Продолжительность олимпиады – 3 часа (180 минут).




Для жюри

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Муниципальный этап

Класс

Продолжительность олимпиады – 3 часа (180 минут).

Максимальное количество баллов 70 + 5 [1] = 75.

Задание 1. В одной из глав романа-идиллии А. Чудакова «Ложилась мгла на старые ступени» рассказывается о «гении орфографии» - четверокласснике Ваське Гагине, который умудрялся в тексте диктанта, состоящем из ста слов, сделать сто тридцать ошибок. Прочитайте фрагмент из этой главы и выполните приведенные ниже задания.

Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Галина, который это слово писал так: кердпич. Слово исчеркивалось красными чернилами, выводилось на доске. Васька всматривался, вытягивал шею, шевелил губами. А потом писал: керьпичь. Когда учительница поправляла: падежи не коственные, а косвенные, Васька подозрительно хмурил брови, ибо твердо был уверен, что название происходит от слова кость. Клавдия Петровна в конце концов махнула рукой. Написать правильно чеснок его нельзя было заставить никакими человеческими усилиями – другие, более мощные силы водили его пером и заставляли снова и снова догадливо вставлять лишнюю букву и предупредительно озвончать окончание: честног. Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся...

Как вы думаете, какой вывод сделал герой на основе своего орфографического опыта? Сформулируйте его и допишите незаконченное выделенное предложение.

Какие «ошибки» в написании слов кирпич и чеснок пытался «предупредительно» исправить Васька?

Попытайтесь догадаться, какие слова записаны Васькой как пестмо, педжаг, зозтежка, аппрекоз, в клазсе, ва втаромм? Запишите их в верной орфографии.

ОТВЕТ

1. В русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причем как можно дальше от реального звучания.

2. 1) Непроизносимые согласные в корне слова (керДпич, чесТног); 2) мягкий знак для обозначения мягкости согласных (керЬпичь); 3) безударные гласные в корне слова (кЕрдпич); 4) мягкий знак после шипящих (керьпичЬ); 4) сомнительные согласные в корне слова (честноГ)

3. Письмо, пиджак, застежка, абрикос, в классе, во втором.

ОЦЕНИВАНИЕ

1. Формулировка вывода - 1 балл.

2. Указание на ошибку – 1 балл. Всего 4 балла.

3. Верно записанное слово – 0,5 балла. Всего 3 балла.

Итого 8 баллов.

Задание 2. Сравните два предложения друг с другом. Чем отличается одно от другого с грамматической точки зрения?Опишите данное речевое явление и объясните его причины.

1. Ляле и Ване читают Жюль Верна (К.Чуковский).

2. Оле и Паше читают Сергея Михалкова.

ОТВЕТ

1. В 1-м предложении один из компонентов прямого дополнения, имя Жюль,

употреблен в форме им.п., другой его компонент, фамилия, употреблен в форме вин.п., тогда как и имя, и фамилия, являющиеся прямым дополнением во 2-м предложении, употреблены в форме вин.п.

2. У существительных, являющихся иноязычными именами и фамилиями, может

утрачиваться словоизменение - у первого компонента (у имени). Такое явление чаще всего наблюдается, если оба слова в исходной форме односложные; тогда имя и фамилия воспринимаются как единое слово, и первое слово теряет флексию.

ОЦЕНИВАНИЕ

1. Характеристика дополнения до 5 баллов.

2. Указание на утрату словоизменения – 2 балла.

3. Указание на причину – до 3 баллов.

Итого 10 баллов.

 

Задание 3. М. В. Ломоносов в «Российской грамматике» 1755 г. написал: «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты справедливо предпочитается, а особливо выговор буквы «о» без ударения, как «а», много приятнее». Какую неточность допустил великий ученый? Проиллюстрируйте его высказывание тремя примерами.

ОТВЕТ

1. М.В. Ломоносов должен был бы говорить о произношении без ударения звука, а не буквы.

2. Например: [стала] – стола (род.п., мн.ч.), [пащла] – пошла.
ОЦЕНИВАНИЕ

1. Указание на неточность 1 балл.

2. Пример – 0,5 балла. Всего 1,5 балла.

Итого 3,5 балла.

 

Задание 4. Сгруппируйте глаголы в данных словосочетаниях в соответствии с семантикой постфикса – ся. Дайте толкование этой семантике.

Сама одевается, ругается с отцом, собака кусается, люди удивляются, рыба жарится, целуется нежно, сковорода нагревается, оценивается арбитром, корова бодается, моется в бане, отважно сражается, ребенок пугается, преступник разыскивается, платье рвется.

ОТВЕТ

1. Ругаться, целоваться, сражаться - действие людей направлено друг на друга.

2. Жариться, разыскиваться – действие направлено на объект, который назван подлежащим.

3. Кусаться, бодаться – постоянное свойство деятеля.

4. Нагреваться, рваться – действие происходит само по себе, без участия деятеля.

5. Удивляться, пугаться – чувство, состояние, причиной которого является кто-то / что-то.

ОЦЕНИВАНИЕ

1. Распределение по группам - 1 балл. Всего 5 баллов.

2. Толкование семантики – до 2 баллов. Всего 10 баллов.

Итого 15 баллов.

 

Задание 5. В чем заключается трудность определения морфемного состава слов пили, спеть, простой? Ответив на этот вопрос, попытайтесь преодолеть трудность – выделите в них морфемы.

ОТВЕТ

1. Определить морфемный состав этих слов трудно, потому что все они имеют омоформы, для выделения морфем которых необходим контекст.

2. Пи – л - и (воду) = корень – суффикс – окончание – пил – и - □ (доску) = корень суффикс – нулевое окончание

Спе – ть (арбузам еще долго)= корень – суффикс – с- пе – ть (громко) = приставка – корень- суффикс

Прост –ой (вопрос) = корень-окончание – про-стой - □ (машины)= приставка – корень – нулевое окончание

ОЦЕНИВАНИЕ

1. Ответ на вопрос – до 2 баллов.

2. Выделение каждой части слова – 0,5 балла. Всего 8 баллов.

3. Контекст – 0,5 балла. Всего 2 балла.

Итого 12 балла.

Начало формы

 

Конец формы

Задание 6. Прочитайте шутливое стихотворение Г. Остера. Определите синтаксическую роль выделенных слов, дайте им морфологическую характеристику. Как образованы употребленные в стихотворении формы повелительного наклонения?

Например, тебя раздели

И намыливать хотят,

Погоди, не вырывайся,

Не пытайся улизнуть.

Подставляй живот и ноги,

Пусть намылят до ушей.

Чем намыленнее станешь,

Тем быстрее ускользнешь.

ОТВЕТ

1. Намыленнее - форма простой сравнительной степени, образованная от причастия

намыленный; является именной частью составного сказуемого станешь намыленнее. Быстрее - форма простой сравнительной степени наречия быстро, является обстоятельством.

2. Погоди < погод (ят) + суффикс И.

Вырывайся < вырываj(ются) + суффикс Ø

Пытайся < пытаj (ются) + суффикс Ø

Подставляй <подставляj(ют) + суффикс Ø

Пусть намылят < намылят + пусть

ОЦЕНИВАНИЕ

1. Морфологическая характеристика – до 1,5 баллов (каждый признак 0,5 балла). Всего 3 балла.

2. Синтаксическая роль – 0,5 балла. Всего 1 балл.

3. Образование форм повелительного наклонения - 0,5 балла. Всего 2,5 балла.

Итого 6,5 балла.

Задание 7. Какие русские фразеологизмы и поговорки используются в ситуациях, когда англичане говорят:

1. Птичка в руке стоит двух в кустах − …

2. Возить уголь в Ньюкасл − …

3. Хранить в вате − …

4. Холодный, как огурец − …

5. Называть лопату лопатой − …?

ОТВЕТ

1. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2. Ездить в Тулу со своим самоваром

3. Беречь как зеницу ока.

4. Холоден как лед.

5. Называть вещи своими именами.

ОЦЕНИВАНИЕ

Фразеологизм – 1 балл. Итого 5 баллов.

 

Задание 8. В романе «Евгений Онегин» говорится, что мать Татьяны Лариной до замужества “произносить умела в нос” “русский Н как N французский”. Как нужно правильно читать здесь русскую и французскую буквы?

ОТВЕТ

Правильно эту фразу надо читать так: “русский “наш” как “эн” ” французский”. “Наш” – название буквы н в старом кириллическом алфавите.

ОЦЕНИВАНИЕ До 2 баллов.

 

Задание 9. При цитировании отрывка «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина ученик неправильно расставил знаки препинания и поэтому исказил его смысл. Исправьте пунктуацию в этом отрывке так, чтобы он выражал смысл, заложенный в него поэтом. Прокомментируйте свой выбор.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

ОТВЕТ

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

ОЦЕНИВАНИЕ

1. Верная расстановка знаков препинания - 1 балл. Вместо двоеточия допускается

постановка запятой, точки с запятой или точки.

2. Знак после пережил, отделяющий одну часть предложения от другой, необходим,

так как такое членение позволяет адекватно передать содержание высказывания: хозяин пережил своего верного коня, поэтому / и на погребальном обряде не он, а другой конь будет погребен вместе с князем (не ты …ковыль обагришь и … кровью прах напоишь). До 3 баллов.

Итого 4 балла.

 

Задание 10. Определите, сколько раз каждый звук слова циркуль встречается в пословице

С нелюбимым жить только маяться.

ОТВЕТ

1. В слове циркуль 6 звуков: [цыркул’], из них в пословице встречаются 1 звук [ц],

2 звука [ы], 1 звук [у], 2 звука [л’]. ([с-н’ил’уб’имым жыт’ тол’къ маjиццъ])

 

ОЦЕНИВАНИЕ 5 баллов.


[1] При оценивании выполнения заданий следует учитывать языковую грамотность ответов (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок). Руководствоваться при этом следует «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (с привлечением пятибалльной системы). Таким образом, к сумме баллов, полученных за выполнение заданий, добавляются или не добавляются баллы за грамотность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: