В первой четверти XVIII века, наряду с сохранением многовековых традиций станковой и фресковой живописи, зародились совершенно новые жанры живописного искусства.
Одним из таких жанров, который быстро получил широкое распространение, стал жанр гравюры, в котором не только зримо проявилось торжество светского начала в изобразительном искусстве, но и были сохранены традиции так называемых «народных картинок», или «лубка».
Гравюрные изображения, как правило, были двух видов: либо ими украшались печатные издания (книги и географические карты), либо они украшали интерьеры государственных учреждений, публичных зданий и частных домов.
В основном художники-граверы, среди которых особым мастерством отличались Лев Бунин, братья Федор и Алексей Зубовы, Андрей Ростовцев, Иван Адольский, Василий Киприянов и Павел Пикар, посвящали свои изящные творения наиболее значительным событиям эпохи: знаменитым сухопутным и морским сражениям, прежде всего, Полтавской баталии, торжественным смотрам войск, строительству Петербурга, спуску на воду новых кораблей и т. д.
В петровскую эпоху дальнейшее развитие получил и жанр парсуны — реалистического портрета, написанного в традиционной плоскостной манере. По мнению целого ряда историков искусства (С. Ямщиков, О. Евангулова, А. Стерлигов), многие художники, работавшие в этом жанре, в частности, Иван Безнин, Лука Смольянинов, Ерофей Елин, Иван Адольский и Михаил Челноков, постепенно отойдя от традиций русской станковой живописи, явно оказались под влиянием европейской живописной школы.
Эта тенденция наиболее явно просматривается на примере парсун царя Ивана Алексеевича, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной и персонажей из так называемой «Преображенской серии» — членов «всепьянейшего собора всешутейшего князь-папы» — Федора Юрьевича Ромодановского, Никиты Моисеевича Зотова, Ивана Ивановича Бутурлина и Якова Федоровича Тургенева.
|
Эпоха петровских реформ стала временем зарождения и развития принципиально нового и ведущего жанра изобразительного искусства XVIII века — жанра реалистического портрета, который во многом определил дальнейшую судьбу всего русского живописного искусства.
Становление русской портретной живописи традиционно связывают с именами двух выдающихся художников петровской эпохи — И.Н. Никитиным и А.М. Матвеевым.
Иван Никитович Никитин (1690;1742) родился в Москве в семье священника и начал свою карьеру певчим в патриаршем хоре.
Очень скоро, обнаружив талант живописца, он перешел на службу в артиллерийскую школу, где стал учителем рисования.
Позднее по рекомендации Петра он прошел курс обучения у известного немецкого портретиста Иоганна Таннауера и, получив необходимые знания и опыт, приступил к работе в качестве придворного живописца.
В 1712–1716 гг. он создает целую галерею портретов членов царской фамилии, наибольшую известность из которых получили портреты цесаревен Анны Петровны, Елизаветы Петровны и их кузин — царевен Прасковьи Ивановны и Натальи Алексеевны.
В 1716 г. по личному указанию Петра он уезжает в Италию, где совершенствует свои навыки и мастерство в Венеции и Флоренции и возвращается в Россию только через четыре года. В 1720;1725 гг. он создает целую коллекцию блестящих живописных работ: портреты «Канцлер Г.И. Головкин», «Граф С.Г. Строганов» и «Напольный гетман», батальные полотна, посвященные Куликовской и Полтавской битвам, и, наконец, самую знаменитую свою работу «Петр I на смертном одре», написанную с натуры в январе 1725 г.
|
Андрей Андреевич Матвеев (1701;1739), будучи юным отроком, по личному распоряжению Петра в 1716 г. был направлен на учебу в Голландию, где прошел основательную школу живописи в мастерских А. Боонена и К. Моора, а затем в Антверпенской академии художеств. Вернувшись в Россию, он возглавил «живописную команду», которая являлась составной частью Канцелярии от строений, созданной Петром I в 1703 г. специально для организации работ по строительству Санкт-Петербурга. Среди самых известных его полотен следует назвать такие работы, как «Аллегория живописи» (1725), «Венера и Амур» (1726), портреты князей А.П. Голицына и И.А. Голицына (1728) и знаменитый «Автопортрет с женой» (1729), в которых с наибольшей силой проявилось дарование художника и новатора живописного искусства.
Новым явлением в русской культуре первой четверти XVIII в. стало появление двух новых жанров — скульптурного портрета и скульптурных композиций.
Родоначальником первого жанра стал знаменитый флорентийский скульптор Бартоломео Карло Растрелли, который создал в России скульптурные портреты князя А.Д. Меншикова (1716;1727) и Петра I (1723–1729), а также знаменитые конную статую Петра I у Инженерного замка (1720–1724) и скульптурную статую «Анна Иоанновна с арапчонком» (1733–1741).
|
Родоначальником второго жанра стал французский архитектор Жан-Батист Леблон, который руководил строительством и оформлением Большого каскада фонтанов Петергофского дворца (1716–1719), а также Верхнего сада и Нижнего парка (1714–1725) в том же Петергофе.
В годы петровских реформ русское зодчество переживало переходный период, так или иначе отражавший сильное влияние европейской архитектурной традиции, и, прежде всего, таких новомодных архитектурных стилей, как барокко и ордерный стиль.
Наиболее заметно влияние традиций европейской архитектуры проявилось в становлении и развитии нарышкинского стиля, или стиля московского барокко, для которого были характерны подчеркнутая симметричность композиции, многоярусность и обилие декоративных элементов на фасаде здания.
Но главное, что отличало русское барокко от европейского — это сохранение тектонической основы здания, а не ее разрушение, и абсолютная гармония всей композиции самого сооружения с его внешней отделкой.
Среди наиболее интересных памятников культового зодчества, построенных в стиле московского барокко, следует назвать усадебные башнеобразные храмы, сооруженные в подмосковных селах и в самой Москве — церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690;1694), Спасская церковь в селе Уборы (1690;1697), Троицкая церковь в Троице-Лыково (1698;1703), церковь Воскресения в Кадашах (1698;1702) и церковь Успения Богородицы на Покровке (1697;1705).
Своеобразным сочетанием стиля московского барокко и традиций ордерного стиля, пришедшего в русскую архитектуру в начале нового века, стали знаменитые Сухарева башня (1692;1701), построенная Михаилом Ивановичем Чоглоковым на Сретенке, церковь Знамения в Дубровицах (1690–1704) и церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) на Мясницкой улице в Москве (1704–1707), сооруженные выдающимся русским архитектором Иваном Петровичем Зарудным.
В самом начале нового столетия появляется так называемый ордерный стиль, для которого было характерно широкое использование различных колонн, портиков, ротонд и фронтонов.
Характерными постройками, выполненными в этом стиле, были церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке (1708–1714), надвратная Тихвинская церковь Донского монастыря (1713;1714) и Спасский собор Заиконо-Спасского монастыря (1717), сооруженные по проекту Ивана Петровича Зарудного, церковь Рождества Богородицы в селе Марфино под Москвой (1701;1707), построенная крепостным архитектором В.И. Белозеровым, усадебные храмы князей Б.А. Голицына и Г.Ф. Долгорукова в Подмоклове (1714) и Перово (1715), перестроенные новым владельцем дьяком А.Ф. Курбатовым знаменитые Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве (1703–1711) и здание старого кремлевского Арсенала (1701–1787).
Здание «многострадального» кремлевского Арсенала строили в три этапа, но к эпохе Петра относится только первый (1701;1706) и частично второй (1722–1736) этапы, когда строительными работами руководили архитекторы X. Конрад, Д. Иванов и М. Чеглоков. Блестящий знаток и историк русского искусства, выдающийся русский живописец И.Э. Грабарь совершенно справедливо писал, что русская архитектура XVIII в. «зародилась в своих существенных чертах не на берегах Невы, а именно в Москве».
Принципиально иной архитектурный стиль — так называемый северо-немецкий или голландский вариант барокко со сдержанным суховатым декором и со стремлением к максимальной рациональности, был взят за основу при строительстве новой столицы Санкт-Петербурга.
Выдающимся представителем этого направления в европейском барокко был блестящий итальянский архитектор Доменико Трезини, который был автором многих знаменитых построек северной столицы, в частности Летнего дворца Петра на берегу Фонтанки (1710–1714), Петропавловского собора (1712;1733) и здания Двенадцати коллегий (1722;1742). Он же был автором проекта и первым создателем ансамбля знаменитой Александро-Невской лавры, строительство которой началось в 1710 г.
Заметную роль в создании блистательного облика Санкт-Петербурга и его окрестностей сыграли многие выдающиеся архитекторы, в том числе Бартоломео Карло Растрелли, Жан-Батист Лебон, Иван Кузьмич Коробов, Иван Андреевич Устинов и Михаил Григорьевич Земцов, которые принимали активное участие в проектировании и строительстве первого здания Адмиралтейства (1704–1720), дворца князя А.Д. Меншикова в Ораниенбауме (1710;1725), Большого царского дворца в Петергофе (1714;1725), Голландского домика Петра («Монплезира») в Петергофе (1709;1715), зданий Биржи (1705), Кунсткамеры (1717;1719), Гостиного Двора (1719) и многих других построек северной столицы.
Отличительной особенностью развития русского зодчества первой четверти XVIII в. стало создание первых дворцово-парковых ансамблей, среди которых особой помпезностью и изяществом отличались упомянутые выше Ораниенбаум и Петергоф.
Говоря о развитии архитектуры в петровскую эпоху, следует особо подчеркнуть принципиально новый подход к градостроительству, для которого были характерны:
• создание предварительного плана застройки города и разработка особого типа регулярной планировки городских кварталов и зданий с системой улиц, проспектов и площадей;
• строительство крупных архитектурных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения;
• благоустройство городских кварталов, создание каменных мостовых, нарядная отделка фасадов всех зданий, установка фонарей и т. д.
Все эти новые принципы обустройства городов наиболее ярко проявились при строительстве новой столицы Российской империи Санкт-Петербурга, который сам Петр любовно называл «парадиз» — то есть «рай».
В 1703 г. для строительства северной столицы по указу царя была создана Канцелярия городовых дел (с 1723 г. — Канцелярия от строений), которой вменялось не только проектирование и строительство городских ансамблей, кварталов, проспектов и площадей, но и осуществление пристального надзора за качеством строительства и внутренней отделки зданий.
Изначально было принято решение, что город на Неве будет сооружаться только из камня, поэтому, когда «поделочного» материала стало остро не хватать, в 1714 г. Петр издал специальный указ, запретивший каменное строительство во всех городах страны, кроме Санкт-Петербурга.
Первоначально Петербург застраивался по Генеральным планам, которые были разработаны Д. Трезини и Ж.Б. Леблоном в 1716–1717 гг. Но 1737 г. был составлен новый Генеральный план строительства Петербурга, автором которого стал выдающийся русский зодчий и теоретик архитектуры Петр Михайлович Еропкин — автор первого в России архитектурно-строительного кодекса «Должность архитектурной экспедиции» (1737–1740), на долгие годы определившего свод основных положений и правил архитектурного творчества, которыми руководствовались русские зодчие на протяжении всего XVIII века.