать из бумаги главных персонажей популярной в то время пьесы "Чашингура".

В 1845 г. в Японии издается книга "Кан-но-мадо", что в литературном переводе означает "зимнее окно", или точнее "окно середины зимы". Она включает указания, большей частью словесные, как складывать несколько десятков классических фигурок из бумаги и графические иллюстрации готовых моделей. Знатоки истории оригами утверждают, что именно в "Кан-но-мадо" впервые печатается схема складывания базовой формы "лягушка" и самой фигурки на этой основе.

В 1879 г. директор школы для девочек Саки Нобузоу сделал для своих маленьких учениц книгу по оригами, содержащую руководство по складыванию 20 несложных классических фигурок. В 1885 г. Окамото Консеки издал книгу для детей по оригами "Ориката", которая позже была переведена на английский язык [7].

Распространение оригами по миру

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Акиро Йошизава. Он родился в 1911 г. и сыграл в истории оригами уникальную роль. С помощью изобретённых им несложных условных знаков ход складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде последовательности рисунков-чертежей. Акиро Йошизава изобрёл сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он не только доказал, что искусство складывания может быть авторским, но и способствовал его широчайшему распространению в странах Европы.

… В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса.

Однако было бы совершенно несправедливо утверждать, что Европа до этого времени была совершенно незнакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым, открытием некоторых фигурок, например птички - " пахариты ". Так называется древняя классическая фигурка, ставшая символом оригами в Испании. Известный оригамист Винсенте Паласиос счтитает, что многое указывает на появление этой модели впервые в Толедо в XII в. Если это предположение верно, то, без сомнения, пахарита является первой традиционной сложенной европейской фигуркой (возможно, одной из первых во всём мире).

В начала XIX века немецкий педагог, создатель первых детских садов Фридрих Фрёбель впервые начал пропагандировать складывание из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Возможно, именно с его подачи школьники разных стран мира теперь знакомы с небольшим набором "фольклорных" фигурок из бумаги.

В 1937 г. в Лондоне выходит в свет книга Маргарет Кемпбелл "Изготовление бумажных игрушек", в которой впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы – "водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов [7].

Виды оригами

Оригами можно разделить на следующие виды и техники:

· Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы.

· Простое оригами

Простое оригами – стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

· Оригами паттерн (развёртка)

Паттерн – это схема, на которой обозначен каждый сгиб будущей фигурки-оригами. Паттерн также часто называют разверткой – она используется в тех случаях, когда пошаговая запись складывания фигурки слишком громоздка.

Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана – дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

· Мокрое складывание

Мокрое складывание – техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов – в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

· Квиллинг

В основе поделок, выполненных по технике «квиллинг» – закрученные длинные полоски бумаги разной длины. Именно из этих бумажных завитушек составляются композиции, объемные рисунки, которые выглядят необычно и красиво.

· Манигами (оригами из денег)

Такая интересная мысль пришла мастеру оригами из Кореи Вону Парку. Он первым начал использовать купюры номиналом 1 и 2 доллара для создания новых произведений бумажного искусства. Это направление оригами получило название «манигами».

Из купюр получаются очень интересные фигурки, они могут выполняться как из одной купюры, так и из нескольких купюр, соединенных тем или иным образом [8].

Базовые формы оригами

Сегодня в мире существует 11 базовых форм (простые, средние и сложные).

· Простые базовые формы: треугольник, книга, дверь, воздушный змей;

· Средние базовые формы: блин, рыба, двойной треугольник, двойной квадрат;

· Сложные базовые формы: птица, катамаран, лягушка.

Оригами в математике

Как же связано искусство оригами и точная наука математика?

Предметы вокруг нас имеют форму, похожую на геометрические фигуры. Альбомный лист имеет форму прямоугольника. Арена цирка, солнце или монета имеют форму круга. Футбольный мяч или арбуз похожи на шар. Египетские пирамиды – это тоже геометрические фигуры. Геометрия – это наука о свойствах геометрических фигур: треугольника, квадрата, круга, пирамиды, сферы и др.

При помощи оригами можно изучить следующие понятия:

· точка, линия;

· горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;

· параллельные прямые;

· диагональ;

· квадрат, прямоугольник;

· все виды треугольников

· симметрия, одинаковые фигуры

В ходе изучения математики с использованием оригами можно наглядно познакомиться с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона, угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и изучить основы техники оригами.

Различные построения и фигуры оригами складываются из квадратного листа бумаги. Таким образом, когда мы производим простейшее действие с листом бумаги, например, складываем его по вертикали или диагонали, мы уже решаем задачи на построение.

При изготовлении различных моделей оригами мы используем множество понятий из математики (такие как точка, линия, квадрат, прямоугольник, треугольник) [9].

Анализ учебников

УМК: «Школа 2000...», Автор: Людмила Георгиевна Петерсон

Класс 2, часть 2, страница 18, № 4

«Перегни прямоугольный лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам. Обведи линии перегиба красным карандашом. Сколько прямых углов получилось? Раскрась их разными цветами»

Страница 19, в рамочке

«Если сложить прямоугольный лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам, то получится прямой угол. Если две прямые образуют при пересечении прямой угол, то их называют перпендикулярными Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника»

Класс 2, часть 3, страница 26, № 5

«Практическая работа: Начертите на листе бумаги окружность радиусом 5 см. Вырежи круг, ограниченный этой окружностью. Перегни круг пополам 2 раза и линии перегиба обведи красным карандашом. Что ты наблюдаешь?»

УМК: «Перспектива», Автор: Георгий Владимирович Дорофеев

Класс 2, часть 1, страница 24 №3:

«Возьми лист бумаги. Сложи его пополам, а потом ещё два раза пополам так, как показано на рисунке а, б и в. У тебя получился угол, который обозначен синей дугой (рис. в). Если теперь развернуть лист (рис. г), то ты увидишь, что линии сгиба образовали на нём не один такой угол. Сколько углов получилось? Покажи их на своей модели»

Класс 2, часть 2, страница 73: Введение прямого угла

Класс 3, часть 2, страница 46: плетение модели куба из 3-х полосок.

Класс 3, часть 2, страница 121: плетение модели пирамиды из 2-х полосок.

УМК: «Гармония», Автор: Наталия Борисовна Истомина

Класс 2, часть 1, страница 84-85: Модель угла, сравнение углов, путём наложения друг на друга.

УМК: «Школа России», Автор: Мария Игнатьевна Моро

Класс 2, часть 2, страница 8: Вводят модель прямого угла

Страницы 36-37 посвящены теме «оригами». На этих страницах даётся автор программы называет родину оригами, сообщает как переводится это слово «ОРИ – сгибать, ГАМИ – бумага», приведены некоторые основные обозначения на чертежах, детям предлагается изготовить голову лягушки по предложенной схеме, самостоятельно найти дополнительную информацию об оригами, провести выставку работ.

УМК: «Школа России», Учебник: «Математика и конструирование», Автор: Светлана Ивановна Волкова

Класс 1, страницы 88-89: Даётся определение «оригами», схемы изготовления поделок.

Изделие «Гриб» изготавливается из 2-х частей с использованием ножниц и клея. Т.к. это первое изделие оригами, помимо схемы, дано подробное описание последовательности действий.

Изделие «Бабочка» изготавливается из одного листа, ножницы и клей необходимы только для декора поделки (усики). Данное изделие дети изготавливают по схеме, описания последовательности действий нет.

Страницы 90-91: Даны схемы изготовления оригами: «Рыбка» и «Зайчик».

Класс 2, страницы 39-40: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек».

Страницы 84-85: Оригами «Воздушный змей»

Страницы 86-87: Оригами «Щенок». Изготавливается из 2-х квадратов одинакового размера. Схема сопровождается описанием последовательности действий.

Страницы 88-89: Оригами «Жук». Перед тем, как приступить к изготовлению поделки, дети знакомятся с базовой формой «двойной треугольник». Схемы изготовления оригами сопровождаются подробным описанием каждого действия.

Класс 3, страница 93: Оригами «Лебедь»

Класс 4, страницы 92-93: Оригами «Лиса и журавль». Предполагается, что дети уже знакомы с техникой изготовления оригами «Журавлик».

Сравнительный анализ различных УМК:

Автор, название УМК Использования оригами в курсе математики
Л.Г. Петерсон «Школа 2000...» Присутствуют элементы оригами при введении понятия «прямой угол»
Г.В. Дорофеев «Перспектива» Присутствуют элементы оригами при введении понятий «угол», «прямой угол». В программу включены практические задания «Плетение куба из трёх полосок» и «Плетение модели пирамиды из двух полосок», позволяющие обучающемуся подробнее познакомиться с трёхмерными фигурами.
Н.Б. Истомина «Гармония» Присутствуют элементы оригами при введении понятий «прямой угол», «равные углы»
«Математика» М.И. Моро и др. УМК: «Школа России»     «Математика и конструирование» С.И. Волкова УМК: «Школа России» В основном курсе математики, элементы оригами можно встретить при введении модели прямого угла во 2 классе, чуть позже дети знакомятся непосредственно с искусством оригами при выполнении проекта.
В серии учебников «Математика и конструирование» 1-4 класс дети подробнее знакомятся с искусством оригами, учатся выполнять различные поделки по схемам и описанию последовательности действий.
А.Л. Чекин «Перспективная начальная школа» Комплекс не предусматривает изучение оригами в курсе математики
И.И. Аргинская и др. «система развивающего обучения Л.В. Занкова» Комплекс не предусматривает изучение оригами в курсе математики

Список используемой литературы

1. Как проверить пространственное мышление [электронный ресурс]// https://blog.wikium.ru/kak-proverit-prostranstvennoe-myshlenie.html

2. Развитие пространственного мышления у студентов в начале изучения курса «Начертательная геометрия» [журнал]// 2012г. – Русинова Л. П. – журнал «Молодой ученый» №3 стр. 391-394.

3. Кузнецова Ю.И. «Развитие компонентов пространственного мышления обучающихся на уроках геометрии» [электронный ресурс]// https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-komponentov-prostranstvennogo-myshleniya-obuchayuschihsya-na-urokah-geometrii

4. Развитие пространственного мышления у малышей, дошкольников и младших школьников [электронный ресурс]// https://logiclike.com/math-logic/interesno-polezno/razvivaem-prostranstvennoe-myshlenie

5. Пространственное мышление [электронный ресурс]// https://repetit.ru/blog/articles/prostranstvennoe-myshlenie/

6. Грицкан О.И., Лукиянова Н. «История оригами: как всё начиналось» [электронный ресурс]// https://21vu.ru/publ/100-1-0-262

7. С.Ю. и С.Е. Афонькины «Из истории возникновения оригами» [электронный ресурс]//https://jorigami.ru/NewDoc/History_of_origami.htm

8. Виды оригами [электронный ресурс]// https://cluborigami.ru/vidy-origami.html

9. Новоселов С.Д. «Искусство оригами и математика» [электронный ресурс]// https://school-science.ru/4/7/704

10. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс часть вторая [текст]/ Л.Г. Петерсон. – Москва «Ювента», 2013г. – 112 с.

11. Петерсон Л.Г. Математика 2 класс часть третья [текст]/ Л.Г. Петерсон. – Москва «Ювента», 2013г. – 112 с.

12. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика 2 класс часть первая [текст]/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. – Москва «Просвещение», 2015г. – 122 с.

13. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика 2 класс часть вторая [текст]/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. – Москва «Просвещение», 2015г. – 107 с.

14. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б. Математика 3 класс часть вторая [текст]/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. – Москва «Просвещение», 2014г. – 128 с.

15. Истомина Н.Б. Математика 2 класс часть первая [текст]/ Н.Б. Истомина. – Смоленск «Ассоциация XXI век», 2013г. – 120 с.

16. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 2 класс часть 2 [текст]/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – Москва «Просвещение», 2014г. – 112 с.

17. Волкова С.И. Математика и конструирование 1 класс [текст]/ С.И. Волкова. – Москва «Просвещение», 2012г. – 104 с.

18. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование 2 класс [текст]/ С.И. Волкова., О.Л. Пчёлкина – Москва «Просвещение», 2014г. – 104 с.

19. Волкова С.И. Математика и конструирование 3 класс [текст]/ С.И. Волкова. – Москва «Просвещение», 2013г. – 103 с.

20. Волкова С.И. Математика и конструирование 4 класс [текст]/ С.И. Волкова. – Москва «Просвещение», 2014г. – 102 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: